Смекни!
smekni.com

Прибыль и факторы, ее определяющие (стр. 2 из 5)

В Швеции имеет место отчуждение продукта наемного труда не только фир­мами, если понимать этот процесс в трактовке традиционной поли­тической экономии, но и государством в форме налогового обло­жения. Но всем хорошо известно, что в Швеции один из самых высоких в Европе уровень налоговых ставок. Одновременно в Шве­ции один из самых высоких в мире уровень жизни населения, в том числе и наемных работников. Нельзя не отметить, что высокий уровень эксплуатации имел место в СССР, руководители которого заявляли на весь мир о создании развитого социализма, об унич­тожении в странах социализма эксплуатации и всего, что с ней связано. Весьма весомая часть отчуждаемого у работников продукта их труда направлялась на цели, ничего общего с их благосостояни­ем не имеющими. Достаточно вспомнить огромные затраты на ве­дение холодной войны, милитаризацию национального хозяйства Советского Союза, курс на преимущественное развитие производства средств производства и т. д[3].

Недостаток второй точки зрения на сущность прибыли состоит в том, что, определяя, за что предприниматель получает прибыль, она не дает ответа на вопрос, где источник этой прибыли. Как известно, на рынке обмениваются эквиваленты (Т - Т). Значит, извлечь выго­ду на рынке нельзя. Здесь происходит лишь перераспределение этой выгоды между его участниками. И здесь, думается, ближе к истине К. Маркс, доказывающий, что прибыль есть результат про­изводства.

§ 2. Прибыль как факторный доход

Итак, мы установили, что прибыль в рыночном хозяйстве является вознагражде­нием такого специфического фактора как предпринимательство. Специфического, во-первых, потому, что предпринимательство, в отличие от капитала или земли, неося­заемо. Во-вторых, мы не можем трактовать прибыль как своеобразную равновесную цену, по аналогии с рынком труда, капитала и земли. Но что понимается под термином прибыль, когда мы говорим о факторном доходе?

Прибыль обычно определяют как разность между пол­ной выручкой и полными издержками. Однако уже этот упрощенный подход к проблеме рождает новые вопросы. Определение полной выручки не составляет трудности (это произведение количества произведенной продукции на це­ну единицы товара). Но что следует включать в полные издержки?

С точки зрения бухгалтера, в издержки должны вклю­чаться денежные расходы, которые фирма несет на приоб­ретение машин, оборудования, сырья, материалов, на вы­плату заработной платы работникам и т. д. Фирма выплачивает эти деньги внешним по отношению к ней хозяйствующим субъектам, она покупает необходимые ре­сурсы на рынке. Поэтому эти затраты называются внешни­ми издержками. Внешние, или бухгалтерские издержки, включают в себя только явные денежные затраты. В этой связи бухгалтерская прибыль представляет собой разность между полной выручкой и внешними (бухгалтерскими) издержками.

Однако, согласно экономической теории, капитал является одним из факторов производства, а вознаграждение каждого фактора производства соответствует его предель­ному вкладу в создание продукта, и следовательно, должно входить в издержки. Другими словами, в экономические издержки должна входить стоимость услуг всех факторов производства, независимо от того, покупаются ли они на рынке или являются собственностью фирмы.

Любые затраты, а значит, и издержки производства, должны рассматриваться с точки зрения ценности альтернативных возможностей, которыми прихо­дится жертвовать. Так, любой предприниматель, выбирая сферу приложения своего капитала, сравнивает альтернативные варианты с точки зрения ожидаемых выгод и вы­бирает наиболее эффективный для себя вариант. Выбрав, например, вложение капитала в производство мебели, он, по существу, отказывается (жертвует) от получения дохода в сельском хозяйстве или страховом деле. Этот упущенный, или альтернативный доход должен входить в издержки владельца капитала[4].

Используя собственные ресурсы (собственный капитал, собственную землю, собственные предпринимательские способности), владелец этих факторов не несет явных денежных затрат, это неоплачиваемые, или внутренние из­держки. Но это именно издержки, поскольку они могут быть представлены в денежной форме в виде платежей, которые могли бы быть получены фирмой при альтерна­тивном использовании данных внутренних ресурсов. По­теря этих платежей и означает, что фирма несет издерж­ки.

Вместе с тем, очевидно, что в условиях свободной конкуренции переливы капитала из отрасли в отрасль в по­исках более высокого дохода должны привести к выравниванию альтернативной ценности различных вариантов ка­питаловложений. В этом случае полные издержки предпринимателя совпадут с полной выручкой. Значит ли это, что предприниматель — владелец капитала не получит никакого дохода? Такой вывод будет ошибочным.

Доход предпринимателя будет складываться, по крайней мере, из двух частей. Одна часть дохода будет представлять собой плату за труд предпринимателя, за организацию и ведение дела, т. е. то, что в современной экономической науке принято называть безусловной заработной платой. Вторая часть дохода предпринимателя обусловлена тем, что он собственник капитала и вложил в дело этот капитал. Как уже было показано, эта часть дохода может быть выражена в виде годовой процентной ставки, которая, в свою очередь, является количественным выражением чис­той производительности капитала.

Эти две части дохода предпринимателя будут представ­лять собой прибыль с точки зрения бухгалтера, но с точки зрения экономиста — это все элементы издержек. Эконо­мическая прибыль возникает в том случае, если общая выручка превышает все издержки — и внешние, и внутрен­ние, включая в последние и нормальную прибыль на капитал в размере процента. Существует ли экономическая чистая прибыль как разница между полной выручкой и полными издержками и что она собой представляет?

В предыдущем анализе мы исходили из наличия условий свободной конкуренции, ничем не ограничиваемых пере­ливов капитала в поисках более высокого дохода, опти­мального поведения хозяйствующих индивидуумов, основанного на рациональном использовании полной и досто­верной информации. Кроме того, мы фактически предпо­лагаем, что экономика является статичной, т. е. ее важнейшие параметры — численность населения, предло­жение ресурсов, технический уровень производства, вкусы и предпочтения остаются неизменными. Статичная эконо­мика вполне предсказуема, экономическая неопределен­ность сведена к минимуму. В таких условиях экономиче­ская прибыль (сверх вознаграждения за управленческий груд и дохода в форме чистой производительности капита­ла) должна исчезнуть.

Итак, нулевая экономическая прибыль является следстви­ем статичной экономики и свободной конкуренции в чистом виде. Но в реальной действительности свободная конку­ренция, полное равновесие рынка, статичная экономика существовать не могут. Всегда имеются определенная сте­пень несовершенства конкуренции (монополизация рын­ка), рыночное неравновесие, неоптимальное поведение индивидуумов. Экономика всегда находится в состоянии динамики, поскольку изменяется население, открываются новые источники сырья, развиваются наука и техника, возникают новые потребности и т. д. Сама экономическая информация является редким благом, недоступной в оди­наковой степени для всех участников экономических от­ношений. Иными словами, любая конкурентная рыночная ситуация характеризуется как известной неопределенностью в результате динамичности экономической системы, так и значительным контролем над производством и ценами в результате монополизации рынков.

Именно эта неопределенность рынка, с одной стороны, и монополизация рынка, с другой, и порождают экономи­ческую прибыль, получаемую отдельными предпринимате­лями как дополнительный, избыточный доход, превыше­ние полной выручки над полными издержками.

Причины появления этого дополнительного дохода мо­гут быть разнообразными: концентрация производства и дифференциация продукта, тайный сговор производителей и технические нововведения, новаторская деятельность предпринимателей, связанная с предвидением, оригиналь­ностью мышления, смелостью и т. п.

Таким образом, если предпринимательство выступает как фактор, нарушающий равновесие рынка, смещающий кривые спроса и предложения в иное положение под воздействием открытия новых технологий, новых рынков и т. п., то и прибыль не может выступать как равновесная цена.

Вместе с тем важно подчеркнуть, что неопределенность, приносящая прибыль одним предприятиям, одновременно порождает убытки для других. Однако постоянная угроза убытков является таким же мощным стимулом, как и желание получить прибыль.

§ 3. Функции прибыли

Прибыль — это первичный двигатель, или генера­тор, капиталистической экономики. Как таковая, прибыль воздействует и на уровень использования ресурсов, и на их распределение среди альтернатив­ных пользователей. Именно прибыль — или, лучше, ожидание прибыли — побуждает фирму осуществ­лять нововведения. А нововведения стимулируют инвестиции, общий выпуск продукции и занятость. Нововведения являются основным фактором эконо­мического роста, и именно погоня за прибылью лежит в основе большинства нововведений. Однако ожидания прибыли очень изменчивы, ввиду того что инвестиции, занятость и темпы роста нестабильны. Прибыль действует "несовершенно" как стимул для нововведений и инвестирования.

Вероятно, прибыль более эффективно выполняет задачу распределения ресурсов среди альтернатив­ных видов производства. Предприниматели стремятся извлечь прибыль и избегать потерь. Появление экономичес­кой прибыли — это сигнал о том, что общество желает расширения данной конкретной отрасли. Фактически же вознаграждение в виде прибыли яв­ляется не только стимулом к расширению отрасли; оно также выступает как финансовые средства, с по­мощью которых фирмы в таких отраслях могут увеличивать свои производственные мощности.