Поворот к исследованию производства открыл путь для возникновения научной политической экономии. Наиболее обоснованные ответы на рассматриваемые вопросы дала классическая школа. Ее представители Давид Риккардо (1772-1823 гг.), Адам Смит (1723-1790) установили, что богатство нации возникает в материальном производстве, причем во всех его отраслях. Его всеобщей универсальной формой выступает стоимость товаров. А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, подчеркнув роль производительного труда, создал учение о доходах.
Рост богатства происходит тогда, когда первоначально затраченная сумма прирастает на дополнительную величину (прибавочную стоимость, или прибыль). Это принципиально важное открытие, которое и позволило экономической теории, в конечном счете, стать подлинной наукой. В это же время формируются взгляды утопического социализма, основные положения которого изложены в трудах Томаса Мора "Утопия", Кампанеллы "Город Солнца". Позднее в это учение внесли вклад Ш. Фурье, К. Сен-Симон, Р. Оуэн.
На основе классической политической экономии и утопического социализма складывается марксистское направление.
До сих пор экономическая наука нашей страны развивалась в основном в рамках марксистской школы. В любом серьезном исследовании истории экономической мысли этой школе уделяется большое внимание. Так, П. Самуэльсон и В. Нор-дхаус ставят "Капитал" К. Маркса в один ряд с "Богатством народов" А. Смита и "Общей теорией занятости, процента и денег" Д.М. Кейнса, рассматривая все эти произведения как узловые пункты развития мировой экономической теории.
К числу современных направлений экономической мысли относится неоклассическая школа, представители которой формулируют субъективную теорию стоимости и теорию равновесия. Экономическое хозяйство рассматривается ими как совокупность микроэкономических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках. Исходным пунктом в этом анализе выступает спрос и предложение, потребность и потребление.
В XIX в. экономическая наука все больше изучает законы ценообразования и рационального использования ресурсов, оптимального использования факторов производства и достижения предельных результатов (основные представители этой школы - А. Маршалл, К. Кобб, П. Дуглас).
Догматическое понимание главных идей марксизма при попытке построить социалистическое общество в отдельных странах оказало плохую услугу этому великому для своего времени учению. Оно не лишено отдельных недостатков, один из которых то, что главное внимание в нем уделялось антагонизму классов, а практические рекомендации для процветания общество остались на заднем плане. История лишь частично подтвердила справедливость положений и выводов марксистской экономической теории.
Во второй половине XIX в. в экономической теории возникло направление под названием маржинализм. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы К. Менгер, Ф. фон Визер, Э. фон Бем-Баверк, а также английский экономист У. Джевонс.
Школа маржинализма сформировалась на основе критики исторической школы, абсолютизировавшей эмпирический метод в изучении экономических явлений. Маржиналисты, напротив, доказывали необходимость общих закономерностей экономической жизни, первостепенность абстрактно логического метода научного анализа, вне зависимости от национальной специфики. Эта принципиальная позиция методологии дает основание утверждать о родстве маржинализма с рикардианством. В связи с этим маржиналистов (особенно представителей кембриджской школы) называют еще и "неоклассиками". В то же время маржинализм противопоставил рикардианской трудовой теории стоимости теорию полезности, где величина меновой стоимости выводится не из необходимых трудовых затрат, а из интенсивности потребления. Существовавшая ранее теория полезности (Э. Кондильяк и Ф. Галиани), была усовершенствована маржиналистами на основе применения метода предельного анализа, который и дал название новой экономической школе. Этот метод применялся впоследствии при построении других концепций маржинализма: теории общего равновесия, распределения, издержек производства и др.
А. Смит вошел в историю экономической мысли как основоположник классической политической экономики. Главные представители: У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо (Великобритания), П. Буагильбер, А.Р.Ж. Тюрго, Ф. Кенэ (Франция), Ж.Ш. Сисмонди (Швейцария). В основе теоретических построений классической школы лежало представление о том, что процессы производства, распределения и потребления богатства определяются объективными экономическими законами. Классическая школа исследовала механизм воспроизводства, денежное обращение и кредит, государственные финансы, разрабатывала трудовую теорию стоимости. Выступала за экономическую свободу, ограничение вмешательства государства в экономику. Оказала значительное влияние на развитие экономической науки.
Внесение ясности в вопрос – что изучает экономическая теория – представляет большую сложность. При всех различиях в определениях предмета экономической теории не подлежит сомнению, что экономическая наука исследует вполне определенные аспекты деятельности людей (общества) во вполне определенной сфере (или сферах). Это общественная научная дисциплина, изучающая общество. Однако за два с половиной столетия становления экономической науки как самостоятельной академической дисциплины общество, изучаемое экономистами, сильно изменилось, т.е. изменился сам предмет.
В настоящее время сложилось два основных подхода к определению предмета экономической теории. Один из них традиционно связывают с учением К. Маркса, проводящего разграничение материально-вещественного содержания производства и его общественной формы, т.е. производительных сил и производственных отношений. Производительные силы сами по себе не являются предметом экономической теории (политической экономии), поскольку выражают отношение человека к природе и характеризуют организационно-техническую сторону любого производства, служащую предметом изучения не политической экономии и не общественных наук в целом, а наук естественных и технических. Что же касается производственных отношений, общественной стороны производства, то они и составляют предмет политической экономии.
Производственными отношениями марксисты называют отношения, возникающие между людьми в процессе производства. Обмена и потребления материальных благ. Как предмет политической экономии производственные отношения понимаются в узком смысле, т.е. в смысле экономических отношений.
Экономические отношения отличаются тем, что во всех своих звеньях они связаны с характером и формой присвоения средств производства и продуктов труда, или собственностью на средства производства и продукты труда. Характер и формы присвоения специфичны на различных ступенях развития общества. Следует различать право собственности, которое регулируется юридическими законами, определяющими порядок распоряжения, владения и пользования движимым и недвижимым имуществом в той или иной стране, и экономическое содержание собственности, которое выражает внутреннюю связь и в этом смысле экономическую основу всей совокупности производственных отношений как экономических отношений определенного социально-исторического типа.
Производственные отношения - это классовые отношения. Отсюда, классовый, партийный характер политической экономии как наука в ее марксистском понимании.
Производительные силы и производственные отношения – две неразрывно связанные между собой стороны общественного производства. Качественно отличные этапы в развитии общественного производства в целом, в единстве двух его сторон образуют способы производства.
Исходя из определяющей роли материального производства и производственных отношений в общественной жизни, марксистская наука установила, что совокупность производственных отношений составляет реальный базис, экономическую структуру общества, на которой вырастает надстройка – система политических, правовых, идеологических, национальных, семейных и прочих социальных отношений и соответствующих им идей и учреждений.
Другой подход к определению предмета экономической теории характерен для западной экономической науки. Термин "политическая экономия" довольно редко встречается в современной зарубежной экономической литературе. Многие ее авторы полагают, что этот термин не позволяет разобраться в сути коренных изменений, произошедших за последнее время в экономической жизни и науке. Особый упор в данной связи делается на прикладной характер изучения экономики, на выработку на такой основе практических рекомендаций, которые используются в экономической политике. Во многих западных странах в качестве учебной дисциплины изучается "Экономикс", который претендует на роль общей экономической теории.
Специфическим предметом "Экономикса" являются хозяйственные отношения, т.е. отношения по поводу организации производства, распределения обмена и потребления, материальных благ в человеческом обществе. Так как всякая хозяйственная деятельность людей находится в непосредственной зависимости от них самих, "экономикс" изучает побудительный мотивы, стимулы поведения хозяйствующих субъектов в конкретной ситуации.
Этот подход к определению предмета общей экономической теории имеет давнюю традицию. Так А. Маршал писал, что экономическая теория изучает "главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни"[1]. Впоследствии эта точка зрения нашла широкую поддержку в работах западных ученых. Например, К. Макконелл и С. Брю считают, что "экономикс – это исследование поведения людей в процессе производства, распределния и потребления материальных благ и услуг". [2]