Галопирующая инфляция (не говоря уже о гиперинфляции) инфляция пагубно сказывается на производстве, финансах, кредите и денежном обращении. При ней начинаются глубокие деформации рыночного механизма, поражается его центральное звено – система цен. Деньги перестают выполнять свои функции, в оборот внедряются различные денежные суррогаты, появляются локальные денежные единицы, национальная валюта вытесняется более твёрдой – иностранной. За крахом системы денежного обращения неизбежно следуют распад и деградация национального хозяйства, проявляются сепаратистские тенденции в регионах.
Инфляция затрудняет проведение экономической политики, обесценивает сбережения населения, активизирует бегство от денег к товарам, подрывает стимулы к денежному накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной системы. Инфляция, прежде всего, приводит к тому, что все денежные доходы (как населения, так и предприятий и государства) фактически уменьшаются. Это определяется различиями между номинальным доходом и реальным. Поэтому от инфляции в наибольшей степени страдают люди с фиксированными доходами. Высокая инфляция активно противодействует экономическому росту. При среднегодовых темпах инфляции около 40 % и выше экономический рост, как правило, прекращается. Верно и обратное: чем ниже в стране темпы инфляции, тем обычно выше темпы экономического роста, причём они максимальны при минимальных темпах инфляции.
Итак, к основным последствиям инфляции относятся:
Перераспределение доходов и богатства:
1. между разными сферами производства и регионами в силу неравномерного роста цен;
2. между населением и государством, так как государство использует излишнюю денежную эмиссию в качестве дополнительного источника своих доходов. Выпуская необеспеченные товарами бумажные деньги, государство фактически осуществляет скрытое налогообложение граждан через действия эффекта инфляционного налогообложения. Он проявляется в экономике, где действует прогрессивная система подоходного налогообложения. Последняя по мере роста инфляции автоматически зачисляет различные социальные группы во всё более состоятельные категории граждан вне зависимости от того, возрос ли их доход реально или только номинально. При этом индексация всех доходов является малоэффективной, ибо в силу несбалансированного роста цен усиливается отрыв номинального значения дохода от реального, причём у различных групп населения по-разному, в разное время и с различной скоростью. Единая индексация оценивает все доходы формально, т. е. по номиналу.
3. между классами и слоями населения. Быстрое социальное расслоение, углубление имущественного неравенства – неизбежные спутники инфляции, которая негативно влияет на благосостояние населения сразу по двум направлениям – через сбережения и текущее потребление. Поскольку большая часть благ, входящих в потребительский набор, относится к разряду товаров неэластичного спроса, их постоянное удорожание оборачивается с прямым снижением жизненного уровня беднейших слоёв населения. Инфляция особенно опасна для категории населения, получающих фиксированные доходы: пенсионеров, учащихся, иждивенцев и прочие. Именно у этих людей преобладающую роль в активах играют наличные деньги и накопления, аккумулированные в кредитных учреждениях. С ростом цен их реальная стоимость (покупательная способность) уменьшается.
Должники богатеют за счет своих кредиторов. Причём выигрывают дебиторы на всех уровнях, так как ссуда берётся при одной покупательной способности денег, а возвращаются, когда на эту сумму можно купить гораздо меньше. Инфляция также увеличивает стоимость недвижимого имущества, драгоценностей. Инфляция сужает мотивы к трудовой деятельности, подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков.
Так, по официальным данным россияне в 1999 г. стали на 15% беднее, чем в 1998 г., а численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума превысила 50 млн. чел. Замедлилось повышение стоимости прожиточного минимума. Рост реальной заработной платы, и особенно пенсий, оказался ниже, чем в 2001 г. (табл. 4).
Таблица 4
Основные показатели изменения потребительского рынка (в % к предшествующему году)[3]
Показатели | 2000 г. | 2001 г. |
Расходы на конечное потребление | 107,7 | |
Среднемесячная зарплата (реальная) | 120,9 | 119,8 |
Среднемесячная пенсия (реальная) | 128,0 | 121,4 |
Реальные денежные доходы на душу населения | 109,0 | 106,3 |
Таким образом, в последнее время наблюдается некоторое замедление темпов роста реальных доходов населения (заработной платы и, особенно, пенсий), что свидетельствует о наличии высоких темпов инфляции. В 2001 г. в реальном выражении, за вычетом инфляции, люди стали жить лучше на 6,3%, что составило 86,4% к уровню 1997 г., но уровень жизни населения еще не достиг той планки, которая была в 1998 г. В 2001 г. индекс цен был равен 118,6. Это значит, что в 2001 г. цены были на 18,6% выше, чем в 2000 г., или, проще говоря, потребительская корзина, которая в 2000 г. стоила 100 руб., в 2001 г. стоила 118,6 руб. Динамика показателей доходов и расходов на потребление скрывает резкую дифференциацию их уровня по отдельным социальным группам населения, которая не уменьшается. Для 2001 г. было характерно лишь незначительное улучшение положения населения. Так, доля денежных доходов в 2001 г., полученных четвертой и пятой 20 %-ми группами населения с высоким уровнем душевых доходов, практически не снизилась и составляла 48,7% (в 2000 г. – 48,8%). На прежнем уровне (30,9%) осталась доля доходов первых трех 20 %-ных групп населения со средним и низким уровнем доходов. Ниже границ бедности остались доходы 28,8 % общей численности населения страны (в 2000 г. было 29,1%). Коэффициент Джинни (индекс концентрации доходов) составил 0,396 (в 2000 г. – 0,399). (31, с. 8).
Лишь в 2002 г. уровень жизни населения постепенно приближается к уровню 1998 года. Реальные доходы населения возросли за первое полугодие 2002 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 7,9%.
Инфляция оказывает также серьезное влияние на занятость населения. Это влияние наглядно описывается моделью “инфляция спроса”, предложенной в 1958 году английским экономистом А.Филлипсом. Используя данные статистики Великобритании за 1861-1956гг. Он построил кривую, отражающую обратную зависимость между изменением ставок заработной платы и уровнем безработицы. В дальнейшем американские экономисты П.Самуэльсон и Р.Солоу модифицировали кривую Филлипса, заменив ставки заработной платы на темпы роста товарных цен
Практика показывает, что кривая Филлипса применима для экономической ситуации в краткосрочный период, так как в долгосрочном плане, несмотря на высокий уровень безработицы, инфляция продолжает нарастать.
Рост инфляции практически всегда сочетается с высокой, хотя и неполной занятостью и большим объемом национального производства. И наоборот, снижение инфляции совпадает по времени со спадом производства и ростом безработицы. Пример – Польша весной 1990 г., где частичная стабилизация роста цен сопровождалась продолжающимся спадом производства и значительным ростом безработицы (только за весну 1990 г. безработица возросла в 2 раза – с 200 тыс. до 400 тыс. человек). Однако считается, что кривая Филлипса применима лишь для анализа в условиях умеренной инфляции с постоянным темпом. При неожиданных экономических потрясениях, темп инфляции возрастает неожиданно и может сопровождаться резким увеличением безработицы.
На смену модели Филлипса пришла теория естественного уровня безработицы. Суть этой теории заключается в том, что в долгосрочном плане умеренный уровень инфляции возможен лишь при естественном уровне безработицы, который определяется структурой рынка, с учетом инфляции о потребностях в различных профессиях. Однако экономическая политика, направленная на обеспечение естественного уровня безработицы и снижение темпов инфляции до умеренных и стабильных, не всегда достигает намеченных целей. При достижении естественного уровня безработицы инфляция какое-то время продолжает расти. (7, с. 330).
Уровень безработицы в России постепенно снижается, что свидетельствует о постепенном сокращении темпов инфляции (табл. 5).
Таблица 5
Уровень безработицы в России[4]
Годы | Уровень безработицы, % |
1997 | 11.2 |
1998 | 13.3 |
1999 | 11.7 |
2000 | 11.3 |
2001 | 10.0 |
В 2001 году ситуация на рынке труда России характеризовалась положительными тенденциями, сформировавшимися в конце 1999 года, - устойчивым снижением численности безработных и ростом занятого в экономике населения. Численность занятых в 2001 г. увеличилась на 1,3% (в 2000 г. – также на 1,3%). Увеличение занятости имело место при сокращении общей численности всего и экономически активного населения (на 0,6%). Численность безработных в 2001 г. сократилась на 15% по сравнению с 2000 г. (в 2000 г. она сократилась на 18,7%) и составила в конце сентября 5,7 млн. человек (8,1% экономически активного населения). При этом инфляция в 2001 г. была ниже, чем в 2000 г, что подтверждает теорию естественного уровня безработицы. (31, с5).