Смекни!
smekni.com

Проблемы удвоения ВВП (стр. 2 из 6)

Что касается роли государственного регулирования, то его усиление, по мнению некоторых ученых, повсеместно оказывало негативное воздействие на экономический рост. Вместе с тем, как справедливо отмечают Р. Дорнбуш и С. Фишер, данное явление необходимо правильно интерпретировать: вмешательство государства, направленное, например, на уменьшение загрязнения, улучшает качество окружающей среды и укрепляет здоровье нации, хотя и не отражается на росте ВВП.


Глава 2. Перспективы удвоения ВВП России

Стоимостная оценка ВВП России, анализ положения страны в мировой экономике и оценка ее внутреннего экономического потенциала несколько осложняется различными методологиями расчетов, которые применялись в мировой практике и в России. Кроме того, в связи с резкими изменениями в соотношении национальной российской валюты и доллара США, на котором базируются международные социально-экономические сопоставления, возникают трудности в оценке реальных размеров ВВП России.

Устойчивая тенденция к снижению стоимости ВВП в России прослеживалась с началом так называемых экономических преобразований в 90-е годы прошлого столетия.

Валовой внутренний продукт России, по данным Госкомстата, исчисленный в соответствии с новой концепцией национальных счетов, в период с 1990 по 1998 г. сократился более чем на половину: (1991 г. -12,5%, 1992 г. -14,5%, 1993 г. - 8,7%, 1994 г. - 12,6%, 1995 г. - 4,1, 1996 г. - 4,9%), 1997 г. (рост на 0,9%), 1998 г. - 4,6%.

В 1997 году впервые за годы реформ был зафиксирован рост ВВП на 0,9%, однако уже в следующем году глубокий финансовый кризис в России усугубил положение в экономике страны и явился катализатором дальнейшего падения стоимости ВВП. В 90-е годы по темпам снижения ВВП Россия являлась одним из мировых лидеров среди государств, имеющих отрицательный прирост ВВП.

В конце 90-х годов после смены политического руководства страны начался этап реальных экономических преобразований, которые сопровождались ростом ВВП. В 1999 г. ВВП России увеличился на 3,2%, 2000г. – 5,0%, 2001 г. – 4,1%, 2002 г. – 4,3%, 2003 г. – на 7,3%.

Очевидно, что сокращение абсолютных размеров ВВП в России в 90-е годы сопровождалось снижением ВВП на душу населения. Так, показатель, рассчитанный по обменному курсу в середине 90-х годов, составлял 4500 долл. и имел ярко выраженную тенденцию к сокращению. В 1995 г. ВВП России на душу населения сократился до 4389 долл., в 1996 г. – до 4228 долл., и в 1997 г. – до 4000 долл., что естественно ухудшило и показатель международных сравнений России с другими странами мира. В тот период Россию по этому показателю опережали многие развивающиеся страны, в том числе Колумбия, Таиланд, Чили, Малайзия и многие другие. По показателю ВВП на душу населения, подсчитанному по данной методологии, Россия оказалась в шестой десятке стран мира, тогда как до начала экономических реформ она входила в число десяти наиболее развитых стран.

По паритетам покупательной способности ВВП России на душу населения в 2000 г. Составлял 8,7 тыс. долл. И был в 3 раза меньше, чем в промышленно развитых странах.

Значительная разница в оценке стоимости ВВП России при применении различных методик свидетельствует, прежде всего, об искусственном занижении курса национальной российской валюты. Разрыв между паритетом покупательной способности и валютным курсом российского рубля по отношению к доллару США составлял в 1993 г. – 4,0 раза, в 1994 г. – 2,3, в 1995 г. – 1,7, в 2000 г. – 2 раза.

Весьма гипертрофированной, с точки зрения современной развитой рыночной экономики, в 90-е годы прошлого столетия выглядела отраслевая структура ВВП России.

С одной стороны около 30% ВВП приходилось на промышленность – это был весьма высокий показатель в мире; с другой – лишь 20% ВВП составляла сфера услуг. Это был один из самых низких показателей в мире по сравнению с промышленно развитым странами (США – 75%, Гонконг – 73%, Канада – 68%, Франция – 67%, Нидерланды – 65%).

Наиболее существенные изменения в 90-е годы прошлого столетия произошли в производстве ВВП по формам собственности. К концу 90-х годов прошлого столетия доля добавленной стоимости негосударственных предприятий составила почти 70% ВВП против 52% в 1993 г., в том числе доля частных предприятий возросла до 40%. Это было обусловлено интенсивным процессом приватизации и быстрым ростом количества коммерческих структур.

В период экономических реформ произошли определенные изменения в структуре ВВП по конечному потреблению. В 1992 г. доля валовых накоплений в ВВП составляла 36% (в том числе валовое накопление основного капитала – 25%), и по этому показателю Россия занимала 3-е место в мире после Сингапура и Южной Кореи. К 1999 г. Доля валовых накоплений в ВВП России сократилась в 2 с лишним раза – до 15%.[6]

Начиная с 2000 г. Наметилась тенденция к росту валового накопления, которое к 2003 г. увеличилось до 22%, в том числе основного капитала – до 18%. В проекте программы Правительства России на долгосрочную перспективу планируется увеличить долю валового накопления в ВВП к 2010 г. до 27%.

В 90-е годы удельный вес расходов на конечное национальное потребление возрос с 50% в 1992 г. до 77% в 1999г. Однако это свидетельствовало не о росте благосостояния населения, а скорее о проедании национального богатства страны

Если сравнить величину расходов на конечно потребление в расчете на душу населения в России в начале 90-х годов (около 500 долл.), то данные показатель был почти в 40 раз меньше, чем в ведущих промышленно развитых странах. В частности, данный показатель в Швейцарии и Японии составлял около 20 тыс. долл., в США почти 17 тыс. долл.

По показателю расходов на конечное потребление в расчете на душу населения Россия в начале 90-х годов занимала 39-е место, уступая таким странам, как Колумбия, Филиппины, Индонезия, Индия, Китай и др.

Показатель выработки ВВП на одного занятого позволяет рассчитать показатель народнохозяйственной эффективности и производительности труда. Показатель годовой выработки на одного занятого, рассчитанный делением условно чистой продукции на количество занятых в народном хозяйстве, составил в России в 2000 г. 19,5 тыс. долл. против 83,3 тыс. долл. в США. Разница четырехкратная, в то время как разница при сопоставлении аналогичных показателей, рассчитанных по текущим ценам и курсу, составляла более 9 раз.

Учитывая масштабы сокращения ВВП России в период так называемых радикальных экономических преобразований 90-х годов, размеры уже созданных экономических потенциалов многих стран мира, а также реалистичные оценки их роста, шансов на возвращение России по размерам ВВП в первую десятку стран мира в ближайшие десятилетия невелики.

Даже при самом оптимистичном прогнозе развития экономики России ее ВВП в обозримой перспективе будет значительно меньше соответствующих показателей ведущих стран мира.

В послании Президента РФ Федеральному собранию в 2003 г. была поставлена задача за десятилетие как минимум удвоить ВВП.

В проекте программы Правительства России на среднесрочную перспективу ВВП, исчисленный по объему по обменному курсу, в 2008 г. мог составить около 700 млрд. долл.

Западные экономисты за целый ряд особенностей функционирования российскую экономику в 90-е годы прошлого столетия называли виртуальной.[17] Такое название российская экономика получила, прежде всего, потому, что была построена на иллюзорном представлении практически обо всех важнейших рыночных экономических параметрах – ценах, объемах продаж, заработной плате, налогах и бюджете.

Кроме того, сохранились неденежные формы расчетов, сопровождающееся множественностью форм и инструментов платежа, огромная задолженность по платежам.

В основе виртуальной экономики лежит обманчивое представление о том, что положение в экономике лучше, чем оно есть на самом деле. Следует обратить внимание на тот факт, что значительная часть ВВП России производится в теневой экономике и соответственно не учитывается официальной статистикой.

Существуют различные оценки доли теневой экономики в России. В частности, по данным официальной статистики неформальный сектор экономики России в 2003 г. составлял 20%. Эксперты МБРР оценивали данный показатель для России в 2003 г. в 40%. По самым пессимистичным оценкам доля теневой экономики России достигала 45-50%.

Для сравнения, в промышленно развитых странах (странах ОЭСР) данный показатель в конце 90-х годов составлял 13-15%, в том числе в США – 9%, ФРГ – 15%, Италии – 27%.

В странах Азии масштабы теневой экономики были значительно выше и составляли в среднем 35% от ВВП, в странах Центральной и Южной Америке – 39%, в африканских государствах – 44%.[18]

Последовательно проведение налоговой реформы и резкое снижение налогового бремени товаропроизводителя будет способствовать уменьшению размеров теневой экономики России, что в свою очередь приведет к реальному увеличению стоимостных показателей роста ВВП.

По паритету покупательной способности валют в период до 2008 г. ВВП России может превысить 2000-2500 млрд. долл., а к 2013 г. достичь 3000 млрд. долл. По этому показателю Россия может войти в первую десятку стран мира.

2.1 Удвоение ВВП России – задача материальная

Удвоение ВВП - чисто материальная задача. Любой практик-предприниматель, ученый-экономист, политик должны знать, что закон, открытый Ломоносовым: из ничего ничего не получается – работает и в этом случае. Произвести новые товары, новые услуги можно только затратив финансы, труд, другие материальные ресурсы. Если ВВП на сегодня составляют около 300 млрд. долларов, то его удвоение означает необходимость произвести товаров и услуг еще на 300 млрд. долларов. Представим себе, что российская национальная экономика сродни очень крупной производящей компании. Чтобы произвести новую добавленную стоимость, то есть новые товары и услуги, эта компания должна сработать, потребить инвестиции, энергию, комплектующие материалы, выплатить зарплаты и при определенном уровне рентабельности получить новую продукцию, прирост ВВП. Как можно оценить уровень рентабельности корпорации под названием «национальная экономика России»? Она известна. В промышленности эта величина исчисляется единицами и редко десятками процентов. В финансовом секторе, в секторе топливно-энергетического комплекса, особенно, в экспортной его компоненте - многими десятками процентов и сотнями процентов. В среднем эта величина составляет около 50%. Итак, корпорация под названием «национальная экономика России» имеет рентабельность приблизительно 50%. Мы хотим за 8-10 лет получить прирост производства на 300 млрд. долларов. Сколько мы должны вложить средств, чтобы получить такой эффект? Ответ очевиден: около 600 млрд. долларов. Вот это и есть основная проблема задачи удвоения ВВП. Каждый, кто хотел бы решить эту проблему: от Президента, до политика или партийного лидера, или экономиста, или ученого, советника Президента – должны ответить на главный вопрос - откуда взять деньги? Откуда взять эти 60 дополнительных миллиардов долларов ежегодно? Вот такую, по существу, задачу поставил Президент. Никто не говорит, что задача удвоения ВВП – задача материальная, что, прежде всего надо найти масштабные источники новых инвестиционных ресурсов. Очень важно при этом заметить, что из-за рубежа этих ресурсов дождаться невозможно, потому что внешних инвестиций в структуре всех российских инвестиций сегодня всего лишь около трех процентов. И чтобы удвоить объем ВВП нужно в 33 раза увеличить внешние инвестиции. Но как их увеличить при условии, что в последние годы они только падают, а Россия по-прежнему представляет собой ядерную сдерживающую или даже угрожающую потенциальным агрессорам страну, а многие сильнейшие государства и геополитические объединения видят в России нежелательного конкурента. Нельзя всерьез рассчитывать на прирост внешних инвестиций. [3] Собственных банковских и финансовых активов финансового сектора в России тоже явно недостаточно, поскольку они все в совокупности в 4-5 раз меньше, чем активы одного только Нью-Йоркского или японского банка. Остается один единственный источник – это собственные национально доступные ресурсы.