Смекни!
smekni.com

Рабочая сила и факторы, определяющие ее стоимость (стр. 3 из 6)

- добиваются прямого повышения ставок заработной платы при заключении коллективных договоров с бизнесменами;

- проявляют заботу об обучении работников новым профессиям и специальностям, которые пользуются спросом на рынке труда;

- борются против попыток работодателей использовать политику монопсонии на рынке труда, направленную на понижение уровня оплаты рабочей силы.

Столкновение между предпринимателями и профсоюзами иногда могут носить ожесточенный характер (забастовочный). Не случайно, поэтому во многих странах государство вмешивается в отношения между бизнесменами и трудящимися, их профсоюзами. Образуется своего рода «треугольник», в котором взаимодействуют союзы предпринимателей, профсоюзы и государство, который регулирует многие стороны трудовых отношений и оплату труда. Это регулирование влияет на амплитуду колебаний, которым подвержена величина заработной платы в зависимости от ряда обстоятельств. Максимальная граница вознаграждения за труд определяется верхним пределом стоимости рабочей силы, повышенным спросом на работников определенной профессии и определенной монополизацией рынка со стороны профессионального союза работников. Минимальная же граница образуется с учетом низшего предела стоимости рабочей силы, в результате возросшего предложения труда и образования монополий со стороны работодателей.

В сторону возрастания стоимости рабочей силы действуют такие основные факторы:

- рост интенсивности труда (физического и умственного);

- рост материальных, духовных и социальных потребностей;

- возрастание сложности рабочей силы (ее общеобразовательного и квалификационного уровня, потребность в овладении двумя и более специальностей);

- ухудшение окружающей среды, особенно загрязненность больших городов, что требует дополнительных затрат на воспроизводство рабочей силы нормального качества;

- постепенное удорожание услуг в сфере образования, здоровья, коммунальных услуг и др.;

- улучшением качества труда.

В сторону снижения стоимости товара «рабочая сила» способствуют такие факторы:

- возрастание общественной продуктивности труда (прежде всего, в отраслях, производящих предметы личного потребления, поскольку при этом снижается стоимость жизненных средств, необходимых для воспроизводства жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы наемного работника и членов его семьи);

- снижение качества труда (что показывает связь меновой стоимости рабочей силы с ее потребительской стоимостью);

- повышение налогов на оплату труда;

- широкое использование детского и женского труда, труда мигрантов (более дешевого);

Отклонение цены рабочей силы от ее стоимости вниз приводит к невозможности осуществления воспроизводства за счет реальной заработной платы рабочей силы. В этих условиях наблюдаются тенденции к увеличению социальных затрат государства. При этом, государство хотя и осуществляет социальную защиту населения, но при этом, как свидетельствует опыт, в полной мере оно не возмещает социальных затрат населения.

Таким образом, категория рабочая сила является общеэкономической категорией. Рабочая сила является составной частью человеческой личности, поэтому является товаром специфическим и становится товаром только при условии юридической свободы человека, который может распоряжаться своей рабочей силой, продавать ее. Стоимость рабочей силы имеет, как и любой другой товар, потребительскую стоимость и стоимость. На формирование стоимости рабочей силы оказывают влияние моральный, исторический и социальные элементы, рыночные факторы спроса и предложения, конкуренция. Выделяют ряд факторов, которые при определенных условиях могут способствовать росту стоимости или снижению стоимости рабочей силы.


Раздел 2. Тенденции формирования стоимости рабочей силы в зарубежных странах

2.1. Опыт формирования стоимости рабочей силы в западных странах

Современный этап развития цивилизации в корне изменил представления о движущих силах конкурентоспособности экономики, о соотношении разных факторов развития, роли и месте человека в цивилизационном прогрессе. Опыт экономически развитых стран и в еще большей степени стран, совершивших экономический рывок (в разные периоды ХХ века - Япония, Корея, Германия, Ирландия, Чехия, Венгрия, Словения), свидетельствует о решающем значении именно человеческого капитала, качества рабочей силы и мотивации эффективного труда. Эта новая концепция, ориентированная на примат человеческого развития, заменила устаревшую, движущей силой в которой признавалось накопление материального богатства. Соответственно, изменились и критерии конкурентоспособности. От ценового критерия передовые страны мира перешли к критерию качества, и именно качество (товаров, услуг, ресурсов) стало определять успешность развития как такового [15;c.49].

В изменениях, происходящих в отраслевой структуре развитых стран в последние десятилетия, прослеживаются две важнейшие тенденции: резкое сокращение численности занятых в сельском хозяйстве и существенное увеличение их в сфере услуг в связи с её расширением и превращением в ведущую сферу приложения общественного труда.

В 70 - 90-х гг. происходил ускоренный рост занятости в наукоёмких отраслях экономики. Занятость здесь растёт в два раза быстрее, чем в промышленности в целом.

Заметна революция в профессионально-квалификационном составе экономически активного населения. Инженеры, техники, учёные, административно- управленческий персонал, а также группы конторских и торговых служащих составляют, например, в США 58% всех занятых.

Особенно быстро растёт численность специалистов-аналитиков систем, специалистов в области генной инженерии, микроэлектроники, проблем энергетики, молекулярной биологии, квантовой физики, полупроводников и передачи информации. В то же время внедрение компьютеров и иной информационной техники сокращает потребность в ряде категорий высококвалифицированных конторских служащих и низшего управленческого персонала, занятых сбором и первичной обработкой экономической информации [18;c.5].

Стремление крупных компаний 70-х гг. ограничиться лишь квалифицированным “ядром”, а затем минимумом специалистов обернулось в развитых странах массовыми увольнениями на протяжении двух десятилетий. Серьёзной безработицей грозит компьютеризация сборки. По прогнозу, сделанному в 80-е гг. европейским институтом профессий, к началу следующего столетия в Западной Европе могут исчезнуть 20 млн. рабочих мест, к чему современные общества не готовы.

В то же время переход производства развитых стран от автоматизации начальной к комплексной породил глубокие сомнения в правильности прежнего взгляда, согласно которому человек-работник однозначно вытесняется из автоматизированных процессов. Современные японские компании, например, стараются сохранить способности рабочих читать чертежи, “чувствовать” машину, превосходить в точности прецизионные станки, не допуская при нововведениях элиминации этого специфического качества. Это приводит в последнее время к известной деавтоматизации производства с возвратом человеку ряда функций. В Японии, первой отказавшейся от чрезмерной экономии на труде, крупные компании стараются избегать крайностей автоматизации. Таким образом, и при гибкой комплексной автоматизации, как и при ранней, человек остаётся в производстве рядом с совершенствующейся техникой.

Одновременно можно отметить процесс, приведший за последние годы к существенным изменениям. Это ослабление так называемого внутреннего рынка труда крупных компаний и всё большая ориентация фирм на внешние по отношению к ним источники кадрового обеспечения. (До этого обычным явлением в крупнейших компаниях была собственная сеть профессиональной подготовки и переподготовки кадров, которая ещё продолжает эффективно действовать и в настоящее время.) И всё же с начала 90-х гг. многие фирмы предпочитают нанимать готовых специалистов, чем осуществлять подготовку на рабочих местах.

По данным национального бюро Экономического анализа США на конец 80-х гг. американские рабочие и служащие в течение трудовой жизни меняли работу в среднем более 10 раз. Среди специалистов-электронщиков Силиконовой долины, например, производственная текучесть в 80-х гг. составила 30%. Ясно, что такую высокую текучесть специалистов высшей квалификации никак нельзя отнести на счёт плохих условий труда, с чем обычно связана текучесть неквалифицированных групп рабочей силы. Она связана, прежде всего, с ориентацией на профессиональное совершенствование и служебный рост [15;c.52].

Итак, уровень квалификации и профессиональной подготовки в современном индустриальном обществе является основным гарантом устойчивого положения на рынке труда. Образование и квалификация дает наемному работнику дивиденды не только с точки зрения уровня потребления, но и сточки зрения социальной устойчивости в обществе. «Социальное» производство, в конечном счете, отвечает интересам, как предпринимателей, так и наемных работников, поскольку является рентабельным.

В экономике развитых стран мира применяют тарифные, премиальные, коллективные формы оплаты труда. Их выбор зависит от трех основных факторов: степени контроля работником количества и качества произведенной продукции; тщательности, с которой продукция может быть учтена; уровнем затрат, связанных с внедрением определенной системы оплаты труда. Развитые страны используют тарифную систему оплаты, которая имеет свои модифицированные формы проявления. Одной из них является система аналитической оценки рабочих мест, предусматривающая, что тарифные ставки устанавливаются в зависимости от сложности работ с такими группами факторов: