Формирование российской империи и утверждение в ней абсолютизма
Абсолютистское правление, т. е. ничем не ограниченная самодержавная власть одного человека, опирающегося на военные и финансовые структуры, существовало на Руси со времен ее первых царей. Своей высшей точки оно достигло при Иване Грозном, превратившись из абсолютистского в тираническое, что привело Царство Русское к полнейшему разорению. В дальнейшем, при Федоре и Годунове, и до первых царей из рода Романовых, абсолютистская власть была несколько смягчена, считаясь с мнением своего совещательного органа — боярской Думы.
Петру Алексеевичу (1672-1725 гг.) достался уже сложившийся аппарат власти, со своим пониманием государственных задач и со своими устоявшимися традициями. Петр венчался на царство в возрасте 10-ти лет, и, естественно, принимать какое-либо участие в управлении государством не мог. Этим в роли регентши весьма деятельно занималась его старшая сестра Софья и князь Голицын. Петру и его брату Ивану требовалось только восседать на тронах во время приемов послов и в других торжественных случаях. Надо отметить, что будущий государь не получил практически никакого образования. Его мать, Наталия Нарышкина приставила к нему воспитателем Никиту Зотова, мелкопоместного, малограмотного дворянина и запойного пьяницу. По мнению ряда историков это было сделано умышлено, чтобы став самодержавным царем по достижении совершеннолетия, Петр не мог вмешиваться в управление государством, оставив всю власть в руках матери — энергичной и достаточно жесткой женщины).
Свою юность Петр провел в увеселениях и попойках. Зотов привел его в Немецкую слободу, окружил разгульными иноземными друзьями, общение с которыми не должно было оставить времени для мыслей об образовании и будущих государственных делах. Однако результат посещения Немецкой слободы оказался неожиданным.: за многочисленными попойками Петр успел заметить разницу между застойным русским бытом, потрясающей необразованностью даже родовитых бояр и тем уровнем жизни, который был у иноземных гостей.
Что касается образованности самого Петра, то под руководством Зотова он освоил четыре действия арифметики только к 16-ти годам.
И хотя до конца жизни русский император оставался малограмотным, он обладал незаурядным природным умом и великолепной памятью. Это позволило ему путем самообразования овладеть несколькими иностранными языками, приобрести обширные знания в различных научных областях освоить многие ремесла. Трудно сказать, когда у молодого Петра зародилась мысль перестроить Россию по западному образцу. Скорее всего, здесь не обошлось без осторожных советов его нового и верного друга Франца Лефорта. Так или иначе, но Петр осознал, что без опоры на военную силу ничего сделать не удастся, и все свободное время начал уделять организации собственных потешных полков. Это занятие пока безвластного царя не возбранялось матерью и ее боярским окружением, т.к., по их мнению, оно отвлекало юношу от государственных забот. В дальнейшем эта ошибка дорого обошлась противникам Петра...
Обладая взрывным холерическим темпераментом и подверженный при неудачах эпилептическим припадкам, Петр многие дела пытался решать наскоком, без предварительной тщательной подготовки, не предвидя последствий своих решений, что серьезно мешало его государственной деятельности.
После известных стрелецких бунтов и свержения царевны Софьи
(1689 г.) Петр номинально становится самодержавным царем, но фактически делами государства он начинает заниматься только после смерти матери (1694 г.), старавшейся держать сына подальше от трона. К этому времени Петру было 22 года.
Знакомство с иностранцами, проживавшими в Москве, сформировало у молодого Петра очень четкое и негативное отношение к быту и государственному правлению России. Ненависть к стрельцам и боярам, отстаивавших стародавние порядки, и не помышлявших ни о каких изменениях, — а это, прежде всего, вело к изоляции России от остального мира и отставании её во всех областях, — привела Петра к мысли о переустройстве всего государственного уклада.
Однако первые шаги на государственном и, прежде всего, на военном поприще оказались неудачными. Поражение русских войск при попытке овладеть турецкой крепостью Азовом в 1695 г., не имея морского флота, способного помешать туркам снабжать Азов с моря, и целый ряд других просчетов предметно показали Петру, что надо более тщательно готовится к сражениям, обеспечивая армию всем необходимым, проводя должную разведку расположения и сил противника. Он понял, что не только численность войска дает перевес в сражениях. Необходимы обученные современному бою солдаты и в достаточном количестве хорошее вооружение. Ни того, ни другого у молодого царя не было. Но в следующем 1696 г Петр привел под Азов более подготовленное войско, блокировал крепость с моря и Азов пал. Взятие Азова еще более укрепила уверенность Петра в необходимости строительства сильного военного флота. Он создаёт "кумпанства" из помещиков, монастырей и богатых купцов. Каждое "кумпанство" должно было спустить на воду корабль, оснастить его и вооружить. Откуда будут взяты средства на такое грандиозное предприятие, Петра не интересовало. Естественно, что землевладельцы переложили бремя расходов на своих крестьян, а купцы увеличили цены на товары.
Но построить корабли — это только половина решения задачи. Для вождения кораблей и ведения морского боя нужны знающие люди, а таковых в России не было. Тогда царь очередным указом посылает за границу молодых дворян учиться строительству кораблей и военно- морскому делу. Набираться ума за границей было послано 35 человек, среди которых было 23 малограмотных княжича. Сложившееся мнение, что посланные учиться принесли российскому флоту значительную пользу, сильно преувеличено. Не знающие западных языков молодые люди предавались развлечениям и гульбе, прокучивая родительские деньги и создавая о россиянах нелестное мнение у местных жителей. Решения Петра наскоком решать стоящие перед ним проблемы результатов не давали. В тоже время закостенелая боярская дума противилась любым начинаниям молодого царя: не отпускала деньги на строительство флота и вооружение армии, не одобряла светского обучения юношества. Петр видел, что без сильной единодержавной власти переломить бояр не удастся. Для этого была необходима не только воинская сила, но и совершенно новый институт власти, ее вертикаль, способная понуждать к выполнению, и без всяких рассуждений, любые указы царя. Но прежде, чем создать такой государственный аппарат Петр решил посмотреть, как он работает в других странах.
После знаменитого путешествия за границу (1697-1698 гг.) и последовавшей по возвращении казни стрельцов, которая подвела черту под боярским правлением, началась преобразовательная деятельность Петра, связанная не только с государственным переустройством, но и многочисленными войнами, призванными обеспечить России прочное положение среди европейских государств. Необходимо отметить, что, знакомясь с государственным устройством иноземных стран, Петр закрывал глаза на то, что городское население (а в Голландии и Англии также и крестьяне), были свободными людьми, уже вступившими в рыночные отношения, и, следовательно, зависимость их от центральной власти была ограниченной. Механическое перенесение на российскую почву государственных институтов западных стран ничего хорошего народу не могло принести. Петр проникся идеями немецкого ученого Лейбница о том, что благополучие государства зависит от хорошего управленческого аппарата и честных людей в нем. То, что этот аппарат будет управлять рабами, совершенно незаинтересованными ни в процветании государства, ни в обогащении своих хозяев, Петр опускал за незначительностью.
Надо особо подчеркнуть, что Россия до Петра и при нем оставалась тяговым государством, в котором весь народ обеспечивает благополучие привилегированной небольшой верхушки, оставаясь в то же время совершенно бесправным. И считаться с нуждами народа правителям даже в голову не могло придти. При таком раскладе не граждане выбирали себе правительство, чтобы оно заботилось об их процветании, а назначаемое правительство за счет народа укрепляло государственный аппарат. Именно поэтому многие разумные начинания Петра в дальнейшем проводились в жизнь низшим чиновничеством с великим небрежением и не находили поддержки ни у работных людей, ни у крестьян.
Результатом заграничного путешествия были первые указы Петра.
В 1699 г. Петр проводит в России городскую реформу с целью оградить горожан от произвола воевод. Были проведены выборы в органы городского управления: в Ратушу в Москве и в земские избы в уездных городах. Но реформа не принесла никакого облегчения горожанам. Хотя избавившись от воеводских поборов, жители городов начали интенсивней заниматься промыслами и торговлей, все доходы были немедленно обложены высокими налогами, отходящими к государевой казне. Нередко сами налоги были так высоки, что превышали стоимость товаров. Никто не подсчитал, что было выгодней для городского населения: обогащать воевод или цареву казну. Зато доподлинно известно, что реформа не способствовала экономическому развитию городов.
С 1-го генваря 1700 г. петровским указом устанавливается новое летоисчисление, ведущееся от рождества Христова. Одновременно начинается внешнее привлечение свободных граждан к западному образу жизни. Появляются указы о ношении немецкого (позднее венгерского) платья, о запрещении ношения бород, которые отстригали у схваченных ослушников прямо на улицах, заодно укорачивая традиционные русские одежды до установленного западного образца. За право сохранить бороды надо было платить значительный штраф. Дворянских детей особым указом предписывалось обучать западному политесу (манерам), и всем дворянским семьям предписывалось пить кофе по утрам. Начало поощряться табакокурение. Без такой внешней атрибутики ни в канцелярии с прошениями, ни, тем более, в царские хоромы являться было строжайше запрещено. По большому счету первые указы не были сумасбродством царя-западника. Петр пытался хотя бы внешним видом своих поданных приблизить их к западным образцам. Других возможностей в чем-то сравняться с Европой у Петра пока не было.