Смекни!
smekni.com

Промышленность Дальнего Востока (стр. 4 из 17)

Кынско–Часельская группа месторождений. Разрабатывает «Селькупнефтегаз», запасы составляют 10,4 миллиона тонн «черного золота», 13 миллионов тонн конденсата и 103 миллиарда кубометров «голубого топлива».

Ванкорский блок месторождений. К группе месторождений Ванкорского блока принято относить Ванкорское (Ванкорский и Северо–Ванкорский участки), Лодочное, Тагульское и Сузунское месторождения. Лицензии на Ванкорское месторождение принадлежат дочерним компаниям «Роснефти», Лицензии на Тагульское и Сузунское месторождения принадлежат ТНК–ВР, Лодочное месторождение находится в нераспределенном фонде. По оценкам специалистов «Роснефти» ежегодно на Ванкорском, Сузунском, Тагульском и Лодочном месторождениях возможно добывать порядка 16,6 млн. тонн нефти. Проект примерно рассчитан до 2035 года. Общие доходы за весь этот период могут составить примерно $80 млрд., при этом $38 млрд. из общей суммы доходов будут выплачены в виде налоговых платежей во все уровни бюджета. В 2004 году «Роснефть» получила лицензии на участки, прилегающие к Ванкорскому месторождению (Западно–Лодочный, Восточно–Лодочный, Советский, Полярный, Нижнебайхский и Лебяжий, Байкаловский, Проточный, Песчаный и Самоедовский с суммарными ресурсами С3 — 31,9 млн. т, Д — 570 млн. т). Полное освоение данной группы месторождений может принести дополнительно порядка 2,5 млн. тонн нефти в год.

Приобское месторождение — добыча нефти на Приобском месторождении ведется с 1988 г. Геологические запасы нефти Приобского месторождения составляют 2.4 млрд. т.

Мало–Балыкское месторождение специалисты относят к наиболее перспективным — его доказанные запасы составляют 166 млн тонн нефти.

Мамонтовское месторождение — гигантское месторождение, расположенное в Тюменской области, открыто в 1965 г. Залежи углеводородов обнаружены здесь на глубине 1,9 — 2,5 км. Плотность нефти — 0,87 – 0,89 г/см3 Извлекаемые запасы месторождения оцениваются в 722 млн. тонн нефти.

Приразломное месторождение (ХМАО) — первая в мире промышленная разработка нефти в Арктических условиях. Извлекаемые запасы нефти Приразломного месторождения составляют 83.2 млн. т., максимальный годовой объем добычи — 6.5 млн. т.

Верхнечонское месторождение — крупнейшее в Иркутской области. Извлекаемые запасы месторождения составляют 201,6 млн. т нефти, 95,5 млрд. куб. м газа и 3,3 млн. т газового конденсата. В рамках программы подготовки Верхнечонского месторождения к опытно–промышленной эксплуатации была пробурена первая эксплуатационная скважина глубиной 1680 метров. В 2006 г. планируется пробурить уже 4 новые эксплуатационные скважины [21].

Угольная промышленность - Добыча в 2005 году составила 298 млн. тонн, что па 16,3 млн. тони (па 5,8%) больше, чем в 2004-м. Наблюдалось снижение добычи коксующегося угля в связи с падением спроса для метал­лургического производства. По сравнению с 2004 годом добыча угля экономичным открытым способом возросла на 7,2%. Основными районами добычи угля продолжают оставаться Сибирский, Дальневосточный и Северо-Западный федеральные округа. Их доля в общей добыче составила более 95%. При этом в Северо-Западном федеральном округе имеет место отставание в добыче угля против уровня 2004 года.

Трубная промышленность - России включает в себя 7 крупных предприятий, большинство из которых является градообразующими (Таганрогский и Выксунский металлургические заводы – в городах Таганрог и Выкса, Волжский, Северский и Первоуральский трубные заводы –в городах Волжский, Полевской и Первоуральск). Суммарный объем производственных мощностей трубных заводов составляет около 10 млн. тонн, на которых в 2003 году произведено 6,1 млн. тонн продукции (в 2002 году – 5,1 млн. тонн). На предприятиях отрасли занято около 200 тысяч работающих. С начала 2004 года трубная промышленность испытывает значительные трудности в связи с действиями российских предприятий горно-металлургического комплекса (ГМК), начавших в текущем году беспрецедентное увеличение цен на свою продукцию – металлургическое сырье и металлопрокат, являющихся необходимыми компонентами для получения трубной продукции.

В течение I квартала 2004 г. цены на основные виды металлургического сырья в России росли темпами, многократно превышающими темпы инфляции и роста объемов производства. Так, цены на стальную заготовку с начала года увеличились на 40-50%, на горячекатаные рулоны и штрипс – на 45-50 процентов. Цены на металлолом и чугун выросли в 2 раза, коксующийся уголь - в 2,2 раза, на ферросплавы – в 2,5 раза.

Учитывая, что доля металла в себестоимости трубной продукции составляет от 70 до 80%, конкурентоспособность труб по издержкам находится в прямой зависимости от цены металла, влиять на которую трубники не могут. Поэтому, при повышении цен на штрипс с 1 января 2002 г. по 1 апреля 2004 г. в 2-2,5 раза, цены на трубную продукцию выросли только в 1,5-1,96 раза, что привело к существенному ухудшению финансово-экономического положения трубных предприятий. По оценке Минэкономразвития России (письмо от 16 апреля 2004 г. № 7491-АШ/13), рентабельность производства черных металлов составляет около 35%, а стальных труб – около 10%, при величине рентабельности в целом по промышленности – 19 процентов.

Рост цен на металлургическое сырье на внутреннем рынке характерен неравномерностью их повышения на различные виды металлопродукции. Например, увеличение цены на продукцию более высокого передела – холоднокатаный и оцинкованный стальные листы – составило с начала года около 25%, что практически в 2 раза меньше, чем рост цен на горячекатаный лист, из которого они производятся. Подобные факты свидетельствуют об использовании маркетинговых технологий для сбыта своей продукции и не связаны с уровнем непосредственных затрат предприятий.

Одним из основных факторов, влияющих на уровень цен на металлопродукцию, является благоприятная конъюнктура на мировом рынке черных металлов. Данный ценовой всплеск вызван активным ростом потребления металлургического сырья странами Юго-Восточной Азии, и, прежде всего, Китаем.

Другим фактором, во многом определяющим уровень цен на трубную продукцию, является существующая система государственного регулирования. В частности, продолжают действовать льготные железнодорожные тарифы, введенные еще в 2002 году с целью поддержки металлургических предприятий в условиях стагнации мирового рынка металлопродукции. К настоящему времени ситуация на рынке кардинально изменилась, тем не менее, соответствующей корректировки регулирующих механизмов не проведено.

Повышение цен на трубную продукцию может привести к сокращению производства в некоторых отраслях российской экономики. В первую очередь пострадают такие высокотехнологичные отрасли, как машиностроение (гражданское и оборонное), строительство и металлообработка, которые в настоящее время только начали демонстрировать положительные темпы роста. Поскольку в структуре себестоимости их продукции доля труб и другой металлопродукции составляет от 20 до 60%, то вследствие упомянутого сильного повышения цен предприятия этих отраслей могут утратить с трудом накопленные оборотные средства и снова оказаться в кризисной ситуации.

Особо негативные последствия рост цен на трубы вызовет в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Вследствие того, данная сфера является дотационной и финансируется из бюджета, рост цен на используемую в ЖКХ трубную продукцию приведет к снижению ее потребления и срыву планов подготовки к зимнему отопительному сезону 2004-2005 годов.

Повышение цен на трубы, используемые в топливно-энергетическом комплексе, увеличит расходы предприятий ТЭК на новое строительство и поддержание в работоспособном состоянии трубопроводных мощностей, что может вызвать рост цен на энергоносители [10].

Не менее важными факторами, определяющими уровень цен на российском рынке, являются объемы поставок и стоимость ввозимых труб из Украины. Необходимо отметить, что состояние производственных мощностей и исторически сложившееся технологическое оснащение российских и украинских заводов позволяет выпускать одинаковый сортамент трубной продукции с примерно равными издержками производства. Однако, цены на украинскую продукцию, реализуемую на российском рынке, значительно ниже уровня цен на российские трубы.

Данное положение во многом связано с тем, что трубная отрасль Украины, наряду с другими предприятиями горно-металлургического комплекса, пользуется значительными привилегиями и субсидиями, предоставленными специальными законами и постановлениями Кабинета Министров Украины.

Такая практика создала условия недобросовестной конкуренции между трубниками двух стран и явилась основной причиной предпринятого Минэкономразвития России в 2001 году специального расследования, по результатам которого Правительством Российской Федерации 21 мая 2001 г. были введены специальные пошлины на трубы из черных металлов, происхождением из Украины. При этом было установлено, что в случае заключения с Украиной Соглашения о регулировании поставок труб из черных металлов, специальные пошлины не применяются.

Подписанное в мае 2001 года Соглашение с Украиной по данному вопросу сыграло положительную роль для обеих сторон, поскольку обеспечило украинской стороне надежный сбыт своей продукции и получение гарантированной прибыли, а российской – позволило разработать и начать осуществление масштабной инвестиционной программы по модернизации основных производственных фондов.

Стоимость программы на 2002-2007 годы составляет около 700 млн. долларов США. За 2001-2003 годы освоено более 300 млн. долларов США, в том числе 145 млн. долларов США в 2003 году. В результате ввода мощностей по производству 240 тыс. тонн в год труб диаметром 1420 мм, степень удовлетворения потребностей предприятий топливно-энергетического и машиностроительного комплексов по номенклатуре выпускаемой продукции возросла с 70% в 2000 году до 98% в 2003 году.