Смекни!
smekni.com

Промышленный капитализм и его основные особенности (стр. 15 из 22)

Талантливый американский учитель Уитни стал изобретателем хлопкоочистительной машины (1793). Применение этой машины повышало производительность труда при очистке хлопка в 100 раз. Позже, в 1798 г., построив оружейную мастерскую, он внедрил в производство мушкетов новый принцип взаимозаменяемости от­дельных частей. Стандартизация деталей впоследствии стала ши­роко применяться и в других производствах.

Изобретение Фултоном и спуск на воду в 1807 г. первого паро­хода «Клермонт» привели к революции в речном и морском транс­порте. Из других наиболее крупных американских изобретений первой половины XIX в. необходимо отметить телеграф (1832), паровой молот (1842) вулканизацию каучука (1844), ротационную типографскую машину (1846), бессемеровский процесс (1847), турбину (1849), электровоз (1851), станки оригинальной конструк­ции, а также многочисленные модели сельскохозяйственных ма­шин. Их внедрение в массовое производство значительно повы­сило технический уровень промышленности, сельского хозяйства, транспорта, способствовало возникновению новых видов произ­водства. Уже в начале XIX в. главным фактором экономического роста страны (в среднем от 0,8 до 1,1% в год) становились изме­нения в технологии производства.

Огромную сенсацию произвели американские машины на пер­вой всемирной промышленной выставке в Лондоне в 1851 г. Для изучения американского опыта из Англии в США была направ­лена специальная экспертная комиссия, в докладе которой ука­зывалось, что причины исключительного успеха американцев в производстве машин заключались в острой нехватке рабочих рук, наличии огромного внутреннего рынка, высоком уровне образо­вания, широком использовании зарубежного опыта.

К началу 60-х гг. XIX в. фабричный тип производства утвер­дился в важнейших отраслях американской индустрии. Первосте­пенными экономическими показателями успехов промышленной революции являлись достижение убедительного перевеса продук­ции промышленного сектора над домашними промыслами, вы­движение США на второе место в мире по производству промыш­ленной продукции, радикальные сдвиги в структуре хозяйства. Уже в 1840 г. текстильные фабрики производили в полтора раза больше продукции (по стоимости), чем домашние промыслы. Мелкие предприятия устаревшего типа в 1860 г. давали всего 5% продукции машиностроения, 10—20% металла и т.д.

По переписи 1860 г. в США насчитывалось 140 433 промыш­ленных предприятий, стоимость их годовой продукции достигла 1,9 млрд долл., на них было занято 1,3 млн рабочих. С 1827 по 1860 г. объем промышленной продукции в стране возрос в восемь раз. Общая сумма капиталов, вложенных в промышленность с 1820 по 1860 г., возросла с 50 млн до 1 млрд долл. В итоге быстро

177 возрастал удельный вес США в мировом промышленном произ­водстве. В 1820 г. он составлял лишь 6%, а в 1860 г. достиг 17%.

Радикальные сдвиги в отраслевой структуре хозяйства выража­лись прежде всего в том, что уже в 1850 г. промышленная про­дукция по стоимости превзошла сельскохозяйственную. Доля на­селения, занятого в сельском хозяйстве, снизилась с 90% в конце XVIII в. до 60% в начале 60-х гг. XIX в. За несколько десятилетий практически на пустом месте выросли гигантские промышленные центры: Цинциннати (в 1860 г. — третий по числу промышлен­ных рабочих после Филадельфии и Нью-Йорка), Чикаго (кото­рый еще в 1832 г. был простым фортом, а в 1840 г. являлся горо­дом), Кливленд, Сент-Луис и др. Жители городов составляли в 1860 г. почти 20% населения США.

Качественные изменения произошли внутри промышленного сектора, они свидетельствовали о том, что страна уверенно вступила на путь индустриального развития. По темпам роста в 40—60-е гг. XIX в. тяжелая промышленность опережала другие отрасли. Так, производство хлопчатобумажных фабрик увели­чилось в 1,5 раза, в то время как выплавка чугуна — в 2,6 раза, добыча каменного угля — в 7,2 раза, но при этом по стоимости преобладала продукция пищевой и легкой промышленности. В 1860-х гг. отрасли промышленности по стоимости выпускаемой продукции распределялись следующим образом: мукомольная, хлопчатобумажная, лесная, обувная, металлообрабатывающая, швейная, кожевенная, металлургическая, шерстяная и т.д.

Особенно стремительно развивалась тяжелая промышленность, связанная с обслуживанием железнодорожного строительства: паровозостроительная, вагоностроительная, рельсопрокатная. Строились гигантские, оборудованные по последнему слову, тог­дашней техники заводы, производительность которых уже тогда превосходила масштабы европейских предприятий. Наряду с тра­диционными для промышленного переворота отраслями тяжелой индустрии — металлургической, угольной, машиностроительной, судостроительной — в США получили развитие сельскохозяй­ственное машиностроение, производство машин для швейной, обувной, мукомольной отрасли.

В 1850—1860-е гг. закладывалась база для становления резино­вой и нефтяной промышленности. Важнейшим элементом хозяй­ственной системы становилась производственная инфраструкту­ра, прежде всего транспорт. В строительство железных дорог в

1860 г. вкладывалось средств примерно столько, сколько во все сферы промышленного производства.

Промышленный переворот в США в значительной степени опирался на иммиграционный процесс, что являлось отличитель­ной чертой капитализма переселенческого типа. За 1815—1860 гг. в Северную Америку прибыло 3 млн человек. Этот поток направ­лялся в основном в северные, центральные и западные штаты. С развертыванием промышленного переворота увеличился въезд в страну специалистов, особенно инженеров, квалифицированных ремесленников — механиков, углекопов и т.п. Ввоз иностранного капитала в 1790—1860-е гг. составил 500 млн долл. Основной сфе­рой его приложения было железнодорожное строительство. Им­миграция стимулировала промышленный переворот, но сама яв­лялась следствием другого процесса — бурного капиталистического развития стран Европы, в первую очередь Англии.

Промышленная революция в основном завершилась к 1860 г. в наиболее развитых северо-восточных штатах, на которые при­ходилось 67,3% стоимости промышленного производства страны. В ходе переворота плантаторский Юг превращался во «внутрен­нюю колонию» с неизбежной механизацией ее промышленного сектора. Однако развитие фабричной системы до Гражданской войны имело второстепенное значение, здесь преобладали произ­водства по первичной обработке сельскохозяйственного сырья -хлопка, табака, риса, сахарного тростника. В зоне колонизации промышленное развитие также приняло формы, у которых не было аналогов в Западной Европе. На эти территории капиталис­тические отношения привносились из Западной Европы и уже заселенных районов США.

Поэтому мелкое, в том числе домашнее, производство, стихий­но возникшее на западе США, предприятия с ручным трудом, создававшиеся в первой половине XIX в., быстро механизирова­лись. В самых молодых штатах, где промышленность только за­рождалась, даже мелкие мастерские с несколькими рабочими не­редко имели паровой двигатель. Основание городов на Западе ча­сто предшествовало систематической колонизации.

Таким образом, на новых заселяемых землях мануфактурная стадия в развитии промышленности сокращалась или устранялась вовсе. Традиционные стадии капиталистической эволюции про­являлась в этом регионе еще в более урезанном виде, чем на Се­веро-Востоке, где мануфактурный период был значительно коро-

179 че западно-европейского. Кроме того, углублявшееся территори­альное разделение труда обусловливало специализацию Запада главным образом на переработке пищевых продуктов, лесомате­риалов, изготовлении сельскохозяйственной техники. Завершение промышленного переворота на Северо-Востоке стало исходным пунктом, предпосылкой и фундаментом для индустриализации западных и южных штатов в последующий период.

Развитие сельского хозяйства. К началу 60-х гг. XIX в. в сель­ском хозяйстве США было занято 60% населения, что свидетель­ствовало о его важнейшей роли в экономике страны. Производ­ство продукции этой отрасли (по стоимости) за 1800—1860 гг. воз­росло в 6,7 раза (с 236 млн до 1578 млн долл.)

В результате Войны за независимость, скваттерства, либерали­зации аграрного законодательства продажа правительством зем­ли на Западе непрерывно росла, достигнув к 50-м гг. XIX в. сред­него уровня в 2 млн га. В хозяйственный оборот постоянно вво­дились новые земли, что в условиях резкого дефицита рабочих рук стимулировало технический прогресс в сельском хозяйстве. Еще в 1790 г. Ньюболд сконструировал чугунный плуг, который позднее был усовершенствован. В 30-е гг. XIX в. появились сноповязал­ки, косилки. Важное значение имело изобретение жатвенной ма­шины.

Росту сельскохозяйственного производства способствовали непрерывное увеличение емкости внутреннего рынка, развитие новых видов транспорта, связавшего аграрные районы страны с индустриальными центрами. Возрастание потребностей в сель­скохозяйственной продукции со стороны городского населения, пищевой и легкой промышленности стимулировало быстрый рост товарности земледелия и животноводства. Важным последстви­ем рыночной ориентации производителей аграрного сектора было углубление отраслевой специализации регионов страны, зародив­шейся еще в колониальный период. В районе интенсивной коло­низации (так называемый Старый Северо-Запад), который еще с конца XVIII в. специализировался на выращивании кукурузы в сочетании с экстенсивным животноводством (прежде всего сви­новодством), по мере вырубки лесов увеличивались площади, от­водимые под рожь, ячмень, овес. Посевы пшеницы здесь появи­лись только во второй четверти XIX в. За 1840-1860-е гг. ее про­изводство утроилось. К 1860 г. указанный регион стал главным производителем пшеницы, закрепив за собой центральное место