Правительство, решая сложнейшие задачи перехода к новому социально-экономическому строю, сочетало заимствование западно-европейских образцов (например, реформа народного образования, начавшаяся в 1872 г, осуществлялась аналогично французскому опыту; принятая в 1889 г. конституция была близка к прусскому варианту и т.п.) с сохранением складывавшихся веками традициями японского народа, исходило из особенностей национальной психологии, сложившейся в условиях закрытого общества.
Правительство поддерживало традиции через системы военной подготовки, образования, средства массовой информации. В рескрипте 1890 г. императора Мацухито о народном воспитании и просвещении указывалось, что основами социального порядка в стране, системы народного образования должны быть сыновние почитание и почтительность, верноподданность, поддержание духа национализма и монархизма. Стержнем становления личности японца, нового правопорядка оставалось сочетание идеалов синтоизма и конфуцианства, которые в предшествовавшие века играли решающую роль в формировании национальной психологии и системы морально-этических норм, регулировавших поведение японцев в общественной жизни.
Древняя японская религия — синтоизм — воспитывала в человеке ощущение духа благоустроенности государства, охранявшего благополучие и безопасность своих подданных. Поэтому японец должен был чтить повелителя — императора, от которого исходил мир, закон, порядок. Синтоизм внушал человеку троякие обязательства: перед родителями, прародителями и императором. Идеи древнекитайского философа Конфуция стали основой воспитания, образования, поведения японской нации. Регулирующая роль этих идей проявлялась как обязательное соблюдение в общественной и личной жизни определенных принципов.
Сыновняя почтительность (безоговорочное подчинение отцу) распространялась на всю государственную иерархию, означая подчинение существовавшему порядку. Конфуцианство закрепляло традиционные патриархальные устои и социальное неравенство, устанавливая строгую иерархию внутри семьи и общества. С самого детства японцу прививалась привычка подчинять свое «я» интересам семьи, группы, государства, в нем воспитывалось сознание зависимости от них, необходимости следования примеру вышестоящего. На первый план выдвигалось «беспрекословное следование за авторитетом», удовлетворение личных интересов отодвигалось на второй план.
В период преобразований Мейдзи патерналистская этика, выражавшая идеалы японской нации, стала организующим началом вновь создаваемых экономических и социальных институтов на всех уровнях.
Патерналистское покровительство создавало атмосферу солидарности и семейных отношений. На общегосударственном уровне император выступал как глава нации — семьи, оказывал отцовское покровительство всем слоям населения. Организация труда, управление на уровне отдельных хозяйственных единиц базировались на том, что глава предприятия выступал как защитник интересов всех его работников. Его роль была схожа с ролью отца и главы семьи. Все работавшие на предприятии должны были беспрекословно следовать за лидером в интересах стабильности предприятия и, следовательно, жизненного благополучия каждого его работника. В условиях текучести кадров, низкого уровня их профессиональной подготовки главной задачей становилось не руководство производственным процессом, а обеспечение стабильности персонала, привлечение на предприятие высококвалифицированных работников.
Таким образом, формирование централизованного государства, организация труда на отдельных предприятиях базировались на «семейной модели». Именно это обстоятельство создало необходимые условия для полного раскрытия феномена японской национальной психологии, основными чертами которой являлись готовность к безоговорочному подчинению, выдержка, настойчивость, нетребовательность в отношении жизненных условий, организованность, трудолюбие, что послужило основой для невиданного в истории экономического взлета в последующие периоды.
Литература
1. История экономики: Учебник Под ред. О. Д. Кузнецовой, И. Н. Шапкина. М., 2004.
2. История экономики. Ч. 1. От древности до Второй мировой войны: Учеб. пособие / Под ред. Н. Л. Клейн. Самара, 1998.
3. Конотопов М. В., Сметанин С. И. История экономики: Учебник для вузов. М., 2003.
4. Конотопов М. В., Сметанин С. И. История экономики России: Учебник для вузов. М., 2004.
5. Тимошина Т. М. Экономическая история зарубежных стран. Учеб. пособие / Под ред. М. Н. Чепурина. М., 2004.
6. Тимошина Т. М. Экономическая история России. Учеб. пособие / Под ред. М. Н. Чепурина. 6-е изд. М., 2002.