Смекни!
smekni.com

Региональная экономика (стр. 5 из 5)

Пензенская область и Коми-Пермяцкий автономный округ были в числе российских регионов с низким уровнем душевого валового регионального продукта;

Чувашская Республика и Коми-Пермяцкий автономный округ были в числе российских регионов с наименьшими значениями покупательной способности денежных доходов;

Республика Марий-Эл имела не только один из наиболее низких уровней покупательной способности денежных доходов, находящийся в границах прожиточного минимума. Она была в числе российских регионов с наименее представительным высоко обеспеченным населением; выделялась одним из наиболее низких уровней экономического неравенства. Все это можно было бы определить как состояние бедности и низкой обеспеченности более, чем четырех пятых жителей этой республики.

4. В Нижегородской, Оренбургской и Ульяновской областях имелись экономические преимущества и, прежде всего, более высокий душевой ВРП. Это позволяло обеспечивать более высокий уровень жизни проживающего в этих регионах населения по сравнению с фактически достигнутым. Для достижения этого необходимо было изменить структуру производимого ВРП или обменивать бóльшую его часть на потребительские товары и услуги;

5. Регионы, входящие в состав ПФО, отличались высокой динамикой социально-экономического развития за период 1998–2005 гг.:

Республика Башкортостан входила в лидирующие российские регионы по приросту покупательной способности денежных доходов;

вследствие увеличения покупательной способности по итогам 2005 г. Самарская и Пермская области, республики Татарстан и Башкортостан переместились из 4-ой в 3-ю более высокую группу со средним уровнем жизни; Нижегородская область – из 5-ой в 4-ю группу, Саратовская область переместилась из 6-ой в 5-ю группу регионов с более высоким уровнем жизни;

республики Башкортостан и Татарстан, Нижегородская, Пензенская области и Коми-Пермяцкий автономный округ были в числе немногих российских регионов, снизивших бедность ниже докризисного уровня;

Республика Башкортостан и Коми-Пермяцкий автономный округ входили в состав российских регионов, наиболее увеличивших благосостоятельные слои населения;

республики Башкортостан и Удмуртия, Пермская и Кировская области входили в состав российских регионов, наиболее повысивших экономическое неравенство. Наоборот, Чувашская Республика и Коми-Пермяцкий автономный округ входили в состав регионов, лидирующих по снижению экономического неравенства;

6. В Приволжском федеральном округе определилась группа регионов-аутсайдеров, в которых необходимо было принимать кардинальные меры по изменению сложившейся ситуации.

В эту группу входили: республики Мордовия, Марий-Эл, Чувашия, Пензенская область и Коми-Пермяцкий автономный округ. В этих регионах сложился низкий низкий уровень жизни населения, широкие масштабы и глубина бедности. Их отличала также сравнительно низкая динамика положительных социально-экономических изменений.

Наибольшее сосредоточение неблагополучных проявлений в социально-экономическом развитии наблюдалось в Коми-Пермяцком автономном округе, Республике Марий-Эл и Пензенской области.


Заключение

Опираясь на многочисленные исследования отечественных авторов в области регионального управления, можно констатировать, что первоначально понятие «регион» трактовалось как территория с более и менее одинаковыми природными условиями, характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов, производственной и социальной инфраструктуры. Позднее под регионом стала подразумеваться сложившаяся территориальная общность с определенными природно-географическими, социально-демографическими условиями и органами государственной власти.

Современное понимание региона склоняется в сторону социальной составляющей, в силу того, что регионы ограничены не только территориальными рамками, но в первую очередь дифференцируются по уровню социально-экономического развития.

При разработке направлений любых, в том числе и социальных, преобразований в рамках определенной территории, безусловно, учитывается специфика конкретного региона. Это обусловлено, на наш взгляд, следующими обстоятельствами.

1. Экономическая самостоятельность региона не может быть абсолютной, поскольку региональная экономика, являясь подсистемой народного хозяйства, не может рассматриваться как ее изолированная часть. Об этом свидетельствует факт, что государственное бюджетное финансирование по-прежнему остается основным источником поступления финансовых ресурсов в экономику любого региона.

2. На уровень развития региона существенное влияние оказывают природно-климатические факторы (наличие полезных ископаемых и других природных ресурсов, благоприятные условия географической среды и т.п.) и экологическая обстановка.

3. Большинство регионов являются «узкоспециализированными», т.е. ориентированными на те или иные сферы народного хозяйства (в связи с этим, традиционно выделяются промышленные регионы, аграрные, рекреационные и т.д.).

Перечисленные особенности учитываются при разработке региональной социальной политики и позволяют отнести конкретную региональную единицу к определенному типу регионов.

Регионы как низовая сфера жизнедеятельности непосредственно реализуют социально-экономическую политику государства: через регионы осуществляется управление всей страной и в них находит воплощение государственная стратегия.

Таким образом, с учетом определенной специфики региональное управление выступает проводником общероссийских интересов. Это не исключает особых аспектов управления. Наоборот, учет особенностей позволяет избежать жесткой централизации и бюрократизации хозяйственной жизни. Эффективность управления тем выше, чем свободнее в рамках единого экономического механизма субъект хозяйствования может распоряжаться своими ресурсами.


Список литературы

1 Виноградов В.В.Экономика России: Учеб.пособие – М.:Юристъ, 2001. – 319с.

2 Волков Б.И. Основы региональной экономики: Учеб. Пособие – Чебоксары: Чув.ГУ, 2005 – 197с.

3 Гладкий Ю.Н. Регионоведение: Учеб. – М.: Гардарики, 2003 – 382с 10 экз, в корп. Е

4 Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учеб. – М.: ГУ ВШЭ, 2004

5 Иванова И.Н. Российская модель развития экономики. Место и роль России в индустриальной цивилизации: Учеб.пособие – Тверь, 2002 – 62с.

6 Кистанов В.В. Региональная экономика России: Учеб. – М.: Финансы и статистика, 2003 – 759с.

7 Кистанов В.В. Региональная экономика России: Учеб. – М.: Финансы и статистика, 2002 – 759с.

8 Региональная экономика: Уч.пос./ под ред. Кузнецова Н.Г. – Ростов-на/Д: Феникс, 2003 – 319с.

9 Региональная экономика: Учеб./под.ред. В.И.Видяпина, М.В.Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2002 – 686с.

10 http://journal.vlsu.ru/ ВлГУ электронный журнал № 18, декабрь 2007г., (часть 2)

11 http://www.vcug.ru/publc-ni-uikzh.html всероссийский центр уровня жизни – публикации

12 http://el.tfi.uz/ru/et/ «Экономическая теория» электронный учебник глава 26


Приложение 1

Глоссарий основных индикаторов уровня жизни

1. Прожиточный минимум (ПМ) – стоимостная оценка минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы.

2. Минимальный потребительский бюджет (МПБ) – стоимостная оценка набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, обеспечивающих восстановительный уровень потребления и включающих более широкий состав (и с более приемлемыми сроками службы) непродовольственных товаров и услуг, а также обязательные платежи и сборы.

3. Бюджет высокого достатка (БВД) – стоимостная оценка рационального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, обеспечивающих развивающий уровень потребления, а также обязательные платежи и сборы.

4. Малоимущее население – лица с доходами ниже прожиточного минимума

5. Неблагосостоятельное население – лица с доходами ниже минимального потребительского бюджета

6. Благосостоятельное население – лица с доходами выше минимального потребительского бюджета

7. Покупательная способность населения – количество прожиточных минимумов в душевых денежных доходах (измеряется в относительных единицах).

8. Группировки регионов по уровню покупательной способности населения:

высокий: покупательная способность более 6 разовых единиц (более бюджета высокого достатка);

высокий средний: покупательная способность 3-6 разовых единицы (более минимального потребительского бюджета, но ближе к бюджету высокого достатка);

низкий средний: покупательная способность 2-3 разовых единицы (более минимального потребительского бюджета, но ближе к его номинальному значению);

высокий низкий: покупательная способность 1,7–2 разовые единицы (выше прожиточного минимума, но ближе к минимальному потребительскому бюджету);

средний низкий: покупательная способность 1,3-1,7 разовых единицы (выше прожиточного минимума; примерно равно отдалена от прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета);

низкий низкий: покупательная способность ниже 1,3 разовых единицы (примерно соответствует или ниже прожиточного минимума).

9. Уровень экономического неравенства населения – доля групп населения в общем объеме денежных доходов, начиная от бедных и кончая наиболее состоятельными слоями. Измеряется коэффициентом Джини, значения которого изменяются от 0 до 1 и отражают концентрацию денежных доходов.

10. Валовой региональный продукт (ВРП) на стадии производства получается путем суммирования валовой добавленной стоимости по отраслям в основных ценах и чистых налогов на продукты. Характеризует эффективность использования экономического потенциала в регионах.