Смекни!
smekni.com

Региональная экономика и управление (стр. 1 из 3)

Вариант №10

Вопросы контрольного задания по дисциплине «Региональная экономика и управление».

1. Региональный рост и межрегиональное неравенство: региональная социально-экономическая динамика, межрегиональная дивергенция и межрегиональная конвергенция.

2. Проблемы и перспективы социально-экономического развития Центрально-Черноземного экономического района РФ.

План:

Введение

Часть 1. Региональный рост и межрегиональные неравенства: региональная социально-экономическая динамика, межрегиональная дивергенция и межрегиональная конвергенция

Часть 2. Проблемы и перспективы социально-экономического развития Центрально-Черноземного экономического района.

Выводы

Список используемой литературы

Введение

Одним из актуальных вопросов, постоянно находящихся в цен­тре внимании региональных и федеральных органов власти, несо­мненно, является вопрос об экономической самостоятельности субъектов Федерации. Этот вопрос в первую очередь фокусирует­ся на рыночных отношениях. Сегодня нельзя утверждать, что эко­номическая самостоятельность регионов состоялась. Пожалуй, путь к этому будет длинным и сложным. И реальную экономическую са­мостоятельность регионы будут приобретать по мере закрепления социально регулируемых, цивилизованных рыночных преобразо­ваний. В то же время, как утверждают многие экономисты, глубо­кие рыночные преобразования будут эффективно развиваться при условии и по мере развития самостоятельности регионов.

Для чего нужна экономическая самостоятельность регионов? По мнению не только ученых, но и губернаторов краев и областей, президентов республик, она нужна для того, чтобы, во-первых, осу­ществлять самостоятельный, региональный, подход к приватиза­ции, развитию конкуренции, демонополизации, к другим звеньям рыночных преобразований; во-вторых, вести региональное хозяй­ство с учетом местных традиций, обычаев, особенностей, включая и обустройство муниципального хозяйства (совместно с органами местного самоуправления); в-третьих, чтобы способствовать изыс­канию дополнительных источников средств для своего развития, и, наконец, способствовать более активному, более эффективному решению социальных проблем[1].

Развитие экономической самостоятельности- это процесс, в основном, объективный, эволюционный, практически не поддаю­щийся одностороннему реформированию. Но есть в его содержа­нии и субъективные моменты: сдерживание назревших преобразований, принятия необходимых правовых актов, бюрократизма государственных органов, принятия ошибочных решений[2]. Но главное состоит в том, что в движение регионов к экономической самостоятельности вплетаются самые различные процессы и факторы: экономические, политические, эт­нические, исторические, демографические, социально-культурные, природноресурсные и др. Эта множественность причин в зависи­мости от их сочетания может или ускорить развитие самостоятель­ности, или, наоборот, затормозить.

Часть 1. Региональный рост и межрегиональные неравенства: региональная социально-экономическая динамика, межрегиональная дивергенция и межрегиональная конвергенция.

Перемещение центра тяжести решения социальных проблем от федерального уровня на региональный. Обеспечение социального развития регионов стало основной, приоритетной задачей регио­нальных структур государственной власти, на это ориентируется механизм хозяйствования на всех уровнях: федеральном, регио­нальном, местном.

Ключевыми в социальном развитии регионов становятся: заня­тость, сохранение в определенных масштабах созданной в прошлом социальной инфраструктуры, в том числе государственной и ве­домственной, обеспечение естественного прироста населения, со­циальная поддержка семьи, инвалидов, пенсионеров, детей, защита беднейших слоев.

Известно, что закономерностью общественного процесса являет­ся выравнивание уровней экономического и социального развития ре­гионов. Но выравнивание не может быть абсолютным, ибо можно устранить только определенную часть различий, установив мини­мальный государственный стандарт[3].

Существует немало вариантов классификации регионов России по уровню их социально-экономического развития.

Так, Н. Маркова, ведущий научный сотрудник Института эконо­мики РАН, группирует субъекты Федерации по характеру их реакции, на экономические реформы. За основу взяты два количественных критерия (уровень депрессии и уровень социально-экономического развития), а сама классификация осуществляется по принципам однородности фактов, обусловивших типы «рыночной реакции» их экономики, перспектив дальнейшего развития, рекомендуемой стратегии дальнейшего реформирования экономики, основных направлений его государственной поддержки. Ученые выделяют 9 групп регионов[4].

Специалисты Миннаца России и ученые СО РАН выделяют три группы регионов с качественно различными характеристиками со­стояния экономики и социальной сферы: развитые регионы с до­статочно высоким уровнем производства и жизни людей; регионы со средним экономическим потенциалом; проблемные регионы с низким уровнем социально-экономического развития. В группе последних выделяются депрессивные и отсталые регио­ны. К депрессивным регионам относятся те, которые переживают глубокий экономический кризис, длительный период находятся в фазе застоя, нуждаются для своего «выздоровления» в крупных ин­вестициях. В этих регионах высокий уровень безработицы, глубокие внутренние диспропорции экономики. Они постепенно утрачивают свои позиции в общероссийском территориальном разделении труда, скатываются в разряд отсталых регионов.

Отсталые регионы характеризуются весьма низкими показате­лями развития социально-экономической сферы. Это хронически отсталые регионы, которые в значительной степени являются до­тационными, имеют слабый кадровый потенциал; у них практичес­ки отсутствует территориальная специализация.

Отметим и еще одну точку зрения. Известный сибирский уче­ный-экономист М. Бандман считает, что деление регионов по ти­пам доминантных проблем (отсталые, депрессивные, адаптировав­шиеся, критические, регионы межнациональных конфликтов, приграничные и другие) «осуществляется главным образом для определения основополагающих принципов и механизма решения различных проблем федерального значения (вне зависимости от размещения регионов в пределах России)». Профессор М. Бандман подчеркивает, что регионы, относящиеся к одному типу субъектов Федерации, могут располагаться в различных частях страны, поэто­му «совокупность субъектов Федерации одного типа, не являясь, как правило, компактным территориальным образованием, не мо­жет рассматриваться в качестве единого объекта государственного территориального управления.

Ученые РАГС считают, что экономические предпосылки или факторы регионализации России необходимо группировать по сле­дующим основным направлениям:

а) содержанию (природно-ресурсное, материально-техничес­кое, организационно-экономическое, институциональное);

б) устойчивости действия (постоянные, дискретные);

в) возможности использования в практической деятельности государства и субъектов Федерации;

г) сфере возникновения (геополитика, межрегиональные);

д) соответствию традициям многонационального государства и условиям преемственности государственной организации страны[5].

Разумеется, действенность этих факторов различна и изменчи­ва: региональный воспроизводственный процесс, с одной стороны, представляет собой подсистему общественного воспроизводства, с другой - интегрирует единичные воспроизводственные процессы на уровне предприятия, обогащая их и формируя условия для ком­плексного развития экономики региона.

Часть 2. Проблемы и перспективы социально-экономического развития Центрально-Черноземного экономического района.

Центрально-Черноземный район расположен в центре европей­ской части РФ. В его состав входят Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская области. Площадь района со­ставляет 167,7 тыс. км2.

В общероссийском разделении труда Центрально-Черноземный район специализируется на горнорудной, металлургической, ма­шиностроительной, химической, пищевой промышленности и на производстве некоторых видов строительных материалов, а также на сельскохозяйственном производстве. Здесь выращива­ются зерно, подсолнечник, сахарная свекла, картофель и овощи. Значительна доля района в животноводстве (молочно-мясное, свиноводство, птицеводство). Эти отрасли являются отраслями рыночной специализации района. Занимая 1% территории Рос­сии, район производит свыше 40% железной руды, 17% чугуна, 10% стали и проката, 20% телевизоров и холодильников, более 40% сахарного песка, производимых в стране[6].

Население и трудовые ресурсы

Население Черноземного Центра, составляет 7,9 млн чел., или более 6% численности населения России. Черноземный Центр - густонаселенный район страны. Средняя плотность населения составляет 46,7 чел. на 1 км2. Самая высокая плотность в Ли­пецкой области - 50,8 чел., самая низкая в Тамбовской области - 40,5 чел. на 1 км2. В районе отмечается быстрый рост горо­дов. Последнее обстоятельство связано с освоением природных ресурсов, и особенно железных руд Курской магнитной анома­лии. В городах проживает 61% населения. Средняя плотность населения 47 чел. на 1 км2. Для района характерны естественная убыль населения, низкая рождаемость. В последние годы на­блюдается значительный приток беженцев, особенно в сельские районы. Национальный состав населения района однороден преобладает русское население. В южной части довольно высок процент украинцев. Со спадом производства обострилась про­блема занятости населения.