Смекни!
smekni.com

Рейдерство как способ захвата (стр. 1 из 2)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Санкт–Петербургский государственный университет сервиса и экономики

Институт туризма и международных экономических отношений

Реферат по дисциплине:

«Антикризисное управление»

на тему:

Рейдерство как способ захвата предприятия

Выполнила: студентка группы 0611.1

Ковальская Нина Сергеевна

Проверил: преподаватель

Санкт–Петербург

2008


Содержание

Введение

Рейдерство в России. Масштабы проблемы

Стратеги рейдеров

«Черный рейдер

Стратегии защиты

Обзор рынка Слияний и Поглощений (январь – июнь 2008г.)

Рейдерство – существенный момент корпоративного права

Заключение

Список литературы


Введение

О рейдерстве говорят и пишут много. Одни — с осуждением, другие — с любопытством, третьи — со скрытым или даже открытым восхищением. Что же это такое рейдерство?

Для прояснения этого обратимся к тематическому сайту, специализирующемуся на анализе рынка слияний и поглощений. С точки зрения авторов сайта, рейдеры — это “корпоративные захватчики, реально отнимающие компанию против воли собственника”. При этом авторы в свойственном им стиле поясняют, что “отъем предприятий против воли топ-менеджмента осуществляется гоп-стоп-менеджментом с использованием дорогих юристов, не дешевых приставов, ЧОПа “в разлив и на вынос”, повторных, параллельных, внеочередных и т. п. собраний акционеров, а также уголовных дел (на того, кто не успел первым занести в ПОО). Корпоративные захваты — всегда дорогостоящая работа высококлассных юристов. Если бы на предприятиях-жертвах им платили бы столько же — фиг бы кто эти предприятия съел”.

Выделим из этого элегантного описания суть. Итак, рейдерство — это всегда захват собственности против воли собственника. Это главный отличительный признак рейдерства. Главный признак может сопровождаться рядом факультативных признаков, которые встречаются в конкретных случаях рейдерства в различных сочетаниях.


Рейдерство в России. Масштабы проблемы

Насколько значима проблема рейдерства для российской экономики? К сожалению, ввиду отсутствия легального закрепления понятия “рейдерство” в российском законодательстве официальная статистика по этой проблеме не ведется, однако отдельные обрывочные сведения все же имеются.

Так, по данным начальника управления правительства Москвы по экономической безопасности Александра Корсака, количество обращений в его департамент по фактам рейдерства выглядит следующим образом:

2003 год — 151 обращение;

2004 год — 177 обращений;

2005 год — 117 обращений;

2006 год — 84 обращения.

По мнению московского чиновника, волна рейдерства в столице пошла на убыль. Напротив, федеральные правоохранительные органы далеки от оптимизма и продолжают бить тревогу. По их данным, набравшись опыта и окрепнув в столице, рейдерство переместилось в регионы России, где процветает.

От крупных и средних предприятий внимание рейдеров постепенно переключается на малый бизнес. При этом, как правило, захватчиков интересует не сам магазин, парикмахерская или ремонтная мастерская, а помещение, которое можно выгодно сдать в аренду либо снести, соорудив на его месте нечто более доходное. Чем выше кадастровая стоимость землеотвода, где расположен ваш автосервис или магазин, тем выше вероятность, что им заинтересуется рейдер.

Одна из традиционных “приманок” для рейдерства — бывшие оборонные институты. Потерявшие финансирование, изрядно потрепанные реформами и обветшавшие, растерявшие славные когда-то трудовые коллективы, перебивающиеся случайными заказами, но сохранившие крупную недвижимость, производственную базу, испытательные полигоны и т. п., эти институты представляют собой один из излюбленных объектов для рейдерских атак.

Особую тревогу вызывает тот факт, что их мишенями становятся бюджетообразующие предприятия, работа которых обеспечивает не только налоговые поступления и рабочие места, но и общую экономическую ситуацию в регионе. Например, в Нижегородской области смена собственника на ОАО “ГАЗ” привела к значительному снижению поступающих налогов, резкому сокращению числа работающих и отказу от содержания коммунальной сферы городского района, где проживает более 300 тысяч жителей.

Журнал “Слияния и Поглощения”, который следит за развитием ситуации по 107 наиболее крупным корпоративным конфликтам в России, подсчитал, что общая стоимость вовлеченных в эти конфликты активов составляет около 6996 млн. долл. За период с 10 марта по 10 апреля 2007 года было зарегистрировано два новых публичных корпоративных конфликта “стоимостью” 58 млн. долл. и объявлено о завершении одного конфликта на сумму 86 млн. долл. В лидерах среди конфликтных отраслей по-прежнему остаются пищевой сектор и сельское хозяйство. Среди регионов по количеству корпоративных конфликтов первое место удерживает Центральный федеральный округ. На втором — Приволжский, на третьем — Уральский федеральный округ.

Все это приводит к негативному итогу. Из-за боязни рейдеров многие владельцы компаний отказываются от увеличения капитализации своего предприятия, что, безусловно, влияет на темпы развития экономики страны. Из сказанного можно сделать вывод, что рейдерство — отнюдь не закрытая страница российских реформ. Оно продолжает наносить колоссальный ущерб российской экономике.

Объём M&A (Mergers & Acquisitions – слияния и поглощения) в России в 2005 году превысил 30 млрд. долларов, а в 2006 достиг примерно 100 млрд. долларов. В 2007 году этот показатель достиг уровня 125,1млрд. долларов. Тем самым российская экономика вошла по этому показателю в первую десятку стран мира. Большинство из этих сделок протекают относительно мирно и в соответствии с действующими законами и принятыми в бизнесе нормами. Таким образом, «рейдерство», как правило, является одним из механизмов процесса слияния и поглощения предприятий, стимулирующего развитие современной рыночной экономики.

Тем не менее, экономическая функция рейдеров неоднозначна. С одной стороны, они разрушают рентабельно работающие предприятия в интересах получения краткосрочной прибыли, с другой – они приобретают предприятия, контролируемые прежними менеджерами, чтобы повысить эффективность работы этих предприятий. Тем самым они помогают им выбраться из ловушки, в которую те попали в результате первой фазы приватизации.

Экономическая цель деятельности рейдеров состоит в приобретении разницы между стоимостью акций и стоимостью материальных активов предприятия, в первую очередь, недвижимости. Если фирма находится в сложном финансовом положении, часто возникает ситуация, в которой приобретение принадлежащей ей недвижимости обошлось бы намного дороже, чем контрольный пакет её акций.

Однако примерно 10% сделок слияний и поглощений в России сегодня характеризуются как враждебные поглощения, при которых используются и незаконные методы.

1.1 Стратегии рейдеров

Примерно до 2002/2003 г.г. «рейдерами» называли специалистов, которые по заданию холдингов, принадлежащих олигархам, пополняли их активы путём приобретения относительно небольших или менее успешно работающих фирм. Так сотни высококвалифицированных юристов, экономистов и аудиторов, специализировавшихся на сделках слияний и поглощений стали рейдерами. Затем они стали работать как самостоятельные предприниматели и предлагать свои недешёвые услуги на новом и привлекательном рынке.

Разница между олигархом и рейдером не менее значительна: олигархи наращивали свои активы, самостоятельные рейдеры, напротив, являются поставщиками услуг, которые стремятся найти потенциальных покупателей и проводят всю операцию по заданию заказчика и с целью собственного обогащения.

По мере обретения рейдерами самостоятельности изменяются интересы рейдеров и приёмы, которыми они пользуются. Одной из важнейших причин успеха рейдеров является коррупция чиновников.

1.2 «Чёрный рейдер»

Типичным для рейдерства является ситуация, когда оферта со стороны поступает либо руководству, либо мелким акционерам фирмы через голову руководства (классическое враждебное поглощение) чтобы в спекулятивных целях получить контроль над высшими органами управления фирмы. Часто речь идёт о прибыльной продаже важных подразделений (активов) предприятия третьим лицам.

При этом как в России, так и в других странах всё шире пользуются особыми услугами так называемых «чёрных рейдеров».

К методам «чёрных рейдеров» относятся мошенничество, использование двуличия менеджеров, подделка документов, реестра акционеров, банальная кража акций, например, через связи в регистрационных органах или с помощью внесения фиктивных трансакций в бухгалтерскую документацию.

Такая модель «чёрного рейдера» может быть проиллюстрирована целым рядом поглощений из российской практики:

Имеются типичные признаки враждебного поглощения.

Жертвами становятся не обязательно слабые фирмы, но и те, кто работает прибыльно.

Поглощение происходит не открыто, в соответствии с действующим законодательством, а с применением противоправных действий.

Такая практика в решающей мере поощряется пробелами в законодательстве и/или коррупцией представителей органов государственной власти. Это чёрное рейдерство может рассматриваться как распространённая болезнь роста экономики в целом.

Немалую долю обычного рейдерского проекта составляют деньги, предназначенные на подкуп судей и лиц, принимающих решения.

После приобретения контрольного пакета акций рейдер получает возможность действовать помимо воли менеджеров и бывших крупных акционеров, в том числе, принимать решения о продаже объектов недвижимости. В результате ему поступают немалые суммы.

Как правило, главной целью служат недооценённые объекты недвижимости и прочие активы (например, товарные знаки). Норма прибыли рейдеров в России согласно экспертным оценкам при этом может достигать 1.000%.