болото и т.п.) , сферы"дом", сферы "ниже земли" и "выше земли", а также персонажи связанные с определенным периодом времени (полудница, полуночь и др.) Отличаются они и отношением к человеку: злые и добрые.
В водной стихии жили берегини и водяные.Берегини(позднее вилы и русалки)- женские духи рек, озер, прудов, колдцев и т.д. Весной выходят на берег, качаются на ветвях, поют песни, заманивают прохожих и стараются защекотать их до смерти. Русалки также - погибшие в воде женщины, девушки, некрешенные умершие дети. Здесь на образ русалок наслоился культ мертвых. Русалки- духи растительности( деревьев, цветов, хлебов и т. д.)- они дают растениям влагу, посылают дождь на поля. Водяной-косматый, c бородой по колено, злой и мстительный старик, живет на дне рек и озер, в омутах. Лес-царство лешего(лесовика). Он обитает на деревьях или дуплах. По ночам дико кричит.На полях в высокой траве (колосьях) живут полевики- козлообразные существа( имевшие мужской и женский род), возникли с развитием земледелия. В жилище"хозяин" домовой- маленький, горбатенький старикашка
(покровитель дома, хозяйства домашнего). Различались: дворовые, овинники, гуменники банники- в зависимости от "местоприбывания".
У восточных славян постепенно складывался своеобразный пантеон демонов( низших божеств). С течением времени на их первоначальные функции наслаивались новые. Между демонами существовали отношения, отражающие родственные и бытовые связи людей. Была определенная иерархия: начальники и подчиненные, старшие и младшие. Домовой и леший имели семьи( домовиха, домаха, лешачиха). Русалки считались дочерьми водяного. Домовые ходили друг к другу в гости, ссорились и даже дрались. В подчинении у лешего был боровой. Таким образом у восточных славяр сложилась достаточно развитая система так называемой низшей мифологии, демонологии. Следующий этап развития язычной религии-политеизм( вера в богов). Такая последовательность видна в " Слове об идолах ", автор которого-первый систематизатор и переодизатор славянских верований- пишет:
" Се же словене начали трапезу ставити Роду и рожаницам нереже Перуну бога их. А преже того клали требы упырям и берегиням." Но появление новых форм язычества не мешало сохранению старых верований. В целом к концу первого тысячелетия нашей эры восточное славянство стояло уже у порога политеистических воззрений. Фридрих Энгельс писал: "... раз возникнув, религия всегда сохраняет известный запас представленный, унаследованный от прежних времен." (Маркс К.
Энгельс Ф. Соч. т. 21, с. 315.)
Корни богов киевского пантеона находятся в тех же фетишистких и анимистических представлений и природных культах праславян 2-1тыс.
до н.э. Первое упоминание о богах (зримых) мы находим в " Повести временных лет" описывающей, что при заключении договоров Руси с Византией в X в. русские " кляшася оружьем своим и Перуном богом своим и Волосом, скотьим богом". Образы Перуна и Волоса(Велеса) связаны между собой, как персонажи"грозового мифа". Согласно ему обитающий на небе (вершине горы) бог грозы Перун преследует за похищение скота или людей своего змеевидного врага, живущего на земле,- Волоса. Преследуемый Волос прячется последовательно под деревом, камнем, обращается в человека, коня, корову(фетиши и тотемы). В свою очередь Перун во время поединка расщепляет дерево, раскалывает камень, мечет стрелы. Свою победу Перун символизирует дождем, приносящим плодородие. Как видим в древнем мифе отразились различные стадии религиозных представлений, а также взаимосвязь высших божеств с объектами различных форм верований, предшествовших политеизму. Перун выступает здесь как бог грозы, молнии и грома. Вместе с тем в процесс развития общественных отношений Перуну-громовержцу становятся присущими и военные функции. Многие исследователи считают Перуна" покровителем военной дружины и её предводителем, особенно на Руси". Но у нас нет оснований связывать военное предназначение Перуна только с княжеской дружиной, тем более как феодальным институтом, т.к. во второй половине первого тысячелетия нашей эры в военных действиях славян участвуют не только дружинники, но и всё мужское население-
"вои". Таким образом, и простой славянский общинник, и представители формирующейся социальной верхушки Руси видели в Перуне" создателя молний" , бога-воителя.
Волос или Велес- бог скота, торговли и богатства, т.к. скот в древности служил меновой денежной единицей и являлся богатством. Его культ возник в эпоху охотничьего хозяйства и долгое время был связан с культом медведя. С переходом к скотоводству этот бог становится покровителем домашнего скота , сохраняя свои древние функции. Его культ преобладал на северных и восточных территориях Руа.
Велес, как и Перун, был богом по племенной принадлежности, а не по социальной. В Киев Волос, возможно, попадает в результате похода 882 г. Олега, объединившего племенные союзы славян и полян. В Киеве наряду с идолом Перуна был установлен идол Велеса, которому дружинники и киевское "людьё" стали давать клятву на правах второго верховного бога. " Переселением" Велеса было положено начало собиранию разноплеменных божеств под эгидой Перуна. С вокняжением Владимира образуется настоящий древнерусский пантеон языческих богов : Перун, Хорс, Дажбог, Стрибог, Макошь. Дажбог в летописи отождествлялся с солнцем. Он есть сын Сварога. Возможно Дажбог- верховный бог племнного союза северян. Хорс появился под воздействием племен салтово-маяцкой культуры (Предкавказье и Дон). Хорс тоже бог солнца. Стрибог- бог ветра, бури, вьюги, вихря. Возможно- олицетворение враждебных сил. Макошь- земная супруга громовержца Перуна. Она ведёт своё начало от вил- русалок и "матери сырой земли". Она богиня плодородия,воды, женских работ и девечьей судьбы. Симаргл- единственное зооморфное существо пантеона- это священный крылатый пёс ( возможно иранского происхождения). Симаргл - божество низшего порядка, который охраняет семена и посевы. В летописях он становится рядом с Макошью ( возможно он являлся спутником Макоши, как сова у Афины).
IX-X вв. были во многих отношениях переломными в судьбах восточного славянства. В это время восточное славянство распалось на союзы племен: поляне, древляне, полочане и др. Военные столкновения являлись характерными чертами той эпохи. В Приднепровье возвысился племенной союз полян. Наряду с подчинением родственных племён в сферу влияния Киева попадают племена тюркского, фино-угорского, балтского происхождения и даже такие ранние государственные образования, как Хазарский Каганат и Волжская Булгария. Таким образом, Киев, будучи политической столицей превращается и в религиозный центр. На роль главенствующего божества выдвигается Перун. Меры по его выдвижению заключались в перенесении языческого Капища и идола Перуна на место, доступные всем пребывающим в землю полян( в договоре 945 г. Руси и Византии упоминается в клятве только Перун). Здесь просматривается явное стремление киевской общины утвердить приоритет Перуна. "Примученные" племена оказывали ожесточенное сопротивление Киеву, политическое и религиозное. После гибели Игоря, в древлянских лесах, политика Киева становится более мягкой: сбор дани был заменён "повозом"- доставкой поборов самими данниками в специально учрежденные пункты "погосты", ощущалось религиозное послабление. В договоре 971 г. , Святослава с византийским императором Цимисхеем, Русь вновь клянётся именами Перуна и Волоса. Однако проводится новая религиозная реформа - новый пантеон: Перун предстал в окружении богов других племен, символизируя их единство. Но она не удалась. Причина неудачи заключалась в исторической необратимости разложения родоплеменных связей.
ЭПОТЕИЗМ- это выделение одного бога из всех признаваемых реально существующими, которому оказывается наибольшее поклонение и воздаяние культа. Но не одному Перуну предназначались почести, а всем "кумирам" без исключения. Главный бог- только сильнее и могущественнее остальных, он их счастливый соперник, победитель при столкновениях. "Веротерпимость" к инородным богам со стороны представителей победившего племени объясняется верой в их реальное существование. Как побежденный народ признает главенство бога покорителя, так и покоритель воспринимает культ богов побежденных. Однако зачастую языческая реформа вырождалась в религиозное насилие киевской общины. В 982 г. и 984 г. Владимир борется с вятичами и радимичами. О начале перехода к супремонтеизму свидетельствуют не только политические факторы, а , так сказать, и "внутрипантеонные дела". Перун обосновляется" на высоком холму вне двора теремного". Кроме того, в пантеоне Владимира мы наблюдаем несколько хаотичную картину. Ряд племенных богов несут одну и туже функцию. Однако можно заметить, что у богов намечалась и главная "профессия". Комплекс языческих реформ X в. показывает качественно более высокий уровень развития восточнославянского язычества. Можно предположить,что у восточных славян существовали древние культовые постройки закрытого типа( языческие храмы). Но известно только об очень немногих: Арконское святилище на острове Рюгене, святилище в Ретре, дохристианское святилище в Киеве( под Десятинной церковью).
Ритуал семейно-родового культа выполнялся скорее всего главами семей и родов; общественный же культ был в руках особых профессионалов- волхвов. Не исключено,что уже при возникновении грандиозных общеплеменных святилищ в VI-IV вв. до н. э. у праславян сложились какие-то группы жрецов-волхвов, которые организовывали обрядность "события", руководили процессом языческого богослужения и производили гадания. Они составляли мудрые календари, знали "черты и резы", хранили в памяти мифы, восходившие по крайней мере к бронзовому веку. Волхвы были близки к племенной знати, и, может быть, составляли часть её; вероятно," светлым князьям" племён принадлежала и верховная жреческая власть.