Система церковных органов .
Положение церкви в государственной и общественной жизни .
Для понимания деятельности древнерусской церкви как социально-политической организации важно изучение не только её общехристианских и византийских традиций и истоков, но и условий её экономического положения на Руси как при самом учреждении, так и в процессе эволюции в течение интересующего нас времени .
За это время Русь прошла два периода социально- экономического развития , которые в современной советской науке принято обозначать , раннефеодальный период ( IX-XI вв.) и период развитого феодализма ( с XII в. и далее ).
Церковная организация была создана на Руси в конце X в., т.е. в условиях первого периода существования феодального общества, что и определило способ её материального обеспечения - княжеской властью и в виде отчислений от государственного бюджета .
Активная роль государственной власти при формировании на руси церковной организации сказалась не только в создании её структуры - митрополичьей и епископских кафедр , но и в обеспечении материальных условий их деятельности. В период раннего развития феодального строя , когда не могло быть речи не только о приобретении путем покупки земельных владений , но и о получении их от князя на основе лена , новая организация должна была существовать за счет князя , государственного бюджета , путем отчислений от собираемых им даней и других поступлений на княжеский двор. Таким же образом в X в. обепечивалось существование дружины , государственного аппарата , тесно связанных с князем.
Особой формой , в которой происходило отчисление доли поступающих на княжеский двор даней в пользу церкви , была десятина . Это православянское слово , общее всем славянским языкам , обозначает одну десятую часть чего- либо. Церковная десятина на Руси средство обеспечения христианского культа известна с первых сообщений о строительстве и обеспечении новых храмов , Десятинной церкви Богородицы и некоторых других , причем она имеет централизованную форму и дается князьями из тех поступлений , которые они получают с территории государства , Десятина давалась не всем вновь основанным церквам , а только соборным . Десятина была отчислением в пользу церковной организации от поступлений князю . Каков был её состав ? Прежде всего это десятая часть от княжеских даней (" от всякого стада и всякого живота " , " отвсего имения", " от всих скот своих...и от жита на вся лета". Структура десятины "от даней" хорошо видна в Смоленской уставной грамоте 1136 г. , данной одной из " соборных церквей " : она взимается с каждой из 34 административных единиц княжества , города или волости, которые выплачивают на княжеский двор установленную сумму , начиная от 1000 гривен в Вержавлянах и 400 гривен с Торопца и кончая 10 гривнами с мелких волостей .
Посколько в X-XI вв. дани собирались княжеским дружинниками и зависимыми людьми княжеского двора , отчисление десятины производилось непосредственно в центре , куда поступали дани ., В приведенных выше свидетельствах о десятине XI-XIII вв. слово "полюдье " не упоминается.
Наряду сданями церковная десятина отчислялась от поступлений откняжеского суда . Наиболее раннее упоминание судебной десятины находится в Краткой Правде XI в. (ст.41) , где при расчете долей судебных пошлин вместе с долями мечника в одном случае и емца в другом указана и " десятина" .
Десятину получала церковь также от княжеских торговых пошлин . Хотя сведениями об этом виде отчислений церкви в конце X-XI вв. мы не располагаем - они относятся только к XII в. , -нет оснований считать , что торговая десятина появилась только в XII в. Торговые пошлины существуют со времени образования государства , нуждающегося в пополнении бюджета , при обеспечении новой организации отчисления от этих пошлин также должны были поступать церкви . Другое дело , что с ростом внутренней торговли и развитием города торговые пошлины должны были играть всё большую роль в бюджете городов и стал вопрос об ограничении их поступлений церкви .
Слово " десятина" предполагает , что доля в пользу церкви от тех поступлений,которые подлежат разделу , составляет одну десятую , 10 % . каков размер десятины в действительности ? Не всегда она составляет на самом деле эту долю. Так, расчеты судебной десятины в Краткой правде показывают , что там она представляет одну пятую долю князя , т.е. 20%.
Что собой представляет древнерусская церковная десятина с политэкономической точки зрения? Есть основания оценивать сущность каждого из трёх видов десятины отдельно, поскольку она отчисляется от разных источников. Торговая десятина представляет собой отчисление от торговых пошлин, получаемых местными и центральными органами управления от внутренней и внешней торговли. Формула "из торгу десятая неделя" и "десятый торг" говорят, скорее, о том, что эти пошлины собирались в городах, во время самой торговли и могли относиться как к импортным товарам, так и к внутренним, создаваемым в городе и привозимым из деревни. Цена товара определялась затратами не только на его транспортировку и продажу, но и на его создание, и изымание торговых пошлин было формой эксплуатации со стороны феодального государства труженика, хотя относить такие пощлины к формам ренты и нет оснований.
Десятину от даней в XI-XII вв. есть все основания рассматривать как долю централизованной раннефеодальной земельной ренты, посколько она собиралась с земель, подчиненных государственной власти, где существоаала особая территориальная структура волостей и погостов.
Общее положение о том, что каждый верующий в бога должен отдавать ему десятую часть от выращенного за год скота, ззззерна и других плодов земных, находилось ешё в Ветхом Завете, было принято в христианстве и пропагандировалось отцами церкви в сочинениях, которые были известны на Руси (Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и др.). Это, несомненно должно было способствовать укреплению в сознании христианина мысли о том, что церковь ждёт от него значительной материальной поддержки. Однако специфика древнерусских условий заключалась в том, что здесь десятина была принята не в частной форме, когда каждый крестьянин или горожанин должен был отдавать часть своих доходов христианскому культу, а в централизованной - это часть платилась княжеской властью от имени всего населения из тех поступлений, которые реквизировались ею у населения, и она сама отвечала за содержание церкви. Поскольку десятина как форма обеспечения культа отсутствовала в римском праве и в Византии, а в Западной Европе в VIII-IXвв. Каролингами была введена система частной, но не централизованной десятины от каждого свободного дворовладельца, это позволило поставить вопрос о том, что древнерусская десятина не была заимствована Владимиром от других христианских образцов, но имеет местное, славянское происхождение.
Что касается десятинной системы счета, то она имеет очень широкое общеевропейское распространение и уходит в глубь веков. Отчисления в виде пошлин и жертв в размере десятой доли известны не только в Передней Азии, но и в Средиземноморье. Поэтому связывать всякую десятину обязательно с христианской или библейской нет оснований.
Общность первоначальной формы церковной десятины на Руси является основанием для того, чтобы видеть в форме обеспечения церкви, принятой Владимиром, местную, дохристианскую языческую традицию содержания культа. Подтверждение этого мы видим в том, как обеспечивался культ богов у балтийских славян. Хотя ранних известий нет, но в XII в., по сообщениям Гельмольда и Саксона Грамматика, святилище Свентовита в Арконе получало десятую долю добычи, передаваемую ему местными племенами.
Система епископских кафедр на Руси тесно связана с возникновением митрополичьей кафедры в Киеве. Сам этот титул кафедры- митрополия {буквально: "(кафедра) старшего (главного) города }- в Византии предполагал подчинение митрополиту других иерархов, главой которых он был. Митрополия, не имевшая подчиненных ей епископских кафедр,была только титулярной. Соответственно митрополичья епархия включала себя все епархии епископских кафедр.