Создавая широкую церковную юрисдикции в XI в., древнеруские юристы, и прежде всего один из авторов Устава Ярослава, митрополит Иларион, сохранили в церковном праве русскуюсистему наказаний - денежные взыскания в форме штрафов. В отличие от канонического права, по которому проступки наказывались наложением епитимьи, дополнительных постов и молитв, временным запрещением присутствия на богослужении, и от византийского права с членовредительскими наказаниями, древнерусское церковное право XI-XII вв. требовало от провинившихся денежных штрафов в пользу епископа. С дифференциацией штрафов в зависимости от социального положения потерпевшего. Ко второму этапу формирования церковной юрисдикции, концу I-XII вв., наряду с дальнейшим приспособлением древнерусских норм к христианским принципам и влиянием этих принципов на развивающееся церковное право, можно отнести возникновение новой её сферы. Появление в распоряжении монастырей и кафедр земель, населённых крестьянами,которыестановились "монастырскими", " домовными"людьми, нащло отражение в особой статье Устава Ярослава, говорящей о том, что всё,что касается церковных людей, подлежит суду епископского волостеля. Для третьего этапа развития церковной юрисдикции, который может быть отнесён к концу XII- первой половине XIII в., т.е. к предмонгольскому времени, характерно дальнейшее расширение сфер права.
Экономическое и политическое развитие древнерусских земель, эволюция органов власти, управления и суда приводили к столкновению церковной и светской юрисдикций, их конкуренции и перераспределению, к слиянию ведомств или к вытеснению одних ведомств другими. Устав князя Владимира относит некоторые споры о наследстве ("заднице") к суду митрополита и епископов. Сущность конфликта можно видеть в стремлении церкви участвовать в разрешении споров при наследовании имущества на нижней, семейной их стадии, до передачи дела в ведение публичной - княжеской власти. Сложную картину взаимоотношений светской и церковной юрисдикций рисуют документы относительно уголовных дел - краж, убийств, побоев и оскорблений. Существует немало дел, которые дублируются и соприкасаются в светских ицерковных кодексах, обнаруживая совпадение или большую близость в сферах интересов этих ведомств. Близость и соприкосновение, но не противоречия светской и церковной юрисдикций обнаруживаются в особых случаях убийства, оскорблений действием, краж и ограблений: кража из церкви и ограбление трупов, избиения детьми родителей, драки между женщинами и некоторые другие поступки.
Наряду с кругом дел, сопрягающимся с кругом княжеской юрисдикции Руской Правды и не противоречащим ему , есть целый ряд таких дел, которые прямо дублируются в светских и церковных кодексах и свидетельствуют о существовании конкуренции по таким делам : это кражи продуктов сельского хозяйства и домашнего промысла , а также одежды; поджог двора или гумна ; похищение девушки в целях заключения брака .
Противоречия показаний источников могут быть объяснены как различным социальным значением правонарушений , так и особенностями возникновения самих памятников . Включение в Устав Ярослава некоторых дел о краже и поджоге свидетельствует о стремлении церковной организации принять участие в рассмотрении этих дел не только как грехов , но и как уголовных действий, караемых продажей в пользу митрополита .
Заключение.
Введение христианства на Руси в конце X в. было вызвано объективными, социально- экономическими и политическими условиями развития древнерусского общества, усилению его феодализации. Централизация княжеской власти не могла не отразиться на эволюции религиозных воззрений Древней Руси. С развитием производительных сил, ростом имущественного расслоения, обострением классовой борьбы внутри государства появляются слои населения, которые уже не удовлетворяет племенное многобожее. Христианство санкционировало феодальные порядки, окружало их, "ореолом божественной благодати". Древнерусских князей вполне устраивал опыт Византии, которая с помощью православной церкви идеологически освящала монархию. Не состоятельны утверждения о якобы "радостным " восприятии христианства всеми социальными слоями древне-русского общества, его "быстром" и "триумфальном" распространении по всей Руси. Процесс насаждения христанства на Руси растянулся на столетие , кое-где затянулся до XIX начала XX вв. и, по существу, остался незавершенным. Сопротивление народных масс введению христианства носило закономерный характер, потому что этот процесс сопровождался появлением новых угнетателей- церковно-монастырских духовных владык. Экономическая мощь церквей и монастырей настолько возрасла, что церковные феодалы стремились юридически закрепить своё положение. Это сделало церковь неотъемлемой частью государственного аппарата, служившей его укреплению. Наряду с религиозными функциями церковь выполняет и отдельные светские. Поэтому в ряде случаев отдельные церковные деятели могли стоять на прогрессивных политических позициях. Но эти действия не вытекали из сущности православного мировоззрения, а были вызваны объективными условиями того времени. Несмотря на различие между язычеством и христианством нельзя их противопоставлять друг другу с точки зрения христианских норм, да и вообще религиозных. Православные иерархи безжалостно расправлялись со свободомыслящими и еретиками. Православная религия на протяжении столетий затушёвывала классово-социальный смысл национально-освободительной борьбы славянских народов, её антифеодальный характер, поскольку сама церковь была крупным феодалом и освещала существующий эксплуататорский строй . Поэтому поаытки представить православную веру и церковь решающим фактором национально-освободительной борьбы народов нашей страны несостоятельны. Церковь сыграла отчасти реакционную роль в истории культуры нашей родины. Она повинна в исчезновении многих произведений деревянной скульптуры, были сожжены многие сочинения , в которых упоминались боги язычников.
Нельзя отождествлять социальные функции религии и церкви. Православие, как форма общественного сознания, идеология, на большенстве этапов истории играло реакционную роль. Церковь, как социальный институт, в определённых конкретно-исторических обстоятельствах могла играть и положительную роль (заказчик произведения искусства- культовой атрибутики, летописание, национально- освободительная деятельность некоторых патриотически-настроенных церковников и т.д. ). Другими словами , эти положительные моменты определялись не религиозными функциями церквей и монастырей.
Список используемой литературы:
1. Ю.В. Кривошеев" Религия восточных славян накануне крещения
Руси".-Л: "Знание", 1988 г.
2. О.Н. Цыбенко А.Н. Симончик " Правда и вымысел о введении
христианства на Руси".- Львов:" Высшая школа",
1987 г.
3.С.Н. Пушкин " Православное понимание цивилизации ".-М:
"Знание", 1990 г.
4. Н.Д.Куфакова Л.З, Немировская" Вопросы войны и мира в
русском православном богословии".- М: "МГУ",
1989 г.
5. С.Куломзина" Закон Божий".-М: "Наука" 1991 г.
6.Под ред.Н.С. Гордиенко" Православие. Словарь атеиста".- М:
изд."Политическая литература" 1988 г.
7. В.С. Поликарпов" История религий.Лекции и христоматия".-М:
изд."Гардарика" , 1997 г.
8.В.Д.Сиповский"Родная старина".-Н.Новгород:"Нижполиграф"
1993 г.
9.Епископ Владимир"Празднование в Чехословакии 1100-летия со
дня кончины равноапостольного Мефодия"\
"Журнал Московской патриархии".-1985 г.-
№7.-стр.50-51.
10.Протоиерей Георгий Митрофанов. "Соотношение Церкви и
государства: история и современность"\
Материалы межвузовской конференции
"Православие и правоохранительная
деятельность".-С-П. 1997 г.