План :
1 . Введение .
2 . Религия восточных словян накануне крещения Руси.
Язычество и его недостатки .
3 . Процесс принятия и распростронения христианства на Руси .
а . Процесс христианизации Руси .
б . Сопротивление со стороны языческого населения и
княжеская политика по его подавлению
в. Слияние язычества с православием .
4. Влияние церкви на государство .
а.Взгляды церкви на государство и народные выступления
против порядка правления .
б .Церковь и её отношение к войне .
в. Система церковных органов .Положение церкви в
государственной и общественной жизни .
5 . Заключение .
ВВЕДЕНИЕ.
Среди конфессий, исторически сложившихся в пределах восточного направления христианства, самое видное место занимает православие . По приблизительным оценкам оно охватывает ныне около 100 млн. приверженцев. Наибольшее распространение православия получило в России, странах Восточной Европы, в Греции и на Кипре, ряде государств Африке и Ближнего Востока. Судьба православия непосредственно связана с превратностями, выпавшеми на долю его церковных институтов. Становление православной церковности и её путь в истории- это процесс, наполненный великими прозрениями и прискорбными ошибками, подвигами веры и уступками мирским слабостям , впечатляюшими достижениями религиозной мысли и явным обскурантизмом, образцами подленного благочестия и нередким расхождением слов с делами.
В общем, православие выступает как явление сложное и многогранное, не укладывающееся в рамки какой-то унифицированной шкалы оценок.
Религия восточных славян накануне крещения Руси.
Язычество и его недостатки .
Согласно не которым современным церковным авторам , дохристианское общество Древней Руси : " смрадный и жестокий мир " , где господствовало " темное , озлобленное , мстительное язычество". Так же оценивали язычество известные церковные историки 19 в. Макарий , Филарет и др. Они также отрицали какую- либо развитость и культурную и общественную значимость языческого мировозрения. К негативным заключением относительно его развития пришел такой известный исследователь , как Е. В. Аничков : " Особенно убого было язычество Руси : жалки ее боги , грубы культ и нравы , "- писал он. При этом имелись и в корне противоположные взгляды. Так М. В. Ломоносов , активно интересуясь древнерусской мифологией , проводил сранительно - исторические параллели с греческой и римской языческими религиями . Он отождествлял древнерусского Перуна с античным Зевсом , сказочных полканов с кентаврами и заключал : " Мы бы имели много басней( мифов) , как греки , есть ли бы науки в идолопоклонстве у россиян были . " Вот почему изучение дохристианских времён , правильное освещение их - не просто дань интересу к старине или удовлетворение естественной любознательности.
Оно необходимо для опровержения богословских измышлений в области отечественной истории .
Термин "язычество " литературного происхождения. Он произошел от церковнославянского "языци"- народы, иноземцы. Потому что русские книжники эпохи Киевской Руси -христиане по вере - как бы " отгораживались" от народов , ещё не крещёных .
Язычество - комплекс религиозных обрядов, верований , представлений , предшествовавший возникновению мировых религий и послуживший их основе. Язычество древних славян имело глубокие корни. Говоря о своеобразии в эволюции и формах древнерусского язычества , мы не должны забывать , что его развитие не шло в стороне от путей , по которым развивались языческие комплексы других народов .
Огромное влияние на славянское язычество оказали окружающая природная среда и господствующие общественные отношения.Карл Маркс писал : " Условия их существования - низшая ступень развития производительных сил труда и соотведствующая ограниченность отношений людей рамками материального процесса производства жизни , а значит , ограниченность всех их отношений друг к другу и к природе ".Общая особенность мышления человека в древности: его объектом и материалом были предметом и явлелния , входившие в непосредственное окружения человека и имевшие для него жизненное
значения . Поэтому религиозные представления в начале относились к предметам и явлениям ближайшего окружения , притом к тем , которые были вплетены в жизнедеятельность человека . Знаменитый русский церковный деятель 12 века Кирилл Туровский в одной из своих проповедей яростно восклицал : "Уже бо не нарекуться Богом стихия, ни солнце , ни огонь , ни источницы , ни древеса !"
Фетишизм- вера в сверхестественные возможности какого-либо объекта( добычливые орудия охоты, деревья, плоды и т. д. ) Вначале фетиш воспринимался как проявление сверхестественных сил. Позже носителем сил являлась существующая в объекте сила-своеобразный двойник данного фетиша. Образ этого " двойника" выступал безликим и беформенным , не оторванным от предмета- анамизм. Отголосками фетишизма и анамизма и восточных славян было поклонение камням , деревьям, рощам. Культ каменных фетишей вероятно возник из почитания каменных орудий, необходимых в охоте и хозяйстве.
"Слово Иоанна Златоуста "( примерно 14 в.) при перечислении мест, куда русские " приходяще молятсь" и "жертву приносящу" называет "камения". Среди белорусов существовало поверие, что в седую старину камни говорили, чувствовали и размножались , как люди. На берегу озера Плещеево в древнем русском городе Переяславие-Залесском до сих пор лежит камень-валун-Синь-Камень массой 12 тонн. При встрече весны камень украшали цветами и лентами, водили хороводы. Другому, " Конь-камень" на острове Коневиц на Ладожском озере, приносили местные жители в жертву лошадей. Фетиши могли изготовляться и самими людьми. Объектом поклонения восточных славян были деревья, роща, лес. В северных районах был культ березы.
В 1636 г. нижегородские священники жаловались в своей челобитной, что"собираются жёны и девицы подъ древа, подъ березы, и приносятъ яко жертвы, пироги и каши, яичницы и поклонясь березамъ оучнуть походя песни сатанинские приплетая пети и дланми плескати, и всяко бесятся". В приднепровье был распространен культ дуба. В 1909 и 1975г
со дна Десны и Днепра были подняты два мощных"священных дуба". Радиоуглеродный анализ второго показал , что он перестал существовать в середине 8 века. Ученые считают, что они росли в "священных" рощах, которые также являлись фетишами. В стволах этих деревьях на высоте несколько метров были симметрично и прочно засажены кабаньи челюсти. Днепровские славяне также поклонялись священным животным- диким кабанам-вепрям. В былинах и летописях неоднократно появляются сведения об охоте на вепря и о торжественном поедании кабаньего мяса на княжеских пирах. Здесь мы уже встречаемся с тотемизмом и культом животных.
Тотемизм- это вера в происхождение человеческого рода от какого-либо вида животных. Человек в рамках рода осознает общность происхождения всех его членов. Благодаря анимическим воззрениям и окружающей природе складывается понятие , что разные роды произошли от разных предков. А предки происходят от представителей животного мира, которые очень похожи на людей. Вопрос о тотемическом культе у восточных славян довольно сложен. Возможно в ряде случаев мы сталкиваемся с трансформацией тотемизма в культ предков в образе животных. Тотемисткие игры в медведя ("комоедица") сохранялись в белорусской деревне до второй половине 19 в. Обряд "вырывания бороды"- последних колосьев с поля. Поются особые песни призывающие на помощь волков, лисиц , медведей и др. Наиболее ярко подтверждает существование тотемизма у восточных славян архаические пласты русских народных сказок. В определенной мере свидетельствует о существовании представлений о кровно-родственных связях человека и животных( лисичка-сестричка, медведь-дедушка и т.д.) В сказках прослеживается архаический мотив запрета убивать и употреблять в пищу тотемное животное.Вместе с тем в сказках описывается ситуация, когда зверь преданно следует священной родственной связи и обязательствам, вытекающим из неё. Тотемический уровень сознания отражают сюжеты о брачных отношениях человека и зверя. Психология первобытного человека допускала возможность брачных союзов между животными и людьми, а сами животные нередко воспринимались как непосредственные родственники человека.
Разновидностью культа предков в облике животных является ОБОРОТНИЧЕСТВО. В былинах о Вольге описывается сюжеты его жизни в образе сокола, муравья. Русские сказки часто используют мотив превращения прекрасной девушки- невесты в лебедя, утку, лягушку. У восточных славян интересны поверья о людях-волках-волколаках, поверья распространены были особенно у белорусов, украинцев и великоруссов. Одни рассказы говорят о колдунах, умеющих превращаться на время в волков, другие-о людях, превращенных в волков.
Отрыв духа-"двойника" от объекта которому он присущ, наряду с тотемизмом порождает веру в души мертвых, а также КУЛЬТ ПРЕДКОВ. Одной из форм этого культа было почитание Рода и рожаниц, возникшего в связи с разростанием и усилением родов и укреплениемродовой организации. Есть точки зрение, что РОД был божеством славян до Перуна. Кроме этого фактором возникновения было выделение в роде возрастной группы старейших. На культ предков указывает и сохранившийся обычай поминания умерших родителей в определенные дни года.
Язычество восходит на новую ступень. Это стадия- ПОЛИДЕМОНИЗМА. Демоны-ранее двойники реальных вещей и явлений объективного мира, а также людей, но покинувшие своих реальных носителей и ставшие самостоятельными существами, имевшие антропоморфный образ, обитают в лесу, воде, жилищах и д.р. Именно они подразумеваются под упоминанием водных и лесных стихий средневековыми авторами. С течением времени, духи , первоначально представлявшие однородную массу, начинают различаться по месту обитания, становясь "хозяином места". Современные исследователи классифицируют демонических персонажей сферы "вне дома"( лес, поле,