РЕФЕРАТ
по теме: «Советская экономическая мысль: достижения, догмы, исторические судьбы»
1. Советская экономическая мысль 20-х гг.
Советская экономическая мысль (СЭМ) явилась логическим продолжением социалистической экономической мысли и в своем зрелом виде была представлена как экономическая доктрина марксизма-ленинизма с претензией на ее воплощение в конкретно-исторической практике стран мировой социалистической системы. Как научное направление СЭМ реал и завевалась под рубрикой «Марксистско-ленинская политическая экономия – МЛПЭ» (наряду, например, с марксистско-ленинской философией и т.п.). Ее главным разделом была политическая экономия социализма.
Позиции К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина наложили неизгладимый отпечаток на СЭМ, которая так и не смогла развить и трансформировать идеи в новых быстро меняющихся условиях XX века. Эта зависимость, а также культ личности Сталина послужили причиной сильной догматизации советской политэкономии и как руководства в экономической политике, и как исследовательской парадигмы, и как предмета, изучавшегося от кружков политграмоты до вузов. Идеологическое проникновение МЛПЭ в сознание советского населения было чрезвычайно обширным и дошло до ритуала, особенно в речах на официальных собраниях всех рангов, в те кетах-цитатах монографий экономистов, во введениях диссертаций. Однако были у СЭМ и большие достижения, воспользоваться которыми правящая номенклатурная элита так и не смогла или не поняла необходимости. Реформирование советской хозяйственной системы осуществлялось по хронологическим рамкам смены партийного лидера страны. К тому же реформирование шло циклами «реформа-свертывание» вплоть до последней советской «перестройки», когда рухнула система социализма.
Методически логично изложить содержание истории СЭМ по десятилетним периодам. В 20-е годы, явственно различимы 2 этапа – военный коммунизм и НЭП. В этот период особенно видно влияние идей В.И. Ленина. В его обширном литературном наследии (45 томов) можно выделить следующие блоки разработок по советской экономической науке:
создание теоретической платформы большевиков в революцию 1917 года. Здесь имелись методологические обоснования стадийности капитализма, обоснование закона неравномерности развития стран, доказательство достаточности субъективных и объективных предпосылок взятия власти и условий для строительства социализма. Была сформирована экономическая программа первых послереволюционных действий по конфискации помещичьих земель, национализации промышленности, рабочему контролю, огосударствлению банковской системы, введению монополии внешней торговли и, что самое существенное, – введению диктатуры пролетариата.
Учение о переходном периоде и его закономерностях, теория построения социализма. Последняя не носила характера догмы и часто, как у истинного диалектика, достраивалась по ходу исторического действия, вплоть до полной перемены точки зрения на социализм (при НЭПе). Здесь В.И. Ленин развил идею соотношения экономики и политики, выделил уклады и классы в переходной экономике, определил пути и формы использования госкапитализма, создал теорию «мирного существования», реставрировал в новых условиях теорию кооперирования мелкотоварного производства, был первым критиком антисоветизма (например, К. Каутского).
Положения о принципах и методах социалистического хозяйствования («учение о социализме»). Здесь обоснована роль планирования товарно-денежных отношений, материального стимулирования и соцсоревнования, подчеркнута роль производительности труда, создана концепция материально-технической базы социализма (и активно проводилась в жизнь, например, план ГОЭЛРО), выдвинут принцип участия трудящихся в управлении производством и новой роли профсоюзов, продвинута марксова теория воспроизводства и конкретизирована его идея о принципах распределения при социализме (единство меры труда и меры потребления), выработка теории сопровождается обоснованием методологических позиций. Здесь прежде всего интересны ленинские разработки диалектики, коммунистического способа производства, общего кризиса капитализма, построения социализма в ряде стран Азии и Востока, минуя капитализм, необходимость экономического соревнования с капитализмом. Ленин развил метод конкретно-исторического подхода, диалектику экономических переходных форм, внес вклад в научную концепцию экономических законов социализма, обогатил принцип историзма в обосновании периодизации социалистического общества, открыл неантагонистический характер противоречий при социализме, показал необходимость в будущем процесса интеграции стран социализма в мировую систему (отдавая первую роль Германии).
Приведенный анализ позволил видеть, что В.И. Ленин как ученый-обществовед эволюционировал под воздействием факторов жизни, хотя может быть, – как редко кто в истории, – пытался преодолеть ее ход с помощью то партии, то диктатуры, то государства. Была и идея отмены денег, было и стремление к поголовному привлечению всех трудящихся к управлению, был и синтез всех ветвей власти в Советах, было и страстное ожидание (и подготавливание через Коминтерн) мировой революции. Во многом благодаря усилиям Сталина, выставившего себя как первого ученика Ленина, на Ленина легла тяжкая тень тоталитарного террора, а политика «Военного коммунизма» трактовалась недругами как политика на все времена.
Особая нелюбовь Ленина к служителям культа, профессуре и отчасти к интеллигенции в целом, к «ренегатам» из своей среды была уравновешена его буквально ненавистью и презрением к чванству, бюрократии, «российскому» разгильдяйству, И то, и другое мешало, по-видимому, его задаче строительства нового общества.
После смерти В.И. Ленина, борясь за социалистическое переустройство народного хозяйства, экономисты-марксисты продолжили ленинскую теорию. В решениях съездов, пленумов ЦК, в трудах руководителей партии и советских ученых в 20-е годы обобщался опыт строительства нового общества, уточнялось марксистско-ленинское учение о закономерностях развития социализма. В результате этой работы сложилась марксистско-ленинская политическая экономия как раздел политэкономии в широком смысле. Это был плод коллективного творчества, плодотворных дискуссий.
Значение и последовательность постановки тех или иных проблем можно понять только с учетом сложных явлений хозяйственной жизни. Так, в условиях хозяйственной разрухи, голода, инфляции впервые годы советской власти усилия ученых были направлены на соизмерение сложности различных продуктов с помощью индексов (С. Струмилин, Е. Варга). После выхода из периода «военного коммунизма» встал вопрос об овладении рынком. Некоторые требовали закрыть предприятия, продукция которых не имела сбыта, перейти на капиталистические методы разрешения трудностей. Но большая часть рекомендовала пути планомерного овладения рынком, снижения себестоимости товаров, регулирования цен и роста денежных доходов населения. Проведение в 1922–1924 гг. денежной реформы, обеспечивающей народное хозяйство устойчивой денежной единицей для соизмерения затрат и результатов, было большим достижением (Г. Сокольников, Л. Юровский и др.). Борьба по конкретным экономическим вопросам сопровождалась острыми общетеоретическими дискуссиями. Ряд экономистов, в частности, Е. Преображенский, выступил с теорией «двух регуляторов» – закона первоначального социалистического накопления в обобществленном секторе и закона стоимости – в частном. Народное хозяйство механически разрывалось на две части, догматически копировались условия возникновения капитализма, выдвигалась идея экспроприации мелкого крестьянского хозяйства. Более умеренные теоретики исходили из того, что невозможны два не связанных между собою круга воспроизводства: промышленности и сельского хозяйства. Их единство требовало планомерного регулирования экономики. Был разработан балансовый метод планирования, что явилось крупным открытием (Л.Н. Крицман, С. Струмилин, Л. Красин, Г. Кржижановский и др.). Встала во весь рост проблема индустриализации. Между тем большое сопротивление оказывали представители буржуазной интеллигенции среди политэкономов. Часть экономистов открыто возражала против командных методов, и вскоре они вынуждены были эмигрировать (П. Струве, Б. Бруцкус). Ряд крупных ученых-экономистов стремились сотрудничать с советской властью и внесли свой вклад в разработку сложнейших вопросов (Н. Кондратьев, А. Чаянов, Н. Бо-голепов, П. Лященко и др.).
В эти же годы расширялся круг периодических изданий, освещавших экономические проблемы: журнал «Большевик» с 1924 г. (до 1991 г. «Коммунист», сейчас «Свободная мысль»), «Под знаменем марксизма» (1922–1944), «Вестник комакадемии» (1924–1935), «Плановое хозяйство» с 1922 г. (сейчас «Экономист»), «Экономическая газета» с 1918 г. Выходили учебники политической экономии: А. Леонтьева (1926), А.И. Богданова, И. Скворцова-Степанова (5 изданий), К. Островитянова и И. Лапидуса (8 изданий) и других авторов. В этих учебниках проблемы ПЭС шли как итоговые параграфы по соответствующим главам или отдельной частью как «теория социалистического хозяйства» или «Курс экономической политики». Самого термина «политэкономия социализма» еще не существовало.
В экономических изданиях тех лет, кроме вопросов о роли денег, о накоплении, о хозяйственной перестройке, о судьбах ТДО, о методах планирования большое внимание уделялось проблемам методологии:
об исторических границах политэкономии, о ее предмете, о проблемах
абстрактного труда. По первым двум проблемам состоялась дискуссия в 1925 году. Н. Бухарин, А. Богданов, А. Кон и другие обосновывали конец политэкономии, связывая ее предмет с капиталистическими производственными отношениями. Этот спор завершился в 1929 г. После опубликования замечаний В.И. Ленина (посмертно) на книгу Н. Бухарина «Экономика переходного периода», где В.И. Ленин прямо указывал на политэкономию в широком и узком смысле и на то, что «например, отношение I и II будет при коммунизме». Эта дискуссия продолжалась в 1928–1929 гг. и завершилась в начале 1930 г. статьей в журнале «Большевик», в которой призвали экономистов перенести центр тяжести на изучение проблем социалистического строительства и проблем империализма.