Концентрация производства ведет к тому, что возрастают масштабы производства на отдельных предприятиях. Так, в Германии до первой мировой войны статистика относила к разряду крупных предприятий фабрики и заводы с числом рабочих 50 и более. В настоящее время в Западной Германии крупными предприятиями считаются такие, на которых занято 200 и более рабочих. Еще быстрее, чем число рабочих, увеличивается стоимость продукции вследствие роста выработки на каждого рабочего.
Концентрация происходит не только в промышленности в собственном смысле слова, но и в ремесле.
Итак, горстка предприятий-гигантов приобретает решающее значение в капиталистической экономике. По сравнению с ними миллионы мелких и средних хозяйств играют ничтожную роль. Множество мелких и средних предприятий попадает в полную зависимость от кучки крупнейших капиталистов.
Неравномерность процесса концентрации производства
Концентрация производства в разных отраслях происходит различными темпами. Поэтому уровень концентрации в отдельных отраслях далеко не одинаков.
Во всех капиталистических странах концентрация быстрее всего идет в отраслях тяжелой индустрии, а также в новых отраслях производства, получивших серьезное развитие уже в начале периода империализма: горной, металлургической, электротехнической, машиностроительной, химической промышленности. В течение последующего времени особенно быстрыми темпами развивались также новые отрасли индустрии, как автомобильная промышленность, самолетостроение, производство искусственных волокон и полимерных материалов, радиопромышленность, электроника, а в самый последний период быстро возросло значение атомной промышленности, включая добычу атомного сырья, а также ракетостроения — отраслей, целиком связанных в капиталистических странах с гонкой вооружения.
Концентрации производства чрезвычайно способствует распространение массового производства и конвейерной системы. С развитием техники и совершенствованием технологии, в особенности в связи с автоматизацией многих производственных процессов, быстро растут масштабы массового производства, а вместе с тем происходит еще большая концентрация производства.
В то же время в результате неравномерности научно-технического прогресса в капиталистических странах развитие техники в ряде отраслей легкой промышленности происходит значительно медленнее. Эти отрасли отстают по степени концентрации от отраслей тяжелой индустрии и новых производств.
В швейной, табачной, обувной, игрушечной и других аналогичных отраслях промышленности все еще много мелких предприятий. Уровень техники на этих предприятиях относительно низок, они держатся главным образом посредством особенно высокой степени эксплуатации труда.
Так, например, в Англии в 1947 году из всего числа крупных предприятий, насчитывающих свыше тысячи рабочих, 75 проц. предприятий принадлежало к отраслям тяжелой промышленности. В авиационной и автомобильной промышленности на крупных предприятиях было сосредоточено 63 проц. рабочих этих отраслей, в металлургии — 55,6 проц., в судостроении — 54 проц., в машиностроении— 43,3 процента. Между тем в текстильной промышленности на крупных предприятиях работало 11,8 проц. рабочих этой отрасли, в обувной — 10,6 проц., в швейной — 7,4 процента.
В Западной Германии в 1955 году 54 крупнейших предприятия, производящих чугун и сталь, сосредоточили у себя 92,7 проц. рабочих этой отрасли. Фактически 72 проц. всей выплавляемой в Западной Германии стали приходится на долю девяти крупнейших металлургических комбинатов Рура. На каждом из них занято от 10 тыс. до 20 тыс. рабочих и служащих. На 159 крупнейших каменноугольных шахтах работает 91,8 проц. западногерманских шахтеров. В то же время в текстильной промышленности на крупнейших предприятиях работает 19,1 проц., а в пищевой промышленности — 10,5 проц. рабочих этих отраслей.
Комбинирование и диверсификация
Концентрация производства чаще всего связана с комбинированием, то есть сочетанием на одном предприятии различных, обычно смежных между собой процессов или отраслей производства.
Комбинирование различных производств в огромной мере увеличивает преимущества крупного производства. Прежде всего комбинирование удешевляет производство, открывает возможность рационального, комплексного использования сырья, позволяет лучше использовать оборудование. Далее, комбинирование избавляет промышленные предприятия от дележа прибыли с торговцами и владельцами сырья. Наконец, комбинированные предприятия имеют возможность перекрыть потери на одних видах изделий прибылями по другим видам изделий, а это дает им более устойчивое положение по сравнению с конкурентами.
Наряду с комбинированием важной формой концентрации производства и капитала в современном капитализме является диверсификация, то есть расширение круга разнородной продукции, производимой на крупном предприятии или крупной фирмой. В период после второй мировой войны диверсификация получила широкое распространение в США, а также в Англии, Западной Германии и других капиталистических странах.
При диверсификации предприятия производят не только смежные, но и другие, самые различные виды продукции. Предприятия, изготовляющие детали или части изделий, переходят к производству таких деталей для различных готовых изделий.
Предприятия, производящие готовую продукцию, расширяют номенклатуру выпускаемых товаров.
В условиях неустойчивости рыночного спроса диверсификация позволяет предприятию при падении спроса на одни изделия быстро расширять производство других изделий. Та же цель достигается тем, что крупные фирмы вкладывают свои капиталы в предприятия различных отраслей и сфер деятельности.
Диверсификация дает возможность быстро переключать предприятия с производства одного вида изделий на производство другого. Это имеет большое значение при сезонности спроса, например, в текстильной промышленности или в производстве запасных автотракторных частей. В ряде случаев, в особенности в США, диверсификация явилась следствием накопления у монополий огромных сверхприбылей, ищущих прибыльного применения. Зачастую комбинирование и диверсификация происходят параллельно.
Распространение акционерной формы предприятий
Важнейшим условием концентрации капитала и производства послужило широкое распространение акционерной формы предприятий.
Акционерные общества сосредоточивают у себя огромные суммы капитала, которые ранее были распылены между многими владельцами. Эти капиталы используются для организации гигантских предприятий, хозяевами которых являются немногие крупнейшие финансовые дельцы.
В течение XIX века акционерные общества возникали преимущественно в некоторых отраслях хозяйства, требующих особенно крупных вложений, например в строительстве железных дорог, сооружении каналов и т. п. В конце XIX и начале XX века акционерная форма предприятий стала преобладающей.
Так, свыше девяти десятых продукции промышленности Соединенных Штатов Америки производится корпорациями, то есть акционерными предприятиями различного типа. Акционерная форма предприятий содействует усилению позиций крупнейших магнатов капитала. В 1940 году из общего числа 414 тыс. корпораций 1,3 проц. располагали 76 проц. всего капитала.
В Германии в 1938 году насчитывалось 25 акционерных обществ с капиталом свыше 100 млн. марок, у них было сосредоточено 25,8 проц. всей суммы основных капиталов всех акционерных обществ. В 1958 году таких предприятий в Западной Германии было уже 51 и у них было сосредоточено 46 проц. всей суммы основных капиталов всех акционерных обществ страны.
В царской России число акционерных обществ выросло с полутора тысяч с капиталом в 2 млрд. рублей в 1905 году до 3 тыс. с капиталом в 4 млрд. рублей в 1913 году. Накануне первой мировой войны капитал акционерных предприятий в российской промышленности более чем вдвое превосходил капитал единоличных предприятий и всей мелкой, в том числе кустарной, промышленности.
Несостоятельность буржуазно-апологетических попыток отрицания концентрации производства и капитала
Концентрация производства и капитала является одним из самых ярких подтверждений правильности того анализа капитализма, который был дан Марксом. Этот процесс обусловливает неизбежность углубления пропасти между основными классами буржуазного общества. Неудивительно, что апологеты капитализма изо всех сил стараются затушевать и замазать процесс концентрации.
Что касается концентрации производства, то попытки отрицать этот бесспорный факт крайне беспомощны. Так, американские буржуазные экономисты выдают за «децентрализацию» различные явления, отнюдь не противоречащие концентрации производства. К числу таких явлений относятся, например, перенесение промышленных предприятий из индустриальных штатов Новой Англии на плантаторский, полурабовладельческий Юг ввиду дешевизны рабочей силы в южных штатах; размещение отдельных частей предприятия в различных местностях с целью избежать сосредоточения больших масс рабочих; перевод некоторых предприятий по чисто стратегическим соображениям из крупных центров на периферию. На самом деле подобные явления отражают глубокие и неразрешимые противоречия современного капитализма, нисколько не противореча общему закону концентрации производства.
Что касается концентрации капитала, то этот процесс подвергается особенно усиленной фальсификации со стороны буржуазной апологетики. Этой цели служат всевозможные теории «демократизации капитала» и «диффузии (т. е. распыления) собственности», имеющие хождение в буржуазной экономической литературе. Защитники капитализма пытаются изобразить дело так, будто бы владение акциями в результате выпуска мелких купюр получило широчайшее распространение в современных капиталистических странах. В результате рабочие якобы становятся «совладельцами» предприятий, на которых они заняты.