Распространение наркотиков в Кении в последнее десятилетие приобрело грандиозные масштабы. Согласно представленным депутатам данным, за последние два года в стране было зарегистрировано 14 тысяч незаконной торговли наркотиками, причем лишь в двух процентах подобных афер были замешаны иностранцы.
Ряды кенийских наркоманов все более омолаживаются: 60% потребителей “белой смерти” - молодежь в возрасте до 18 лет. Регулярно пользуются наркотиками до 35% старшеклассников и студентов. Проблема обостряется с каждым годом – ведь всего несколько лет назад наркотики употребляли не более 10% молодежи.
Те наркоманы, которые не имеют возможности регулярно покупать сравнительно дорогие гашиш, героин или ЛСД, все чаще обращают внимание на зелье местного происхождения. В Кению этот вид отравы попадает по большей части через границу с Сомали, где мира сейчас, пожалуй, единственный экспортный товар! Объемы поставок наркотиков в соседние Кению, Уганду и Судан никому не известны. Однако, судя по активности наркодельцов, речь идет о солидных партиях стоимостью в десятки миллионов долларов.
К сожалению, проблема наркомании остро стоит не только в Кении. По словам регионального директора Программы ООН по международному контролю за наркотическими средствами для стран Восточной и Южной Африки, наркотики и подпольная торговля ими получают все большее распространение в Африке. Континент оказался на перекрестке между производителями и потребителями зелья, что привело не только к расширению наркобизнеса в африканских странах, но и к увеличению потребления различных психотропных средств. Дело дошло до того, что сейчас уже нельзя, как в недалеком прошлом, подразделять страны на производителей и потребителей наркотиков.
Не лучшая обстановка складывается, например, и в когда-то относительно благополучной Замбии. В последние пять - шесть лет страну буквально захлестнула волна наркомании. Согласно комплексу исследований, проведенных Замбийским университетом, легкие наркотические вещества сегодня принимает каждый четвертый школьник. Большая часть молодых наркоманов в Замбии – выходцы из малообеспеченных семей, с раннего детства познавшие материальные трудности и лишения. Социальная база для распространения наркомании в Замбии довольно обширна – в стране свыше трех миллионов безработных молодых людей. Достать же наркотики не представляет особого труда – большими партиями они поступают контрабандой из Индии.
В замбийской столице Лусаке, только по официальным данным, насчитывается почти семь тысяч наркоманов. По мнению же независимых наблюдателей, число тех, кто регулярно употребляет опасное зелье, достигает 50 тысяч (что составляет более 6% от общего числа жителей столицы).
Тем временем участились смертельные случаи в результате употребления чрезмерно больших доз наркотиков. Еще одной новой приметой стали проникновение на замбийский рынок более сильных видов дурмана: крэка и гормотекса. До сих пор здесь в основном употребляли индийскую коноплю и кокаин.
Как считают специалисты, Замбия стала одним из важнейших перевалочных пунктов на пути наркотиков в ЮАР. Причем, по мнению ряда аккредитованных в стране западных дипломатов, к наркобизнесу причастны весьма высокопоставленные деятели правящего режима.
Но главной цитаделью наркобизнеса на континенте давно считается ЮАР. И причин на то очень много, Дагга – так называют гашиш на юге Африки – самый доходный из всех легальных и нелегальных продуктов производства. И поэтому существование огромных плантаций индийской конопли, из которой и производится зелье, вызывает тревогу правительства страны.
В последние пять лет среднегодовой гашишный улов полиции превышает 350 миллионов долларов. При этом около четырех тысяч тонн конопли сжигается на полях. Примечательно, что большая часть трофеев приходится на наиболее бедные районы страны.
Возделыванием культур, содержащих различные наркотические вещества, занимаются во многих районах ЮАР.
Исследованиями установлено, что конопля, из которой получают гашиш, по размерам посевных площадей стала второй или даже первой товарной сельскохозяйственной культурой на территории ЮАР. Основные доходы фермеров складываются именно от ее продаж. Следует отметить, что эта "травка" в условиях Африки является одной из немногих культур, способных выжить даже в период засухи.
По мнению ученых, климат Южной Африки (особенно провинции Наталь и юго-восточного побережья) идеально подходят для высокопродуктивного товарного производства конопли. Этим в полной мере пользуются местные преступные синдикаты, закупающие наркотическое сырье и продающие уже готовую продукцию как в ЮАР, так и в страны Европы и Америки. Стоимость готовой продукции с лихвой окупает мизерные затраты. Следствием низкой себестоимости производства наркотиков стало то, что в последние годы Южная Африка превратилась в крупный рынок кокаина, героина, ЛСД, крэка и других наркотических средств и обрела еще и сомнительную славу источника лучших сортов гашиша в мире.
К сожалению, стражам порядка до сих пор не удалось установить все звенья цепочки, протянувшейся от южноафриканских растениеводов до европейских и американских рынков: наркомафия умеет хорошо маскировать свою деятельность и хранить тайны. Тем более что изобретательность разного рода темных личностей, занимающихся переброской гашиша из ЮАР в другие страны и регионы земного шара, порой не знает границ
Не лучшая ситуация для властей складывается и в борьбе против торговли наркотиками на улицах южноафриканских городов. Усилия полиции практически ни к чему не приводят – гашиш по-прежнему можно легко достать как в портовом Кейптауне, так и в деловом Йоханнесбурге или официальной Претории.
Так чем же завершится нескончаемая война правительств африканских стран с наркомафией. Полным уничтожением посевов "травки" и разгромом подпольных лабораторий или поражением правоохранительных органов? Ведь с одной стороны, уничтожая урожаи конопли и мираа, власти подрывают (пусть даже в незначительной степени) позиции мирового наркобизнеса. С другой – для огромного количества мелких крестьянских хозяйств производство дурманящей "травки" является, возможно, единственным средством к существованию. А сельское хозяйство большинства африканских стран практически было монокультурным.
По-видимому, потребуется разработка специальных сельскохозяйственных программ применительно к каждой стране в отдельности. В противном случае, что останется делать с миллионами крестьян, которым позволяет сводить концы с концами именно производство "белой смерти"?
НАРКОТИКИ В ГОЛЛАНДИИ.
Проблема нелегального оборота и употребления наркотиков уже вышла в России на такое место, когда не замечать ее – все равно что не обращать внимание на пожар, бушующий в собственном доме. В разноголосице мнений по этой проблеме все чаще приходится слышать об опыте ее решения в Голландии – легализации легких наркотических средств.
Как и в большинстве цивилизованных стран, в Голландии существует закон (“Опиумвет”), запрещающий продажу и распространение наркотиков, причем любых, как “тяжелых”, так и “легких”. Вплоть до 1975 года вообще не проводились разграничения между этими двумя типами. Видите ли, все-таки разница в ущербе, наносимом здоровью от употребления “тяжелых” наркотиков (героин, кокаин, ЛСД, экстази и т.п.) и “легких” наркотических средств (марихуана, гашиш), очень существенна. Кроме того, и это очень важно, с “легкими” наркотиками связано гораздо меньше криминальной активности, нежели с “тяжелыми”. Согласно новой редакции закона, “легкие” наркотики официально запрещены наравне с “тяжелыми”, при обнаружении героина или кокаина, это повлечет за собой серьезную уголовную ответственность, если же вы носите в кармане не более 30 (!) граммов марихуаны или гашиша, уголовная ответственность вам не грозит. При этом распространение и продажа любых наркотиков преследуется в уголовном порядке.
Химические наркотики (экстази, ЛСД) изготавливают в Голландии подпольно. Последнее время появилось очень много подделок экстази, и все чаще молодежь попадает в больницу в тяжелом состоянии в результате приема такой подделки.
Можно соглашаться или не соглашаться с политикой голландского правительства по отношению к наркотикам, но результаты ее говорят сами за себя: в стране с населением в 15 миллионов человек насчитывается около 20 тысяч наркоманов, что составляет 15%.
Экономический анализ экономики наркотиков
<SPAN style="FONT-SIZE: 12pt; mso-bidi-font-size: 14.0pt"><SPAN style="mso-spacerun: yes"></SPAN><o:p></o:p></SPAN>
<SPAN style="FONT-SIZE: 12pt; mso-bidi-font-size: 14.0pt"><SPAN style="mso-spacerun: yes"></SPAN>Кейнсианская парадигма экономической теории наркотиков: как оптимизировать правительственную политику?
В “экономике наркотиков”, как и в современной экономической теории в целом, можно проследить интеллектуальное противоборство различных парадигм, прежде всего кейнсианства и неоклассики.<o:p></o:p></SPAN>
<SPAN style="FONT-SIZE: 12pt; mso-bidi-font-size: 14.0pt"><SPAN style="mso-spacerun: yes"> </SPAN>Для кейнсианского подхода к экономическому анализу характерно прежде всего убеждение, что рыночная система может наилучшим способом работать лишь при активной и постоянной государственной поддержке. Когда началось формирование “экономики наркотиков” как самостоятельного научного направления, “век кейнсианства” уже подходил к концу. Однако идеи кейнсианства с характерным для него убеждением, что нужно искать и находить наилучший вид правительственной политики, оказали сильное влияние на самые ранние — 1970-х гг. — подходы экономистов к проблеме борьбы с наркотиками. Характерна в этом отношении опубликованная в 1971 г. статья американских экономистов Дж. Коха и С. Группа, где даны результаты анализа наркорынка на основе теории спроса и предложения[3]<SPAN class="a0"><SPAN style="mso-special-character: footnote"></SPAN></SPAN>. Предлагаемые ими модели достаточно просты, но сохраняют значение и на современном уровне.<SPAN style="mso-spacerun: yes"> </SPAN><o:p></o:p></SPAN>