Содержание:
1. Вступление…………………………………………………………………..2-3
4.1 Предмет авторского договора
4.2 Права и обязанности сторон по договору
4.3 Ответственность по авторскому договору…………………………9-20
Сегодняможноговоритьотом, чтобольшинствокомпаний, которыепрямосвязанныесиспользованиемобъектовавторскогоправа—кинокомпании, звукозаписывающиефирмы, книжныеиздательстваидр. вбольшейсвоейчастиосозналиважностьзаключенияграмотныхдоговоровобиспользованииобъектовавторскогоправа. Ониужепоняли, чтоавторскиедоговоры—этонедополнениекихбизнесу: этоиестьихбизнес. Длянихотсутствиепрофессиональносоставленныхдоговоров—гарантияубытковисерьезныхнеприятностей.
Всвоюочередь, лучшесвоиправасталиосознаватьиавторы. Причем, еслисфинансовойточкизренияприсуждаемыекомпенсациикакираньше, ксожалению, оченьскромные, тоавторам, покрайнеймере, сталоочевиднымтообстоятельство, чтонеудачносоставленныйавторскийдоговор (либовообщеегоотсутствие) открываетпередавторомширокиевозможностиподавлениюнапользователя.
Авторскоеправо—настолькомогущественныймеханизм, настолькомогущественныйгенераторпотенциальныхнеприятностей, чтозадуматьсядолжныйкаждый. Именнокаждый, посколькуэтотгенераторнеприятностейвстроенвовсе, чтонепосредственноиликосвенносвязаносавторскимправомиинтеллектуальнойсобственностью. Этопрямосвязаносперечнемисключительныхправ, принадлежащихавторувотношенииегопроизведения. Этоиправонавоспроизведение, иправонараспространение, иправонапереработку, исоздание, ииспользованиепроизводныхпроизведений. Авторвправетребоватькомпенсациислюбоголица, котороенарушаетлюбоеизэтихправ. ЕслиВыиспользуетепроизводноепроизведение, котороебылооснованонапроизведенииавтора, безразрешенияавтораисходногопроизведения (приэтомнеВыосуществлялипереработку, азаключилидоговорсавторомпереработки), Вывсеравнонарушаетеправаавтораисходногопроизведения. Авторвправевыбирать, ккомупредъявлятьиск.
Всоответствиисост. 440 п. 2 ГКУкраиныимущественнымправомавторапризнаетсяисключительноеправоавторанаразрешениеиспользованиясвоегопроизведения. Всоответствиисост. 15 п. б). ЗаконаУкраины«Обавторскомправеисмежныхправах»авторимеетисключительноеправонаразрешениеилизапрещениеиспользованияпроизведенияинымилицами. Имущественныеправаавторамогутбытьпереданыиномулицу, приэтомданноелицостановитсясубъектомавторскогоправа. Наоснованиист. 31 указанногозаконаавторможетпередаватьсвоиимущественныеправалюбомудругомулицуполностьюлибочастичнопутемзаключенияавторскогодоговора. Законтакжеуказываетонеобходимостиопределенияимущественныхправпризаключенииавторскогодоговора, причемпообщемуправилусчитается, чтоимущественныеправапрямонеопределенныеподоговору, считаютсянепереданными. Авторскийдоговорноситгражданско-правовойхарактер, этовзаимнаяконсенсуальнаяивозмезднаясделка.
Рассмотримосновныеположения, касающиесяавторскогодоговора.
2. Понятие авторского договора
В цивилистической литературе гражданско-правовой договор рассматривается как взаимная сделка или как соглашение сторон, направленное на возникновение, изменение или прекращение гражданского правоотношения[1].
В литературе можно встретить подобные определения договора. Так, по мнению М.И. Бару, договор — это волевой акт, основанный на взаимном соглашении сторон, направленный на возникновение, изменение или прекращение юридических отношений[2]. Аналогичное определение дает Ф.И. Гавзе, с той лишь разницей, что он называет цель договора: наилучшее удовлетворение потребностей всего общества и отдельных его членов[3].
В подобных определениях гражданско-правового договора акцент делается на волевое начало, а также на содержание правоотношения.
При заключении договора волеизъявление направлено на достижение определенных правовых последствий. Совершенно недостаточно выражения воли одной стороной. Эта воля должны быть доведена до сведения другой стороны и воспринята ею.
Как результат принятия сделанного предложения вторая сторона выражает свою волю. Согласованность воль приводит к заключению договора, т.е. к подчинению тем условиям, которые стороны оговорили и к обязательности их выполнения.
Договоры, связанные с созданием и использованием произведений интеллектуального творчества, составляют самостоятельную группу гражданско-правовых договоров. Одни из них заключаются организациями (издательствами, театрами, радио-, киностудиями и т.д.) и авторами по поводу создания и использования произведений творчества, другие возникают в связи с деятельностью культурных учреждений, распространяющих и использующих произведения авторов. Возможны договоры между гражданами на создание и использование произведения для удовлетворения личных потребностей. Причем сегодня не обязательно выходить напрямую на обладателя авторских прав. На мировом творческом рынке существует множество посредников. Начинают появляться они и у нас.
Понятие авторского договора формировалось постепенно. Поскольку издательский договор был одним из наиболее распространенных авторских договоров, достаточно проследить подходы к его определению.
В юридической литературе 30-40-х годов издательский договор толковался как один из способов отчуждения, “переуступки” автором принадлежащего ему исключительного права на издание и распространение своего произведения[4]. Такое толкование основывалось на законе, поскольку Основы авторского права 1928 г. рассматривали издательский договор как соглашение “Об уступке авторского права”[5].
Более подробная формулировка содержалась в законе Об авторском праве РСФСР 1928 г. В нем издательский договор определялся как соглашение, “в силу которого автор уступает на определенный срок исключительное право на издание произведения, облеченного в объективную форму, а издатель обязывается издать и принять все зависящие от него меры к распространению этого произведения[6].
Таким образом был намечен иной подход к пониманию авторского договора — не как способа отчуждения авторских прав, а как способа реализации принадлежащих автору прав.
Итак, авторский договор-это двусторонняя сделка, в соответствии, с которой автор передает или обязуется передать приобретателю свои права на использование произведения в пределах и на условиях, согласованных сторонами. Все права прямо не переданные по авторскому договору, являются непереданными.[7].
Авторский договор выступает основной правовой формой, в рамках которой автор имеет возможность трудиться над созданием произведений. Вместе с тем, автор может создавать то или иное произведение в рамках трудовых отношений с организацией, которая нуждается в использовании его произведений. В этих случаях правовой формой, опосредствующей использование произведений автора, выступает трудовой договор. В связи с этим вполне закономерно возникает вопрос о разграничении этих договоров. Несмотря то, что и по трудовому и по авторскому договору могут издаваться одни и те же произведения, содержание этих договоров различно: в одном случае отношения регулируются нормами трудового права, в другом — гражданского. Насколько позволяет характер творчества, автор сам избирает форму взаимоотношений с организацией.
ГК Украины в ст. 1107 установил, что распоряжение имущественными правами интеллектуальной собственности осуществляется на основании таких договоров:
1) лицензия на использование объекта права интеллектуальной собственности;
2) лицензионный договор;
3) договор о создании по заказу и использование объекта права интеллектуальной собственности;
4) договор о передаче исключительных имущественных прав интеллектуальной собственности;
5) иной договор относительно распоряжения имущественными правами интеллектуальной собственности. Рассмотрим подробнее виды авторских договоров.
3. Классификация авторских договоров
Как было указано выше ГК Украины в ст. 1107 определяет основные виды авторских договоров.
В литературе предлагается следующая классификация авторских договоров:
а) Договор на готовое произведение.
б) Договор на создание произведения. В соответствии со ст. 1112 ГК Украины по договору о создании на заказ и использовании объекта права интеллектуальной собственности одна сторона (автор - писатель, художник и т.п.) обязуется создать объект права интеллектуальной собственности в соответствии с требованиями второй стороны (заказчика) и в установленный срок. Договор о создании по заказу и использовании объекта права интеллектуальной собственности должен определять способы и условия использования этого объекта заказчиком. Оригинал произведения изобразительного искусства, созданного по заказу, переходит в собственность заказчика. При этом имущественные права на это произведение остаются за его автором, если иное не установлен договором. Условия договора о создании по заказу и использовании объекта права интеллектуальной собственности, ограничивающие права автора являются недействительными.