Смекни!
smekni.com

Кондомиимум - как форма собственности (стр. 7 из 13)

Выселение из общежитий, хотя и в судебном порядке, но без предоставления выселяемым другого жилого помещения предусмотрено ст. 114 ЗоЖО Республики Казахстан. Выселению без предоставления другого жилища подлежат сезонные и временные работники, лица, работавшие по срочному трудовому договору (контракту), а также лица, обучавшиеся в учебных заведениях и выбывшие из них.

Лица, принятые на постоянную работу, могут быть выселены из общежития без предоставления другого жилого помещения в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин, за нарушение трудовой дисциплины или за совершение преступления.

Собственник может отказать нанимателю в возобновлении договора найма на новый срок, если договор заключен на срок не свыше одного года, причем в договоре предусмотрено обязательство нанимателя освободить помещения по истечении этого срока.

Глава II. Кондоминиум особая форма собственности на жилище.

& 1.Понятие кондоминиума.

Понятие кондоминиума широко используется в зарубежном праве. В международном публичном праве кондоминиум - это совместное осуществление на данной территории государственной власти двумя и более государствами. В частном праве этот термин означает, как правило, совместное владение и пользование каким-либо имуществом несколькими собственниками. В римском частном праве и дореволюционном русском праве понятием кондоминиума обозначалось право общей собственности. В некоторых странах кондоминиумом называются объединения (ассоциации) собственников в многоквартирных жилых домах. Согласно Закону Российской Федерации от 15 июня 1996 г. "0 товариществах собственников жилья" кондоминиумом признается единый комплекс недвижимого имущества, включающий земельный участок в установленных границах и расположенное на нем жилое здание, иные объекты недвижимости, в котором отдельные части, предназначенные для жилых или иных целей (помещения), находятся в собственности граждан, юридических лиц Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (домовладельцев) - частной, государственной, муниципальной и иной формах собственности, а остальные части (общее имущество) находятся в их общей долевой собственности (ст. 1).

Таким образом, кондоминиум в одних случаях - это общая собственность на одну и ту же вещь, в других - объединение собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, в третьих - имущественный комплекс, в котором отдельные части находятся в индивидуальной собственности, а места общего пользования, в том числе земельный участок - в общей собственности собственников отдельных помещений. В законодательстве Казахстана понятие кондоминиума имеет несколько иное содержание. Впервые оно закреплено в Указе Президента Республики Казахстан, имеющем силу Закона, от 22 декабря 1995 г. "0 земле" (далее Указ "0 земле"). Подпунктом 1 ст. 1 установлено, что кондоминиумом является форма собственности на недвижимость, при которой отдельные части недвижимости, в том числе отдельные земельные участки, находятся в индивидуальной собственности граждан, юридических лиц и (или) государства, а те части недвижимости, которые не находятся в раздельной собственности (неделимый земельный участок при доме, земля общего пользования), принадлежат собственникам частей недвижимости на праве общей собственности.

Таким образом, по законодательству Казахстана кондоминиум это особая форма собственности в многоквартирных жилых домах и иных зданиях, при которой сочетаются раздельная собственность на квартиры и иные помещения и общая собственность на места общего пользования, в том числе на земельный участок.

Особенностью первого опыта регулирования в Казахстане отношений, возникающих в многоквартирных жилых домах между собственниками помещений по отношению к общему имуществу, является то, что в соответствии с п. 2 ст. 26 Указа '0 земле" в данных домах применение такой формы собственности, как кондоминиум, возможно, но не обязательно. В соответствии с п. 1 ст, 26 Указа в многоквартирных жилых домах возможно определение судьбы только земельного участка, который принадлежит на праве собственности или праве землепользования собственнику (собственникам) дома, юридическому лицу, образованному собственниками квартир (помещений), либо государству в неприватизированных домах. Судьба имущества, находящегося за пределами квартир (лестничных площадок, фундамента, лифтов и т.д.), для данного случая не определена. Кроме того, излагаемая норма Указа "0 земле" допускает возникновение вещных прав на земельный участок (права собственности или права землепользования) не у собственников помещений в многоквартирных жилых домах, а у образованного собственниками квартир юридического лица. Такие юридические лица чаще всего создавались в форме потребительского кооператива собственников квартир и (или) нежилых помещений и являлись (являются) одной из форм управления многоквартирными жилыми домами. Предусмотренная в законе возможность закрепления за ними прав на земельный участок является нарушением принципа неотрывности прав на земельный участок и расположенные на нем здания и сооружения, закрепленного в ст. 18 Указа "0 земле" ("сделанное над поверхностью следует за поверхностью"). Данный принцип в странах, в которых экономические и правовые системы базируются на праве частной собственности, традиционно определял соотношение прав на земельный участок и находящиеся на нем другие объекты недвижимости (здания, строения, насаждения, поверхностные водные объекты и др.). В связи с изложенным, закрепление прав на земельный участок, входящий в состав объекта кондоминиума, за юридическим лицом, являющимся органом управления объектом кондоминиума, а не за собственниками помещений, нельзя считать правомерным. Нормативные правовые акты, принятые позже, закрепили норму, которая признает общее имущество в объекте кондоминиума, в том числе земельный участок, общей собственностью самих участников кондоминиума, а не юридических лиц (п. 2 ст. 31 Закона "0 жилищных отношениях", п. 6 ст. 209 ГК РК). В связи с этим п. 1 ст. 26 Указа "0 земле" пришел в противоречие с указанными законами. В силу приоритета между одноуровневыми нормативно-правовыми актами в зависимости от времени их принятия (ст. 6 Закона РК от 24 марта 1998 г. "0 нормативных правовых актах") в настоящее время при определении субъектов вещных прав на земельный участок, входящий в состав объекта кондоминиума, действуют нормы ГК и Закона "0 жилищных отношениях". Таким образом, согласно действующему законодательству в кондоминиуме собственниками земельного участка признаются собственники помещений.

Природа прав на земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимости, как правило, совпадает. В частности, право собственности на здания влечет за собой право собственности на земельный участок и т.д. (ст. 18 Указа "0 земле"). Вместе с тем, мировая практика, как и законодательство Казахстана, знают немало примеров несовпадения природы указанных прав. Например, в ряде случаев арендодатель при сдаче земельного участка в долгосрочную аренду предоставляет арендатору право строить на арендованной земле здания (строения) на праве собственности. В законодательстве Казахстана из указанного правила имеют место следующие исключения: 1) право собственности на здания (сооружения), расположенные на земельном участке крестьянского (фермерского) хозяйства, принадлежащего его членам на праве постоянного землепользования; 2) право собственности на здания (сооружения), возведенные в порядке, установленном подпунктом 5 п. 1 ст. 28 Указа "0 земле", на земельных участках, предоставленных во временное землепользование; 3)право собственности иностранных государств на здания (для размещения посольств и иных целей), расположенные на земельных участках, предоставляемых указанным субъектам на праве временного землепользования, если иное не установлено международным договором (см.: п. 3 ст. 4 Конституции Республики Казахстан, п. б ст. 38 Указа "0 земле").

Законом "0 жилищных отношениях" допускается несовпадение вида прав на земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимости еще в одном случае. Пунктом 2 ст. 31 данного Закона установлено, что земельный участок при жилом доме может принадлежать собственникам помещений на праве общего землепользования. Земельный участок в кондоминиумах может находиться под домом и возле него. Однако законодательство для определения земельного участка, необходимого для размещения, эксплуатации и содержания многоквартирного дома, использует в одних случаях выражение "земельный участок при доме" (п. 1 ст. 26 Указа "0 земле", п. 2 ст. 31 Закона "0 жилищных отношениях"), в других - "придомовый земельный участок" (п. 2 ст. 26 Указа "0 земле"). Таким образом, в соответствии с действующим законодательством земельный участок при доме и придомовый земельный участок - это одно и то же и включает в себя как участок под домом, так и при доме. Между тем нельзя согласиться с тем, что природа прав на земельный участок, необходимый для размещения, эксплуатации и содержания многоквартирного дома, может не совпадать, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами, с природой прав на помещения, входящие в состав объекта кондоминиума. Другое дело, когда речь идет о дворовых земельных участках, которые расположены за пределами границ земельного участка, необходимого для размещения и содержания дома. Правовой режим таких земельных участков может отличаться от правового режима "придомового земельного участка". В связи с изложенным, считаем, что режим, установленный л. 2 ст. 31 Закона "0 жилищных отношениях", может быть применен только для дворовых земельных участков в тех случаях, когда они сформированы в самостоятельные земельные участки.