I. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ И ИХ ОСОБЕННОСТИ
Под экономическими ресурсами понимают все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг [3, с. 39].
В сущности, это те блага, которые используются для производства других благ [5, с. 41]. Поэтому нередко их называют производственными ресурсами, производственными факторами, факторами производства, факторами экономического роста. В свою очередь, все остальные блага, называют потребительскими благами.
В экономической литературе принято выделять следующие виды экономических ресурсов [5, с. 41]:
- природные ресурсы (земля, недра, водные, лесные, биологические, климатические и рекреационные ресурсы);
- трудовые ресурсы (люди с их способностью производить товары и услуги);
- капитал (в форме денег и ценных бумаг, то есть финансовый капитал, или средств производства, то есть реальный капитал);
- предпринимательские способности (способности людей к организации производства товаров и услуг);
- знания, необходимые для хозяйственной жизни (вырабатываются, прежде всего, наукой и распространяются, главным образом, через образование).
Еще Аристотель, а вслед и средневековые мыслители считали труд одним из основных экономических ресурсов. Подобный подход разделяла и первая экономическая школа в мире – меркантилизм. Школа физиократов особое значение предписывала земле как определенному экономическому ресурсу. Адам Смит рассматривал такие экономические ресурсы, как труд, земля и капитал. Однако, еще более четко теорию трех факторов производства сформулировал французский экономист Жан Бати Сэй. Английский экономист Альфред Маршалл предложил добавить четвертый фактор – предпринимательские способности (называя их термином «организация»). В современном мире в экономически развитых странах в качестве факторов экономического роста на первое место вышли предпринимательство и особенно знания.
Таким образом, можно сделать ряд следующих выводов.
Значимость отдельных видов ресурсов изменялась по мере перехода от доиндустриальной к индустриальной, а от нее к постиндустриальной технологии. В доиндустриальном обществе приоритет принадлежал природным и трудовым ресурсам, в индустриальным – материальным, в постиндустриальном – информационным и интеллектуальным ресурсам. Природные, материальные и трудовые ресурсы присущи любому типу производства, поэтому они получили название «базовых»; возникшие на «рыночной» ступени финансовые ресурсы стали называться «производными».
В жизни мы часто сталкиваемся с тем обстоятельством, что экономические ресурсы ограничены, также необходимо отметить и то обстоятельство, что экономические потребности безграничны.
Это сочетание двух типичных для хозяйственной жизни ситуаций – безграничность потребностей и ограниченность ресурсов образует основу или фундамент всей экономической теории. В сущность это наука «изучающая каким образом общество с ограниченными, дефицитными ресурсами решает, что, как, и для кого производить», или говоря по другому, она «исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека»[Цит. по: 5, с. 42].
Однако свести только к этому положения экономической теории, на наш взгляд, нельзя. Тем не менее, данное противоречие, безграничность экономических потребностей и ограниченность экономических ресурсов образует ту ось, вокруг которой вращается хозяйственная жизнь, и стержень экономики как науки. Домохозяйству, фирме, всей национальной экономике приходиться постоянно делать выбор, на покупку или на производство каких благ следует потратить свои ресурсы, которые почти всегда ограничены.
Ресурсы взаимопереплетены [5, с. 42].
Например, такой экономический ресурс, как знания, используется, когда стремятся потребить природные ресурсы, как знания, используется, когда стремятся потребить природные ресурсы более рационально на основе новых знаний (научных достижений). Знания являются важным элементов такого ресурса, как труд, когда его оценивают с качественной стороны и обращают внимание на квалификацию работников, которая зависит, прежде всего, от полученных ими в ходе образования знаний.
Знания (прежде всего технологические) обеспечивают повышение уровня использования оборудования, то есть реального капитала. Наконец, они, особенно управленческие знания, позволяют предпринимателям организовать производство товаров и услуг наиболее рационально.
Экономические ресурсы мобильны, то есть подвижны, так как могут перемещаться в пространстве, как внутри страны, так и между странами, хотя степень их мобильности различна.
Наименее мобильны природные ресурсы, подвижность многих из которых близка к нулю, например, землю труднее всего переместить из одного места в другое, хотя и возможно. Более подвижны трудовые ресурсы, что наглядно иллюстрируется наличие внутренней и внешней миграции рабочей силы в заметных размерах. Еще более мобильны предпринимательские способности, хотя часто они перемещаются не сами по себе, а вместе с трудовыми ресурсами или капиталом, так как это связано с тем, что носителями предпринимательских способностей являются или наемные управляющие, или владельцы капитала [5, с. 43]. Наиболее мобильны два последних ресурса – капитал, особенно денежный, и знания.
Переплетение ресурсов и их мобильность отчасти отражают их другое свойство – взаимозаменяемость или альтернативность. Если фермеру необходимо расширить производство зерна, то он может это сделать следующими способами, как расширить посевные площади (использовать дополнительные природные ресурсы), или нанять дополнительных работников (увеличить использование труда), или расширить свой парк техники и инвентаря (увеличить свой капитал), или улучшить организацию труда на ферме (шире использовать свои предпринимательские способности), или, наконец, использовать новые виды семян (применить новые знания). У фермера есть подобный выбор потому, что экономические ресурсы взаимозаменяемы или альтернативны.
Обычно эта взаимозаменяемость не бывает полной. Например, человеческие ресурсы не могут полностью заменить капитал, иначе работники останутся без оборудования и инвентаря. Экономические ресурсы заменяют друг друга вначале легко, а потом все труднее. Так, при неизменном числе тракторов можно увеличить число работников на ферме, обязав работать их в две смены. Однако нанять еще работников и организовать систематическую работу в три смены будет очень сложно, разве, что резко увеличив им заработную плату.
Предприниматель, или организатор производства постоянно встречает и использует указанные свойств экономических ресурсов. Ведь в условиях ограниченности этих ресурсов он вынужден отыскивать наиболее рациональную их комбинацию, используя взаимозаменяемость. Поиск этой комбинации называют размещением или аллокацией природных ресурсов.
Иллюстрацией к переплетению и альтернативности экономических ресурсов может быть простая, основанная только на двух производственных факторах модель Кобба–Дугласа, так как названа по имени двух американских экономистов. Она выглядит следующим образом:
Q =AKαLβ,
где Q – объем производства; К – размер капитала; L – затраты труда (в стоимостном выражении); α и β – показатели эластичности производства Q по отношению соответственно к капиталу и труду (они показывают, на сколько процентов должны увеличиться Q, если или К или L возрастает один процент); А – функция.
В рыночной экономике каждый из экономических ресурсов представляет собой большой ресурсный рынок – рынок труда, рынок капитала, состоящий, в свою очередь, из множества рынков конкретного ресурса.
Например, рынок труда состоит из рынков работников разных специальностей – инженеров, бухгалтеров, экономистов.
Таким образом, можно сделать ряд следующих выводов.
«Экономика» вырастает из «производства», которое образует материальную основу экономики. Источники любого производства – это ресурсы, которыми располагает общество.
Ресурсы производства – это совокупность тех природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей. Основными свойствами ресурсов производства является ограниченность ресурсов, переплетение, мобильность и взаимозаменяемость экономических ресурсов.
II. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ СИСТЕМУ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ
Необходимость в системе макроэкономической показателей была осознана еще английским экономистом XYII в. Ульямом Петти, который впервые в мире осуществил оценку национального дохода своей страны [6, с. 82].
Первую макроэкономическую модель национальной экономики создал в том же веке Франсуа Кэне, глава школы физиократов. Однако, особенно потребность в создании системы макроэкономических показателей проявилась в 20-30-хгг. XX вв.
В СССР была создана система показателей и таблиц, называемая балансом народного хозяйства, которая была использована уже при составлении первого пятилетнего плана развития народного хозяйства (1928-1932 гг.).
На Западе разработка подобной системы началась после Великой депрессии 1929 – 1933гг. Ряд важных принципов этой системы был сформулирован еще А. Маршаллом, затем Дж. М. Кейнсом; большой вклад внесли английские экономисты Р. Стоун, К. Кларк, Дж. Хикс и американские экономисты С. Кузнец, М. Джилберт, В. Леонтьев.
После Второй мировой войны к разработке системы макроэкономических показателей подключились международные экономические организации, и в 1953 г. в ООН был опубликован документ под названием «Система национальных счетов и вспомогательных таблиц», который можно рассматривать как первый международно признанный вариант системы макроэкономических показателей. Эта система пересматривалась, и ныне действует вариант 1993 г.