Смекни!
smekni.com

Экономические свободы и роль государства в их защите (стр. 1 из 7)

Содержание:

Введение

1. Понятие и основные признаки государства

2. Экономические функции государства

3. Роль государства в экономике

4. Государственное регулирование экономики

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Актуальность темы исследования. На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. Также стоит серьёзная проблема - развитие своего рынка и расширение экономики. Так как у нас не развита собственная промышленность, следовательно, я думаю, что стоит более глубоко изучить этот вопрос. И каким образом его решить? Эта проблема меня наиболее затронула, глядя на экономическое положение страны.

Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика.

Количественно выразить экономическую роль государства нелегко. Весьма грубым показателем удельного веса рынка и государства в экономике служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под эгидой государства.

Цель работы рассмотреть экономические свободы и роль государства в их защите.

Объектом исследования является государство.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, основные из которых следующие:

- рассмотреть понятие и основные признаки государства;

- рассмотреть экономические функции государства;

- рассмотреть роль государства в экономике;

- рассмотреть государственное регулирование экономики.

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.


1. Понятие и основные признаки государства

Государство – продукт общественного развития. Возникнув на определенной ступени зрелости человеческого общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей, государство становиться его основной управляющей системой. Государственно-организованное общество приобрело новые (уникальные) возможности для своего существования: развития производительных сил, социальных отношений, нравственных устоев, культуры, науки, международных связей.

Государство – исторически развивающееся явление. С поступательным развитием общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции. В соответствии с этим изменяются и взгляды на понятие государства, его роль и предназначение в общественной жизни. В различные исторические периоды научная мысль пыталась дать свое определение государства, используя в основном те объективные факторы, которые имели место в данный период и отражали особенности того или иного конкретного государства.[1]

Например, в античном мире государство охватывало собою все без исключения стороны общественной жизни, поэтому в нем человек полностью поглощался гражданином государства. Аристотель определяет государство как соединение многих родов и деревень ради лучшей, совершенной жизни. У древних греков государство считалось сосредоточением всех умственных и нравственных интересов граждан. В Риме эта задача существенно сужается. Цицерон видит в государстве уже не олицетворение высшего совершенства человеческой жизни, а союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы.

Немецкий юрист Р. Моль в 1872 г. писал, что «государство есть постоянный, единый организм таких установлений, которые, будучи руководимы общею волею, поддерживаемы и приводимы в действие общею силою, имеют задачей содействие достижению дозволенных целей определенного на данной территории народа, а именно, начиная от отдельной личности и кончая обществом, до тех пор, пока эти цели не будут удовлетворены собственными силами личности и пока они составляют предмет общей необходимости».

Аксиомой общественного процесса является то, что государство – не вечная категория, оно возникло на определенном историческом этапе развития общества и с тех пор само развивается как относительно самостоятельное явление, имеющие собственные этапы и закономерности существования и деятельности.

Государственность представляет собой фактор человеческого прогресса и культуры, она выступает как самостоятельная историческая ценность. Государственная организация человеческого общества призвана обеспечивать общесоциальное регулирование общественных отношений в целях освобождения человека от всех видов порабощения и зависимости (от природных и социальных сил), полноценного и гармоничного развития личности. Конечно, такого уровня развитости государство достигает не сразу. На ранних стадиях цивилизации оно выступает как достаточно примитивная организация общества, сущность которой кроется в системе органов и учреждений принуждения, осуществляющих классовую или иную социальную диктатуру. И только в условиях демократического общества государство приобретает возможность обеспечить основные ценности общественного развития – народовластие, экономическую свободу и свободу личности. Именно для того, чтобы понять процесс внедрения цивилизации в государственно организованное общество, необходимо знать, как возникло само государство и как оно способствует развитию общества.

Хотя опыт многих народов доказывает, что государство возникает как результат, прежде всего классовых противоречий, это не единственная причина становления государственной организации. Возможно возникновение государства под влиянием национальных, религиозных, региональных и других противоречий, а также известны случаи перехода от доклассовой формации непосредственно к государству при отсутствии классов (так называемый «азиатский способ производства»). Это означает, что возникновение государства отнюдь не всегда сопровождается процессом возникновения классов.

Само существование государства далеко не всегда связанно с классовой борьбой и ее непримиримостью. Не только на ранних этапах, но и в современный период все больше проявляются коллективные потребности всего общества, предполагающие не борьбу за власть, а сотрудничество различных, в том числе противоречивых, социальных сил. Поэтому концепция государства только как орудия классового господства, органа осуществления классовой диктатуры не отражает всей сложности явления, а потому страдает узостью подходов.[2]

Говоря о государстве, следует рассматривать его как особую форму организации человеческого общества, всеобщую ассоциацию его членов, так и аппарат власти и управления, через который проводиться господствующая государственная воля. Сведение государства только к аппарату концентрации силы, систематического применения насилия и подчинения людей насилию недиалектично. В данной связи иногда говорят, что необходимо рассматривать два значения термина «государство»: как страны и как организации политической власти. Это не вполне правильно с чисто научной точки зрения, хотя в определенной мере отвечает обыденному представлению о государстве как явлении общественной жизни. Прежде всего, понятие страны не имеет какого-либо юридического смысла, оно в лучшем случае означает политико-географический комплекс, сложившийся в государственных границах. Что же касается организационного аспекта понимания государства, то он в равной мере относится как к форме организации общества, так и к форме правовой организации политической власти.

Возникает вопрос, какая из этих форм доминирует в понятии государства-ассоциации, что становиться во главу угла и выражает самый глубинный признак государства – его сущность. Длительное время отечественная наука исповедовала марксистско-лениниский тезис о сущности государства как машины угнетения, аппарата классового подавления, не учитывая второй стороны государственной организации – как ассоциации всего общества, где аппарат выступает лишь как рабочий орган. Если же исходить из этого, то любое государство есть та организация политической власти общества, при помощи которой экономическое господство (класса либо иной социальной группы властвующих) проявляется в соответствующей политической форме. В этой формуле, объединяющей обе стороны государства, и заключается его сущность.

Заслуживает внимания то, как определяли понятие государства русские юристы. Многие из этих определений интересны только с точки зрения исторической науки. Коркунов, например, определяет государство как «общественный союз, представляющий собой самостоятельное, признанное властвование над свободными людьми». Трубецкой считает, что «государство есть союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории». Как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории трактуют государство Шершневич и Кокошкин. Хвостов писал, что государство – «это союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти».

Гумплович определяет государство как «естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охранения определенного правопорядка».

Итак, подавляющее большинство мыслителей прошлого рассматривали государство в основном с социологической точки зрения. Но наряду с социологическим определением понятия государства в учении о государстве одновременно предпринимались попытки дать ему юридическое определение. Так, Еллинек считал, что государство представляет собой особое общественное образование и особое правовое явление. Его учение соответственно подразделяется на «социальное» и «правовое». «Так как право – существенный элемент государства, – пишет Еллинек, – то познание последнего невозможно без изучения его юридической природы. Государство, упорядоченное правом..., должно занимать определенное место в самом праве, – должно существовать правовое понятие о государстве». Государство он определяет как целевое единство индивидов, нацеленное качествами юридического субъекта, обладающее волей и являющееся носителем прав. В известной мере подобный взгляд на государство разделял и русский государствовед Н. М. Коркунов.