Численность русских войск, собранных Дмитрием, историки оценивают в 50 - 150 тысяч. Столь же неопределенно оценивается и численность войск Мамая. Традиционно считается, что ордынцев было больше, чем русских. По преданию, перед битвой Дмитрий получил благословение у Сергия Радонежского, игумена Троице-Сергиева монастыря, одного из самых авторитетных церковных деятелей того времени. Сергий послал на битву двух иноков-богатырей: Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Поединком Пересвета с ордынским богатырем Челубеем и началась, по преданию, Куликовская битва. Не исключено, что этот рассказ представляет собой легенду, призванную подчеркнуть религиозный характер противостояния православной Руси и мусульманской Орды. (Орда приняла ислам при хане Узбеке в начале XIV в.).
Сбор русских войск происходил в Коломне. Отсюда в конце августа войско выступило в поход, обошло рязанские владения и подошло к Дону близ впадения в него р. Непрядвы. Рязань осталась за спиной русских войск, что сделало невозможным совместное выступление ордынских и рязанских войск.
Для того, чтобы отрезать себе пути к отступлению, русские переправились через Дон. 8 сентября 1380 г. произошла битва на Куликовом поле. Это равнина шириной 4-5 км с плавным повышением местности к северу, окруженная лесами и реками. Излюбленный ордынцами обходной маневр был здесь невозможен. Им пришлось атаковать русских "в лоб". Русские выставили войска в несколько линий: сторожевой полк, за ним - передовой, за ним большой полк (главные силы), по разные стороны от него - полки правой руки и левой руки. В лесу за полком левой руки была укрыта отборная конница - засадный полк под командованием воеводы Дмитрия Боброка-Волынца и серпуховского князя Владимира Андреевича.
Битва началась около 11 часов утра. Ордынцы смяли полк левой руки, нанесли серьезные потери большому полку и уже выходили ему в тыл, когда засадный полк нанес решающий неожиданный удар. Этого удара ордынцы не выдержали и обратились в бегство. Сражение перешло в преследование бегущего противника. Союзник Мамая - Ягайло - опоздал и в битве не участвовал. Узнав об исходе сражения, он повернул вспять.
Значение Куликовской битвы огромно. Главные силы Орды были разгромлены. Держава Мамая рухнула. На Руси стало понятно, что победы над Ордой возможны. Падение ига стало неизбежным.
Однако Куликовская битва не привела к немедленному падению ига. Через два года, в 1382 г. новый ордынский хан Тохтамыш внезапно вторгся в московские пределы. Дмитрий Донской вынужден был уехать на север собирать войска. Сопровождавшие Тохтамыша нижегородские князья уговорили москвичей открыть ворота, обещая, что хан пощадит жителей. Когда же ворота Кремля были открыты, Тохтамыш учинил страшную резню. Вслед за тем он разграбил окрестные города. Однако, получив известие о приближении Дмитрия с войсками, Тохтамыш немедленно покинул московские пределы.
Поход Тохтамыша вынудил Москву вновь платить дань Орде (после Куликова поля дань не платилась). Был нарушен наметившийся процесс сближения Москвы с Литвой. Вместо этого Литва вступила в союз с Польшей. И все же положение, существовавшее до победы на Куликовом поле, не восстановилось. Окончательное свержение ига было теперь лишь вопросом времени. В своей духовной грамоте (завещании) Дмитрий Донской писал: "А переменит Бог Орду, и дети мои не имут давати выхода в Орду".
· Если формулировка экзаменационного билета гласит "Образование русского централизованного (или единого) государства", то данная тема представляет собой вторую из четырех частей ответа. В этом случае она нуждается в сокращении.
· Первостепенное внимание должно быть уделено политической и военной подготовке Куликовской битве.
· Необходимо показать, что к моменту Куликовской битвы Москва фактически уже решила вопрос о том, какой город будет стоять во главе объединительного процесса на Руси.
· Рассказ о ходе Куликовской битвы требует умения подробно описать местность и расположение русских полков.
· Говоря о набеге Тохтамыша, важно показать, что он не смог вернуть отношения Руси и Орды к их состоянию до 1380 г.
ТЕМА 14. | РУСЬ В КОНЦЕ XIV - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XV вв. |
В конце XIV - первой половине XV вв. продолжалось собирание русских земель вокруг Москвы. Главным соперником Московского княжества являлось Великое княжество Литовское. Во второй четверти XV в. процесс объединения замедлился из-за феодальной войны. Возобновился он уже во второй половине XV в.
В 1389 - 1425 гг. на московском великокняжеском престоле находился сын Дмитрия Донского - Василий I. В его княжение к Москве были присоединены Нижний Новгород, Городец, Муром. Большинство князей Северо-Востока подчинились Москве, или даже пойти на великокняжескую службу, сохраняя остатки суверенных прав в своих родовых владениях.
Главным соперником Москвы оставалась Литва. В конце XIV - начале XV вв. она сблизилась с Польшей, особенно после того, как литовский князь Ягайло женился на польской королеве Ядвиге и стал польским королем с именем Владислава. В 1385 г. была заключена польско-литовская Кревская уния, сопровождавшаяся католическим крещением литовцев-язычников. Литовским князем стал двоюродный брат Ягайло Витовт. 1413 г. - новая польско-литовская уния, предоставившая католической церкви ряд преимуществ, что оттолкнуло от Литвы православное духовенство. Возникли предпосылки для перехода земель, населенных православными, из-под власти Литвы под власть Москвы.
Правда, в начале 90-х гг. XIV в. отношения Москвы и Литвы улучшились благодаря династическому браку: Василий женился на дочери Витовта Софье. Оба княжества совместно выступали против Орды. Но в 1399 г. литовско-русское войско под началом Витовта потерпело тяжелое поражение от татар в битве на р. Ворскле.
В 1410 г. состоялась Грюнвальдская битва. Польские и литовские войска (в том числе смоленские полки) нанесли решительное поражение Тевтонскому Ордену. Орден потерял роль серьезной военно-политической силы в Прибалтике.
В 1425 г. умер Василий I, оставив престол сыну Василию II. Но по завещанию Дмитрия Донского наследником являлся брат Василия I Юрий Галицкий. (К моменту написания завещания Василий II еще не родился). В 1430 г., когда умер дед Василия II по материнской линии Витовт, Юрий, предъявил свои права. Оба князя обратились за разрешением спора в Орду. Хан утвердил на престоле Василия II, за что тот возобновил выплату ордынского "выхода". Поводом к открытому столкновению послужил скандал, произошедший на свадьбе Василия II в 1433 г. (Сын Юрия Василий Косой явился на свадьбу в золотом поясе, который, как выяснилось, принадлежал старшей ветви династии, а Софья Витовтовна сорвала пояс).
Василий II оказался неудачливым полководцем. Юрий одержал победу и стал московским князем, а Василию выделил в удел город Коломну. Однако московские бояре последовали за Василием, т.к. опасались потерять власть и богатства при галицком князе. Юрию пришлось без боя вернуть Москву Василию. Позднее он вторично овладел Москвой, но княжил недолго и вскоре умер.
Войну продолжили его сыновья - Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Она велась с переменным успехом, власть неоднократно переходила из рук в руки, с противниками расправлялись беспощадно. Пленив Василия Косого в 1436 г., Василий II ослепил его. Когда же он в 1446 г., в свою очередь, попал в руки Дмитрия Шемяки, то и ему выкололи глаза. С этого времени Василия II стали называть Темным.
В 1445 г., будучи еще великим князем, Василий II потерпел поражение от Орды, попал в плен и был отпущен, пообещав огромный выкуп. Теперь собирать этот выкуп пришлось Шемяке, что настроило против него и служилых людей, и купечество, и посад.
Василий Темный получил в удел Вологду. Все недовольные Шемякой стали стекаться туда. Игумен Кирилло-Белозерского монастыря Трифон освободил Василия Темного от данной Шемяке клятвы не вступать впредь против него. Лишившийся поддержки Шемяка бежал. Всего через год после ареста и ослепления Василий II окончательно вернулся на великокняжеский престол.
Окончательно война завершилась лишь в 1453 г., когда Дмитрий Шемяка, укрывшийся в Новгороде, был отравлен.
Феодальная война второй четверти XV в. была вызвана случайными причинами. В этой войне не стоял вопрос о том, быть ли объединению Руси, или сохраняться раздробленности. Не решался уже и вопрос о том, какому городу быть центром объединения. Участники войны боролись не за отделение своих владений, а лишь за то, чтобы самим занять московский престол. Война показала: альтернативы объединению вокруг Москвы нет.
В то же время интересна (хотя разделяется не всеми специалистами) точка зрения А.А. Зимина, считающего, что в случае победы галицких князей дальнейшее развитие Руси могло бы пойти во многом по-иному. Дело в том, что северные районы страны, на которые опирались Юрий и его сыновья, были самыми развитыми в торгово-ремесленном отношении. Там уже начинали складываться предбуржуазные отношения, имелись сильные города. Центр страны, который поддерживал Василия II, был более бедным, земледельческим. Победа Василия II не позволила повысить роль городов в общественной жизни Руси и способствовала усилению деспотического характера власти.
Говоря о взаимоотношениях Москвы и Литвы, важно учитывать, что в XIV - начале XV вв. в Литовско-Русском государстве проживала большая часть населения бывшей Киевской Руси. Собирание русских земель вокруг Литвы стало невозможным, главным образом, из-за принятия Литвой католицизма.
Не следует пытаться подробно излагать ход феодальной войны. Важнее четко показать цели ее участников, объяснить, почему Василий II, несмотря на неоднократные поражения, одержал верх.