В 50-х гг. Россия вступила в затяжную войну с Польшей, что было вызвано принятием Украины под власть Москвы.
Большая часть Украины со времен ордынского ига находилась под властью Великого княжества Литовского, а затем - Речи Посполитой. Государственным языком был польский, государственной религией - католицизм, основные земельные владения были в руках польских магнатов. Украинцы оказались людьми второго сорта. Большинство их были крепостными. Лишь части украинцев удалось перейти на казацкое положение.
Казаками становились беглые крестьяне и городские жители, а также мелкие украинские шляхтичи. Казаки жили охотой, рыбной ловлей и набегами на крымские владения. Превращение казачества в своеобразное порубежное (пограничное) войско, охранявшее границы от крымцев, было выгодно польской короне. Поэтому часть казаков была принята на королевскую службу и получала от короны денежное жалование и земельные владения. Таких казаков называли реестровыми (от слова "реестр" - список состоящих на службе). Реестровые казаки объединялись в полки во главе с полковниками и есаулами, а во главе всего казачества стоял выборный гетман, утверждавшийся королем. Казаки, не вошедшие в реестр, нередко уходили в так называемую Запорожскую Сечь, на острове Хортица ниже днепровских порогов.
Запорожское казачество представляло собой вольницу во главе с выборным атаманом, который носил звание "кошевого атамана". Мятежные запорожцы нередко нападали не только на крымские владения, но и на Польшу. Женщины в Запорожье не допускались. Земледелие было строжайше запрещено. Непреодолимой грани между запорожскими и реестровыми казаками не существовало, так как нередко пребывание в Запорожье бывало временным.
В 1648 г. произошло крупнейшее казацкое восстание против поляков под руководством Богдана Хмельницкого. Б. Хмельницкий был казачьим сотником, участвовал на стороне Польши в Смоленской войне, за что получил награду от короля Владислава. Однако после того, как польский шляхтич Чаплинский разграбил его хутор и убил сына, он бежал в Запорожье и поднял казаков на восстание. В 1648 г. повстанцы Хмельницкого последовательно разгромили польские войска в сражениях при Желтых Водах, Корсуне и Пилявцах, овладели частью Волыни и Подолии. В конце 1648 г. они заняли Киев. К восстанию примкнули массы украинского казачества и крестьянства. В августе 1649 г. восставшие нанесли поражение польской армии под Зборовом. Однако союзник Хмельницкого - крымский хан - перешел на сторону поляков. Если сначала хан был заинтересован в успехаха казаков, которые ослабляли опасного врага Крыма - Польшу, но затем, по мере растущих успехов Хмельницкого, казачество само стало представлять угрозу Крыму, и татарам выгодно стало поддержать Польшу.
Лишившись поддержки крымцев, восставшие вынуждены были подписать с Польшей Зборовский мирный договор. Казачий реестр был увеличен до 40 тыс. человек, три воеводства - Киевское, Черниговское и Брацлавское - перешли под гетманское управление. Власть шляхты была здесь ограничена, все должности могли занимать только православные. Однако шляхетское землевладение и зависимость крестьян от панов сохранились. Это привело к недовольству крестьянской массы мирным договором, от которого реальные выгоды получила только казачья верхушка. Именно под давлением крестьянства Хмельницкий вынужден был возобновить военные действия.
В 1651 г. в сражении под Берестечком войско Хмельницкого потерпело тяжелое поражение, так как ненадежные союзники-крымцы вновь в разгар боя перешли на польскую сторону. Поражение вынудило заключить новый, гораздо менее выгодный Белоцерковский мир. Теперь под управлением гетмана оставалось лишь Киевское воеводство, реестр сокращался вдвое - до 20 тыс. Правда, этот договор так и не вступил в силу, поскольку польский сейм отверг его, рассчитывая окончательно добить повстанцев.
В 1652 г. восставшие одержали победу под Батогом (на Южном Буге), но даже эта победа не позволяла Украине надеяться на победу в единоборстве с Польшей. Не имея надежных союзников, Украина могла рассчитывать только на помощь единоверной России. Хмельницкий еще с самого начала освободительной борьбы неоднократно обращался в Москву с просьбой о покровительстве. Однако русское правительство долго не решалось на такой шаг, понимая, что он повлечет за собой новую войну с Польшей.
Лишь в 1653 г. Земский собор решил принять Украину "под высокую руку" царя. 8 января 1654 г. Украинская Рада в г. Переяславе одобрила переход под московское покровительство и присягнула на верность царю.
Это решение не означало вступления Украины в состав русского государства: устанавливались своеобразные договорные отношения, напоминающие протекторат. На Украине сохранялось выборное казачье управление во главе с гетманом, продолжал действовать местный порядок судопроизводства. Украина даже сохранила внешнеполитическую самостоятельность: могла вести самостоятельные контакты со всеми странами, кроме Польши и Турции. Правда, позднее русское правительство стало постепенно ограничивать украинскую самостоятельность, разрушать местные традиции, превращая Украину в обычную часть России. Завершился этот процесс при Екатерине II уничтожением гетманства и Запорожской Сечи.
Решение Собора 1653 г. означало войну. В 1654 г. русские овладели Смоленском и частью Белоруссии. Эта война, в которую тому же вмешались шведы, приняла затяжной характер. В 1661 г. начались переговоры, продолжавшиеся до 1667 г., когда было заключено Андрусовское перемирие. Россия приобрела Смоленск и Левобережную Украину. Правобережная Украина и Белоруссия остались за Польшей. По Киеву было принято компромиссное решение - он перешел к России на два года. Однако впоследствии Россия так и не вернула Киев Польше, а в 1686 г. по так называемому "Вечному миру" добилась его постоянного закрепления за собой.
Поражения Польши на начальном этапе русско-польской войны позволили Швеции захватить ряд польских городов и создать угрозу западным границам России. В 1656 г. началась русско-шведская война. Русские захватили Дерпт и осадили Ригу, однако взять ее не смогли. Война одновременно с Польшей и Швецией оказалась не по силам России. К тому же верхушка казаков во главе с гетманом И. Выговским переориентировалась на Речь Посполитую и вступила с ней в союз против России. В 1658 г. было подписано русско-шведское перемирие, а в 1661 г. - Кардисский мир, согласно которому Россия отказалась от всех своих приобретений в Прибалтике.
Таким образом, главная внешнеполитическая задача - выход к берегам Балтийского моря - не была разрешена. Россия по-прежнему оставалась отрезанной от морских торговых путей.
Главными внешнеполитическими целями России в XVII в. оставались возвращение земель, утраченных в ходе Смуты и выход к морю. Добиться выхода к сморю не удалось из-за военной слабости России.
Вступление в крупную войну, как правило, требовало созыва Земского собора, так как было связано с чрезвычайными расходами и возможными волнениями.
Россия вела войны не только за свои утраченные территории, но и за земли, некогда входившие в состав Киевской Руси, но никогда не принадлежавшие Московскому государству.
Решение Переяславской рады означало, что Украина просит о московском покровительстве, но не о вступлении Украины в состав российского государства.
ТЕМА 28. | РАСКОЛ РУССКОЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В XVII ВЕКЕ |
Централизация Русского государства требовала унификации церковных правил и обрядов. Уже в XVI в. был установлен единообразный общерусский свод святых. Однако в богослужебных книгах сохранялись значительные разночтения, вызванные нередко ошибками переписчиков. Устранение этих различий стало одной из целей созданного в 40-х гг. XVII в. в Москве кружка "ревнителей древнего благочестия", состоявшего из видных представителей духовенства. Он стремился также к исправлению нравов священнослужителей.
Распространение книгопечатания позволяло установить единообразие текстов, но прежде требовалось решить, по каким образцам вести исправления.
Определяющую роль в решении этого вопроса сыграли политические соображения. Стремление сделать Москву ("Третий Рим") центром мирового православия требовало сближения с греческим православием. Однако греческое духовенство настаивало на исправлениие русских церковных книг и обрядов по греческому образцу.
Греческая церковь со времен введения православия на Руси пережила ряд реформ и значительно отличалась от древних византийских и русских образцов. Поэтому часть русского духовенства во главе с "ревнителями древнего благочестия" выступила против предложенных преобразований. Однако патриарх Никон, опираясь на поддержку Алексея Михайловича решительно провел намеченные реформы в жизнь.
Никон - выходец из семьи мордовского крестьянина Мины, в миру - Никита Минин. Патриархом стал в 1652 г. Отличавшийся непреклонным, решительным характером Никон обладал колоссальным влиянием на Алексея Михайловича, который называл его своим "собинным (особенным) другом".
Важнейшими обрядовыми изменениями явились: крещение не двумя, а тремя перстами, замена земных поклонов поясными, троекратное пение "аллилуйя" вместо двукратного, движение верующих в церкви мимо алтаря не по солнцу, а против него. По-иному стало писаться имя Христа - "Иисус" вместо "Исус". Некоторые изменения были внесены в правила богослужения и иконописи. Все книги и иконы, написанные по старым образцам, подлежали уничтожению.