Рост ремесла, торговли, усиление государственного аппарата вызвали более широкое распространение грамотности в среде городского населения. Считается, что среди посадских людей 40-50% были грамотными.
Грамоте обучали, главным образом, церковнослужители и приказные. Учили по церковным книгам. Первый русский букварь был издан в 90-х гг. XVII в.
Однако уже в I половине XVII в.появились частные школы, где учили не только грамоте, но и риторике, древним языкам. Учителями в них нередко бывали ученые украинские монахи. Одним из них был выдающийся просветитель Симеон Полоцкий. В 1685 г. была создана Славяно-греко-латинская академия, основанная приехавшими с Украины греками братьями Лихудами. Академия была построена по образцу европейских университетов. Преподавание велось на греческом и латинском языках (что и дало ей название). Преподавались риторика, логика, философия и физика.
По-прежнему широко распространены были рукописные книги. В середине XVII в. в России было налажено производство бумаги. Однако ее не хватало, поэтому бумагу привозили из Европы. Расширялось и книгопечатание. На московском Печатном дворе трудились более 150 человек. В I половине XVII в. было издано свыше 200 книг. Среди них преобладали богослужебные книги, официальные документы, учебники.
В литературе XVII в. черты обмирщения особенно заметны. Герои литературных произведений обретают индивидуальные характеры. Ценится ловкость, предприимчивость. Литература XVII в. стала проявлять интерес к внутреннему миру человека, его личным, интимным переживаниям. Так, в "Повести о Тверском отроче монастыре" рассказывается о страданиях княжеского отрока, у которого князь отнял невесту. Однако итог повествования решен еще в чисто религиозном духе: несчастный по велению Богородицы основывает монастырь.
В "Повести о Горе-Злосчастии" молодой человек, отвергший традиции патриархальной родительской семьи, терпит бедствия и в конце концов уходит в монастырь. Характерно, что монастырская келья, в отличие от литературы предшествующих веков понимается не как желанная тихая пристань, а как вынужденное и безотрадное пристанище.
Эти примеры свидетельствуют о том, что литература XVII в. еще только начинала преодолевать традиции. В повестях начала XVIII в., когда процесс обмирщения приведет к окончательному торжеству светского начала в литературе, герои будут выходить победителями из любых жизненных коллизий.
В литературе XVII в. появились принципиально новые жанры: сатира, драма, поэзия.
В сатирических повестях о Ерше Ершовиче, о Шемякином суде обличался неправедный и корыстный суд. Судья Шемяка, надеясь на подношение, решал дело в пользу бедняка, который из-под полы показывал ему обернутый в платок камень. Мелкую рыбешку Ерша, спорившего с сыном боярским Лещом, судьи - великие господа Осетр, Белуга и Белая рыбица - судили "по мзде" и признали виновным. Тогда "плюнул Ерш судьям в глаза и скочил в хворост: только того ерша и видели".
В "Калязинской челобитной" и ряде других произведений высмеивались распутные нравы духовенства. В "Повести о бражнике" пьяница доказывал, что имеет больше прав на райское блаженство, чем святые, перечисляя прегрешения героев Священного Писания.
Появление русской поэзии и драмы связано с именем Симеона Полоцкого. Симеон писал торжественные оды тяжеловесными силлабическими
стихами. Симеону принадлежат пьесы "О Навуходоносоре царе" и "Комедия притча о блудном сыне". Автобиографический жанр пришел в русскую литературу благодаря "Житию" протопопа Аввакума. Аввакум выступил не только как страстный публицист и обличитель церковных и светских властей, но и как реформатор литературного языка. смело вводя в письменную речь просторечие.Зодчество XVII в. претерпело значительные изменения. Наряду с культовыми постройками из кирпича и камня стали возводиться жилые дома и гражданские здания. Изменился и внешний вид церквей: они стали менее суровыми и аскетичными, приобрели нарядный праздничный вид, украсились цветным кирпичом и изразцами. Для храмов XVII в. характерны купола луковичной формы, удлиненные подкупольные барабаны, многочисленные кокошники, наличники, колонки.
Богатым декором отличалась Церковь Троицы в Никитниках, построенная в 30-х гг. XVII в.
Выдающимся образцом шатрового зодчества середины XVII в. стала церковь Рождества Богородицы в Путинках, увенчанная шестью шатрами (два из них венчают внутренние помещения церкви, один - колокольню, а три - просто декоративные).
В середине XVII в. шатровое храмовое строительство прекратилось по требованию патриарха Никона. Он стремился вернуть церковной архитектуре тяжеловесность и монументальность. Однако и в постройках 2-й половины XVII в. ощущаются черты нового. Так, в огромном пятиглавом соборе Валдайского Иверского монастыря обращают на себя внимание огромные оконные проемы, совершенно нехарактерные для зодчества предшествующих столетий. Даже в Воскресенском соборе Новоиерусалимского монастыря, который, по замыслу патриарха, должен был воспроизвести Храм Гроба Господня в Иерусалиме, использовались цветные изразцы.
В 80-х гг. XVII в. сложился своеобразный "узорчатый" стиль. Его образцами являются церкви Воскресения в Кадашах и Николы в Хамовниках.
В конце XVII в. появился новый архитектурный стиль - нарышкинское (московское) барокко. Его отличительные черты - живописность, усложненность плана, сочетание красного (кирпичная кладка) и белого (каменная резьба) цветов фасада. Характерным образцом этого стиля является церковь Покрова в Филях, построенная в 1693 г. в усадьбе Нарышкиных.
Среди светских построек XVII в. видное место занимал деревянный загородный царский дворец в Коломенском (1667-1678 гг.), состоявший из множества хором, переходов, галерей и башенок, покрытый сверху позолоченной резьбой.
Нарядный, "пряничный" вид имел кирпичный Теремной дворец Московского Кремля (30-е гг. XVII в.).
Жилые каменные дома в XVII в. стали строиться в два и три этажа. Они живо напоминали деревянные хоромы: переходы, сложный силуэт, живописные крыльца. Примером таких построек являются палаты Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной в Москве. К концу XVII в. жилые постройки стали больше походить на европейские городские дома и дворцы знати.
В XVII в. интересно развивалось башенное строительство. Башни Кремля получили шатровые завершения, приобретя современный облик. В виде башен строились промышленные и гражданские сооружения. В 90-х гг. XVII в. была построена знаменитая Сухаревская башня у Сретенских ворот Земляного города.
В изобразительном искусстве XVII в. сильнее, чем в других сферах культуры, сохранялось влияние традиции, что объяснялось контролем церковных властей за соблюдением иконописного канона. И тем не менее, именно в XVII в. началось превращение иконописи в живопись.
Крупнейшим художником столетия был Симон Ушаков. Самое знаменитое его произведение - "Спас Нерукотворный". Лицо Христа кисти Ушакова - гармоничное, классически правильное. Икона "Насаждение древа государства Российского" - произведение на светский сюжет. Здесь изображены Иван Калита и митрополит Петр поливающие дерево, в кроне которого размещены медальоны с изображением великих князей и царей. Рядом с деревом - царь Алексей Михайлович.
В XVII в. было положено начало портретной живописи. Известны изображения Алексея Михайловича, его сына Федора Алексеевича, патриарха Никона, князя Скопина-Шуйского и др. Правда, в ней еще ощущается сильное влияние иконографии. Произведения XVII в. принято именовать не портретами, а парсунами. Для них характерно сочетание портретного сходства с плоскостным изображением. Однако это был уже значительный шаг к портретному искусству XVIII в.
1 Силлабическими называются стихи, в которых количество слогов в каждой строке одинаково.
ТЕМА 30. | ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА РУБЕЖЕ XVII - XVIII СТОЛЕТИЙ СЕВЕРНАЯ ВОЙНА |
К концу XVII в. главной внешнеполитической задачей России оставалась борьба за выход к морю. Россия располагала единственным портом - Архангельском, удаленным и замерзающим на большую часть года. Незамерзающие моря находились под контролем крупных военных держав - Турции и Швеции, воевать с которыми в одиночку Россия не решалась.
В 1686 г., во время правления царевны Софьи, был заключен т.н. "вечный мир" с Польшей. Россия навечно получила Киев. Одновременно она вступила в антитурецкую коалицию с Польшей, Австрией и Венецией.
В составе коалиции России отводилась вспомогательная роль - борьба против Крымского ханства. В 1687 и 1689 гг. фаворит Софьи В.В. Голицын совершил два похода на Крым. В безводной степи русские войска жестоко страдали от жажды. К тому же татары подожгли степь. В первый раз Голицын даже не дошел до Крыма, во второй раз вынужден был повернуть из-под стен Перекопа. Крымские походы укрепили международное положение России, которая впервые за долгое время выступила в союзе с европейскими державами против "неверных". Однако население России видело, что походы окончились неудачей и потребовали больших напрасных затрат. Это отрицательно сказалось на авторитете правительства Софьи и способствовало ее поражению в столкновении с Петром в 1689 г.
В правление Софьи Петр проживал с матерью в Преображенском под Москвой и был фактически отстранен от двора. Главным его занятием были военные игры. Уже в те годы были созданы два "потешных батальона" - Преображенский и Семеновский, составившие позднее основу русской регулярной армии. После больших маневров 1694 г. в подмосковном селе Кожухове Петр решил, что армия готова к настоящей войне и выступил в новый поход против Турции.