Важнейшим центром Нижнего Поволжья была Астрахань. Этот город был крупнейшим портом, через него велась торговля с Персией, Индией и другими странами Востока. Одновременно Астрахань являлась главной российской крепостью на Каспии и был хорошо укреплен. В Астрахани был большой гарнизон, состоявший из стрельцов. Среди них было немало сосланных из Москвы после подавления стрелецкого бунта.
Астраханский воевода Тимофей Ржевский, пользуясь из-за отдаленности от столицы бесконтрольной властью, обременял горожан тяжелыми повинностями. Торговля хлебом и добыча соли были сданы на откуп. Откупщики продавали хлеб втридорога, а воевода покровительствовал им, получая свою долю доходов. Стрельцам, и без того недовольным ссылкой из Москвы, сократили хлебное жалованье. Астраханские власти рьяно внедряли законы о брадобритии и ношении европейского платья. В результате и стрельцы, и посад были недовольны.
30 июля 1705 г. астраханские стрельцы подняли мятеж. Воевода был казнен. Власть перешла к выборному "кругу" во главе с богатым купцом Яковом Носовым. Круг конфисковал воеводскую казну, выдал жалованье стрельцам, отменил налоги. Астрахань поддержали ближайшие городки Черный Яр и Гурьев. Однако расчеты восставших на поддержку Дона и Среднего Поволжья не оправдались. На Дону астраханская делегация была арестована и отправлена в Москву.
Петр был крайне встревожен известиями о событиях в Астрахани. В разгар Северной войны он хотел быть уверен в надежности своего тыла. Царь направил в Астрахань фельдмаршала Б.П. Шереметева. Шереметев не участвовал в стрелецких казнях, не принадлежал к окружению Петра, виновному, по мнению стрельцов, в еретических нововведениях. Ему, как считал царь, было легче достичь соглашения с мятежниками.
Вместе с Шереметевым в Астрахань были направлены арестованные на Дону и доставленные к царю представители повстанцев, которых Петр убедил добиваться "замирения". Они везли царскую грамоту, которая призывала восставших повиниться и выдать зачинщиков. Шереметеву Петр советовал расправ "не чинить" и относиться к астраханцам милостиво.
Тем временем среди повстанцев возник раскол. Зажиточные горожане были готовы покориться, беднота и часть стрельцов собирались сопротивляться до конца. Готовность царя простить бунтовщиков могла способствовать мирному исходу событий. Но Шереметев не сообщил астраханцам о царской грамоте. Вопреки царскому приказу он действовал сурово и беспощадно, так как, будучи недоволен устранением с театра боевых действий, стремился добыть лавры покорителя Астрахани, а для этого требовалось не уговорить мятежников сдаться, а преодолеть их ожесточенное сопротивление. 13 марта 1706 г. Шереметев взял Астрахань штурмом. Царь, которому важно было прекратить восстание любым способом, не поставил фельдмаршалу в вину нарушение своего приказа, а, напротив, щедро наградил, пожаловав ему 2400 крестьянских дворов.
После взятия Астрахани 300 наиболее активных участников восстания были казнены, многие сосланы в Сибирь.
В 1705 г. донские казаки не поддержали взбунтовавшихся астраханцев, но через два года на Дону вспыхнуло еще более мощное восстание.
Издавна "тихий Дон" привлекал беглых крестьян и посадских. В начале XVIII в. равенства на Дону уже не существовало. Недавние переселенцы ("голытьба", "голутвенные") работали на богатых ("домовитых") казаков, которым принадлежали табуны коней, лучшие пастбища. Но и казачество, и правительство соблюдали старинный принцип: "с Дону выдачи нет". Особенно много голутвенных казаков было на Верхнем Дону.
При Петре власть, нуждавшаяся в рекрутах и работных людях, не могла больше мириться с бегством. В 1707 г. Петр отправил на Дон воинский отряд князя Ю.В. Долгорукого, который должен был вывезти беглых в Россию. Это нарушение традиций возмутило и голутвенных, и домовитых казаков. Долгорукий сжигал станицы, сек беглых (уже считавшихся казаками). Казачество не могло этого стерпеть.
В ночь на 9 октября 1707 г. отряд Долгорукого был окружен и истреблен казаками под предводительством атамана Кондратия Булавина. После этого Булавин, скрываясь от преследований домовитых казаков, стремившихся оправдаться перед царем, скрылся в Запорожье. В феврале 1708 г. он вновь явился на Дон и, при поддержке голутвенных овладел столицей войска Донского - Черкасском. Домовитые казаки присоединились к восстанию. Булавин стал войсковым атаманом вместо казненного Лукьяна Максимова. В "прелестных письмах" он призывал бить бояр, воевод и приказных.
Восстание на Дону было крайне опасно для русской армии, отступавшей по территории Украины. Булавинцев поддерживало Запорожье. Они угрожали Азову. Царь немедленно направил на Дон карательное войско, поставив во главе его В.В. Долгорукого - брата убитого казаками воеводы. Петр I требовал применить жестокие меры, беспощадно жечь мятежные станицы, истреблять бунтовщиков, а зачинщиков перед казнью подвергать пыткам. Против восставших были брошены регулярные войска и намечался даже созыв дворянского ополчения.
Между тем Булавин раздробил свои силы, направив казачьи отряды одновременно под Азов и в Поволжье.
В июле 1708 г. казаки отряды осадили Азов, но взять его не смогли. Домовитым казакам стало очевидно, что поражение восстания неизбежно. Они попытались схватить Булавина и выдать его царским воеводам. Атаман был убит (или застрелился).
Однако восстание продолжалось: атаманы Никита Голый и Иван Некрасов овладели Царицыном и угрожали Саратову. Лишь к осени 1708 г. правительственные войска окончательно разгромить казаков. Сотни повстанцев были повешены, а плоты с виселицами пущены вниз по Дону.
Последних уцелевших участников восстания Иван Некрасов увел на Северный Кавказ, а впоследствии - во владения турецкого султана. Казаки-некрасовцы основали в Турции свою колонию. Сохраняя родной язык, родную культуру, они прожили в Турции почти два с половиной столетия. Они несли военную службу в султанских войсках, но никогда не участвовали в войнах против России. Некрасовцы стали возвращаться на родину своих предков лишь в XX веке.
Восстание под предводительством Булавина не достигло такого размаха, как восстание Разина. Оно охватило только Дон и отчасти Нижнее Поволжье, не затронув земледельческие области России. По составу участников восстание осталось чисто казачьим, крестьяне и посадские люди в нем практически не участвовали. Тем не менее, восстание Булавина остается одним из самых значительных явлений социального протеста в русской истории.
Необходимо показать, что усиление волнений в начале XVIII в. было тесно связано с политикой Петра I, вызвавшей резкое усиление налогообложения, ужесточение сыска беглых и потребовавшей лишить Дон его старинных привилегий.
Важной особенностью восстания Булавина является то, что, в отличие от восстаний Разина или Пугачева, оно не носило монархического, царистского характера. Вожди повстанцев не противопоставляли "злых бояр" "доброму царю".
ТЕМА 35. | ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ XVIII ВЕКА . |
В 1725 г. умер Петр I. Престолонаследный закон, принятый Петром после смерти царевича Алексея, предоставил действующему императору право самому выбирать преемника. Петр умер, не успев назвать наследника.
Потенциальными наследниками являлись: внук Петр Алексеевич (сын казненного Алексея), жена Екатерина и дочери от второго брака Анна и Елизавета.
Петр, по-видимому, собирался объявить наследницей жену и с этой целью короновал ее, но не довел намерение до конца, вероятно из-за измены Екатерины.
Реальными претендентами являлись Петр и Екатерина.
За Петра выступила старая знать, за Екатерину - вельможи, выслужившиеся при Петре I, прежде всего Меншиков. Спор решила гвардия, приведенная Меншиковым и потребовавшая от собравшихся сенаторов повиноваться Екатерине. События 1725 г. отчасти могут считаться переворотом из-за того, что в спор неправомочно вмешалась гвардия, которая с этого момента неоднократно участвовала в решении вопроса о судьбах власти.
Екатерина I царствовала в 1725-1727 гг. Ее правление ознаменовалось усилением влияния Меншикова. В 1726 г. был создан Верховный Тайный совет. Функции Сената были ограничены. В Верховном Тайном совете Меншиков также играл главную роль. В то же время властность и высокомерие лишили Меншикова поддержки в среде "новой знати", выслужившейся при Петре Великом.
По завещанию Екатерины наследовать ей должен был Петр Алексеевич, в случае его бездетной смерти - Анна Петровна с наследниками, после них - Елизавета. Завещание было, с одной стороны, компромиссом с родовитой знатью, с другой стороны соответствовало интересам Меншикова, который намеревался женить Петра на своей дочери.
В 1727 г. умерла Екатерина I. Вскоре после ее смерти Меншиков надолго заболел и утратил влияние на 12-летнего Петра, который попал под обаяние 16-летнего князя Ивана Долгорукого. Меншиков был лишен чинов и имений и сослан с семьей в Сибирь, в Березов. Невестой царя стала сестра Ивана Долгорукого Екатерина. Реальная власть перешла к кланам Долгоруких и Голицыных, которые и заняли основные места в Верховном Тайном совете.
В 1730 г. перед свадьбой 15-летний Петр II неожиданно заболел оспой и умер.
Вновь встал вопрос о престолонаследии. Завещание Екатерины I было проигнорировано. Дочери Петра I были отвергнуты как незаконнорожденные (родились до венчания родителей).
По предложению Дмитрия Михайловича Голицына Верховный Тайный совет предложил престол второй дочери царя Ивана (старшего брата Петра I) Анне Ивановне, вдовствующей герцогине Курляндской. Ее считали политически ничтожной и неопасной.
Анне было предложено подписать ограничивающие самодержавную власть условия - "кондиции". Императрица не могла без согласия Верховного Тайного совета издавать законы, вводить налоги, жаловать и отнимать имения, присваивать генеральские чины, назначать наследника. Это означало замену самодержавия олигархией. Анна на все условия согласилась.