Стремление Николая I жестко контролировать идейную жизнь общества еще больше усилилось после того, как в 1830 г. в Польше вспыхнуло восстание, вызванное нарушением конституции, дарованной Александром I. Восстание было жестоко подавлено, польская конституция отменена. С этого времени началась не прекращавшаяся до самого конца самодержавия в России дискриминация поляков. Влияние польского восстания на внутриполитическую ситуацию в России было связано с усилившимся страхом Николая I перед революцией.
Заботясь о сохранении в обществе и народе верноподданнических взглядов, власть постоянно ужесточала школьные уставы. Было категорически запрещено принимать в высшие и средние учебные заведения крепостных. Люди "низших званий" должны были получать образование преимущественно в одноклассных церковно-приходских школах, где обучали элементарным навыкам чтения, счета, письма и закону Божьему. Для горожан существовали трехклассные училища и лишь для дворян - семиклассные гимназии. Только программа гимназии, включавшая словесность, древние языки, историю, а также математику и физику, позволяла поступить в университет. Правда, существовал порядок сдачи экзаменов экстерном, что открывало дорогу в университеты людям, не окончившим гимназии. Права университетов с введением нового университетского устава 1835 г. были урезаны.
В 30-х гг. программы учебных заведений были пересмотрены. Преподавание естественных и математических наук сократилось в пользу древних языков (латыни и церковнославянского). Современная история и литература не преподавались вовсе во избежание возбуждения "вредных мыслей".
Государство стремилось унифицировать систему учебных заведений, выступало против домашнего образования и частных школ, поскольку не могло контролировать их так же, как казенные гимназии и училища.
Стремясь противостоять революционным и либеральным идеям, самодержавие прибегало не только к репрессиям. Царь понимал, что взглядам могут противостоять лишь иные взгляды. Официальной идеологией николаевской России стала т.н. "теория официальной народности". Ее творцом стал министр просвещения граф С.С. Уваров. Основу теории составила "уваровская троица": православие - самодержавие - народность. Согласно этой теории, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние. Спокойная, устойчивая, благолепно-тихая Россия противопоставлялась мятущемуся, разлагающемуся Западу.
В "теории официальной народности" ярко проявилась закономерность русской истории: любой поворот к консерватизму и охранительству всегда сочетается с антизападничеством и подчеркиванием особенностей собственного национального пути.
"Теория официальной народности" была положена в основу преподавания в школах и университетах. Ее проводниками стали консервативные историки С.П. Шевырев и М.П. Погодин. Она широко пропагандировалась в печати усилиями таких литераторов как Ф. Булгарин, Н. Греч, Н. Кукольник и др.
Россия в соответствии с "теорией официальной народности" должна была выглядеть счастливой и умиротворенной. Бенкендорф говорил: "Прошедшее России удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно выше всего, что только может представить себе самое пылкое воображение".
Сомнение в великолепии российской действительности само по себе оказывалось или преступлением, или свидетельством сумасшествия. Так, в 1836 г. по непосредственному распоряжению Николая I был объявлен сумасшедшим П.Я. Чаадаев, опубликовавший в журнале "Телескоп" смелые и горькие (хотя далеко не бесспорные) размышления об истории России и ее исторической судьбе.
В конце 40-х гг., когда в Европе начались революции, стало очевидно, что попытка Уварова противопоставить революционной угрозе воспитание преданности престолу и церкви не удалась. Крамола все шире проникала в Россию. Недовольный Николай в 1849 г. уволил Уварова, сделав ставку только на подавление свободомыслия с помощью репрессий. Это знаменовало глубокий идейный кризис власти, окончательно оттолкнувшей от себя общество.
Канкрина Одним из наиболее удачных шагов правительства Николая I стала денежная реформа, проведенная министром финансов Е.Ф. Канкриным. Финансы России к началу царствования Николая I пришли в полное расстройство, в особенности из-за растущего выпуска обесцененных бумажных денег (ассигнаций). В 1839-1843 гг. Е.Ф. Канкрин провел реформу, позволившую стабилизировать российскую валюту. В обращение были выпущены кредитные билеты, которые свободно обменивались на серебряные деньги. Канкрин добивался экономного расходования государственных средств, осуществлял протекционистские меры, не допускал увеличения налогов на народ ради ослабления бюджетного дефицита. Однако подлинная финансовая стабилизация была возможна только на основе устойчивого роста крестьянского хозяйства - основы российской экономики. А это требовало решения вопроса о крепостном праве.
Николай I, как и многие в его окружении, понимал необходимость отмены крепостного права - этого, по словам Бенкендорфа, "порохового погреба" под империей. Однако суть его подхода к этой проблеме выразилась в произнесенных им однажды словах: "Крепостное право есть зло..., но прикасаться к оному теперь было бы злом еще более гибельным".
На протяжении царствования Николая I было создано девять секретных комитетов по крестьянскому делу. Секретность объяснялась тем, что правительство боялось возбудить недовольство дворян и вызвать массовые волнения крепостных. Любой намек на обсуждение вопроса о крепостном праве был бы воспринят крестьянами однозначно: царь хочет свободы, тормозят ее господа. В результате обсуждение крестьянского вопроса велось в узком чиновном кругу и каждый раз кончалось тем, что серьезные решения откладывались на неопределенный срок.
Стремясь показать пример решения крестьянского вопроса, правительство в 1837-1841 гг. осуществило реформу государственной деревни. Нередко ее называют реформой Киселева по имени министра государственных имуществ П.Д. Киселева, по чьему проекту и под руководством которого она была проведена.
Киселев провозгласил своей целью приблизить положение государственных крестьян к положению "свободных сельских обывателей". Было изменено управление государственной деревней. Значительно увеличились земельные наделы государственных крестьян. Подушная подать стала постепенно превращаться в земельно-промысловую. Появились больницы и школы, крестьяне получили агротехническую помощь, смогли пользоваться кредитом. Конечно, и после реформы наделы государственных крестьян оставались недостаточными, а крестьянское самоуправление было подчинено мелочной полицейской опеке, но все же положение государственных крестьян значительно улучшилось. Не случайно широко распространилась идея уравнения крепостных с государственными.
Замысел Киселева как раз и состоял в проведении реформы сначала в государственной, а затем - и в помещичьей деревне. Однако из-за сопротивления крепостников пришлось ограничиться лишь принятием в 1842 г. Указа об "обязанных крестьянах". Указ несколько расширил возможности помещиков освобождать крепостных, предоставленные им по указу о вольных хлебопашцах 1803 г. Теперь помещик мог, не спрашивая позволения у властей, предоставить крепостному личные права и земельный надел, за который крестьянин обязан был нести повинности. Бывший крепостной становился, таким образом, наследственным держателем земли, остающейся в собственности владельца. Однако главное условие - желание помещика - оставалось незыблемым. Поэтому непосредственные результаты указа были невелики: свободу получили лишь 24 тыс. крепостных.
Для того, чтобы власть решилась на отмену крепостного права, потребовался позор проигранной Крымской войны.
Характерной особенностью царствования Николая I является понимание необходимости реформ при одновременном отсутствии политической воли для их осуществления. Политику Николая (за исключением "мрачного семилетия" после 1848 г.) следует характеризовать не как реакционную, а, главным образом, как охранительную, направленную на неизменность существующего положения до того времени, когда реформы станут, наконец, возможны.
1 М.М. Сперанский находился в ссылке в 1812-1816 гг. В 1816 г. он стал губернатором Пензы, в 1819-1821 гг. был генерал-губернатором Сибири. В 1821 г. он вернулся в Петербург и стал членом Государственного совета.
2 Цензурный устав, принятый в 1826 г. и получивший прозвище "чугунный", был смягчен уже в 1828 г., но его название очень ярко характеризует всю цензурную политику николаевской эпохи.
ТЕМА 49. | ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ ВО II ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА |
Во 2-й четверти XIX века в российском общественном движении произошли серьезные изменения.