Обязательно следует отметить, что борьба против немецкого и шведского вторжения осложнялась тем, что незадолго до этого Русь подверглась нашествию Батыя, а потому не могла оказать помощи Новгороду.
Наиболее подробного рассказа (с изложением построения войск и хода боя) требует Ледовое побоище.
Не преувеличивая масштабов сражений, выигранных Александром Невским, следует подчеркнуть их историческое значение: была остановлена экспансия на Русь с Запада. Стоит отметить также патриотический пафос "Жития" Александра Невского.
ТЕМА 11. | КУЛЬТУРА РУСИ XII-XIII вв. |
XII-XIII вв. - эпоха раздробленности. В этот период в связи с упадком Киева и политическим обособлением отдельных земель формируются новые культурные центры. Русская культура, не утрачивая единства, становится значительно богаче и разнообразнее.
Материальная культура эпохи сравнительно мало изменилась по сравнению с периодом Киевской Руси
. Происходило дальнейшее совершенствование ремесленных навыков, позволившее, например, достичь большей прочности клинков. Широко распространились водяные мельницы.Сохранились прежние виды и важнейшие темы фольклора. Былины киевского цикла о Владимире Красном Солнышке и его богатырях были чрезвычайно распространены на Северо-Востоке, сохраняя народную память о былом единстве Руси.
Более непосредственно появление новых культурных центров проявилось в летописании, литературе, художественном творчестве.
Крупнейшими центрами летописания в XII в. являлись Новгородская, Владимиро-Суздальская и Галицко-Волынская земли.
Новгородское летописание возникло еще в эпоху Киевской Руси. Предметом внимания новгородских летописцев всегда являлись в первую очередь местные, городские дела. Особое внимание Новгородская летопись уделяла событиям 1136 г. (изгнание князя Всеволода Мстиславича), положившим начало политической самостоятельности Новгорода. Новгородские летописи создавались не при княжеском дворе и не в монастырях, а в среде белого городского духовенства. Поэтому в них встречается немало бытовых подробностей, что не характерно для придворного княжеского летописания, преобладавшего в других русских землях.
Галицко-Волынская летопись создавалась в княжеском окружении. Она отразила острое противоборство между княжеской властью и боярством, характерное для Галиции. Летопись восхваляла князей Романа и Даниила, пропагандировал идею сильной княжеской власти. Для галицкой летописи характерна поэтичность, зачастую пренебрегающая хронологической точностью.
Летописание Северо-Востока зародилось при Андрее Боголюбском и отразило стремление этого князя утвердить первенство Владимиро-Суздальского княжества во всей Русской земле. Летописцы стояли на стороне Владимира в его соперничестве со "старшими" городами Ростовом и Суздалем, а князей Андрея Боголюбского и Всеволода III изображали почти как святых.
В XII в. общерусское летописание сменилось областным. Все летописцы сохранили понимание единства Руси и потому всякий раз начинали повествование с ПВЛ, но, продолжая его, описывали, главным образом, местные события. В определенной степени это сужение кругозора компенсируется более пристальным вниманием к повседневной жизни.
Сознание единства Русской земли - ведущая тема литературы XII-XIII вв. Крупнейшим литературным произведением этой эпохи считается "Слово о полку Игореве", посвященное походу новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г.
Важнейшую причину тяжелого поражения Руси автор "Слова" видит в распрях между князьями, в их неподчинении великому киевскому князю. Самыми выдающимися частями "Слова о полку Игореве" являются "Плач Ярославны" и "золотое слово" киевского князя Святослава Всеволодовича, наполненное глубокой болью за Русскую землю и призывом к единению.На рубеже XII-XIII вв. было написано "Моление" Даниила Заточника
, отличающееся выразительным рифмованным языком и поэтичными художественными образами. Автор его жил во Владимиро-Суздальской земле и был, по-видимому, княжеским дружинником или зависимым от князя человеком. Даниил восхваляет княжескую власть, на которую уповает как на милость Божью. В то же время он враждебно отзывается о боярстве, презирает холопство, непочтительно говорит о монастырских обычаях. Даниил Заточник, как и другие авторы XII-XIII в., выражает тревогу за судьбу русской земли, раздираемой княжескими усобицами.В связи с оформлением самостоятельных княжеств в XII в. быстро развивалось каменное строительство, поскольку князья стремились украсить города и монастыри, подчеркивая тем самым свое богатство и величие. Значительно больше стало строиться каменных церквей. Вместе с тем большинство из них значительно уступали в размерах и богатстве отделки соборам киевской эпохи. Типичным стал одноглавый крестово-купольный храм.
Два направления в архитектуре XII-XIII вв. представлены зодчеством Новгорода и Владимира.
В Новгороде княжеское строительство не велось, церкви сооружались на средства горожан, предназначались для повседневной службы, поэтому были сравнительно невелики и просты в убранстве. Новгородские церкви были приземисты, имели мощные стены. Наиболее известны среди них Георгиевский собор Юрьева монастыря (трехкупольный), церковь Спаса на Нередице, Петра и Павла на Синичьей горе, Параскевы Пятницы на Ярославовом дворище.
Новгородское зодчество оказало большое влияние на архитектуру других северо-западных земель: Пскова, Старой Ладоги.
Зодчество Владимиро-Суздальской земли, окончательно сложившееся во времена Андрея Боголюбского, во многом отличалось от новгородского. На Северо-Востоке строили не из кирпича, а из белого камня. Многие здешние постройки испытали влияние романского стиля. Владимирские соборы (Успенский и Дмитриевский), княжеский замок в Боголюбове, Золотые ворота Владимира величественны и нарядны. Дмитриевский собор, построенный при Всеволоде III Большое Гнездо, славится обилием тонкой каменной резьбы. Церковь Покрова на Нерли отличается исключительным изяществом пропорций, обманчивой легкостью, устремленностью ввысь.
Изобразительное искусство XII-XIII вв., как и в эпоху Киевской Руси, было связано с росписью храмов и представлено, в основном, фресками
. Лучше всего они сохранились в Новгородской земле. Торжественность фресковой росписи несколько уменьшилась по сравнению с XI в, но изображаемые фигуры стали более динамичными. Самым ярким образцом новгородской фрески является роспись в церкви Спаса на Нередице.Фресковую роспись имели и Владимирские храмы, но сохранились лишь единичные образцы фресок.
Начиная ответ по данному билету, следует обязательно остановиться на понятии "культура", объяснить, как соотносятся между собой материальная и духовная культура, в чем состоит их взаимосвязь. Данный материал изложен в теме "Культура Киевской Руси".
1 Отвечая на экзамене, абитуриент должен иметь в виду, что вместо ссылки на предшествующий период ему следует рассказать о материальной культуре Киевской Руси, поскольку экзаменаторам неизвестно, владеет ли он данным материалом.
2 Существует и принципиально иная датировка "Слова о полку Игореве". Согласно мнению А.А. Зимина и ряда поддержавших его ученых, "Слово" было создано в XVIII в. в подражание поэтическому произведению конца XIV в. "Задонщине" .
3 Одни историки считает "Моление" Даниила Заточника и "Слово" Даниила Заточника разными редакциями одного произведения, другие полагают, что это разные произведения.
4 Сохранились и иконы того периода, но их крайне мало.
ТЕМА 12. | ВОЗВЫШЕНИЕ МОСКВЫ |
С конца XIII в. началось постепенное возрождение городов, распашка заброшенной земли. Возобновился рост феодального землевладения. Князья жаловали приближенным вотчины с крестьянами. В руках бояр стали сосредоточиваться значительные земельные богатства. Князья и бояре дополнительно покупали села с деревнями, в том числе за пределами своих княжеств. Крупным землевладельцам становилось тесно в прежних границах, они задумывались об их разрушении, а следовательно - об объединении русских земель в единое государство.
Предпосылкой объединения служили никогда не исчезавшее полностью единое национальное самосознание, единый язык, единая вера, общие традиционные правовые нормы.
Сохранялись и экономические связи между различными землями. Но они были эпизодичны. Города на Руси, в отличие от Западной Европы, не стали оплотом борьбы за объединение государства. Для этого они были слишком слабы. Уровень торговых связей еще не заставлял горожан стремиться к объединению. К тому же русские города не имели самоуправления. Если в Западной Европе формирование единых государств происходило в связи с формированием буржуазного уклада, то на Руси единое государство сложилось на чисто феодальной основе.