Стоимость,воплощённый в товаре и овеществленный в нём общественный труд товаропроизводителей.Стоимость— общественное свойство вещи, которое она приобретает в определённых исторических условиях — при наличиитоварного производства.Стоимостьсоздаётся в производстве, проявляется в обмене, когда произведённый товаропроизводителемтоварприравнивается к другим товарам. Товаропроизводители связаны между собой системой общественногоразделения трудаи потому работают друг на друга, в силу чего их труд приобретает общественный характер. Отличаясь друг от друга как потребительнаястоимость, обмениваемые товары имеют одно общее свойство, а именно — они продукты труда, на их производство затрачен труд, образующий их СтоимостьОпределённая пропорция, в которой одни товары обмениваются на другие, называется меновойСтоимость.Т. о.,Стоимостьвнешне проявляется в акте обмена, т. е. в меновой Стоимости, потребительнаяСтоимостьтовара (полезность вещи) становится носителем меновойСтоимости.ВеличинаСтоимостьтовара определяется количеством труда, общественно необходимого для его производства, и измеряетсярабочим временем.Т. к. разные товаропроизводители затрачивают на производство одного и того же товара неодинаковое количество труда (времени), товары имеют различную индивидуальнуюСтоимость.Но посколькуСтоимостьвоплощает обществ, труд, величина общественной (рыночной)Стоимостине может определяться индивидуальными затратами труда. ОбщественнаяСтоимостьопределяется общественно необходимым рабочим временем, т. е. временем, затрачиваемым на изготовление товара при данных общественно нормальных условиях производства и среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда, или временем, затрачиваемым на производство основной массы товаров данного вида. В условиях частной собственности пропорции в обмене товаров стихийно регулируются общественно необходимыми затратами труда (рабочего времени) в процессе конкурентной борьбы (см.Конкуренция).На величинуСтоимостьоказывает влияние и степень сложности труда. ВеличинаСтоимостьизмеряется затратами простого труда,к выполнению которого способен любой работник, не получивший специальной подготовки. В процессе обмена разнообразных товаров происходит редукция (сведение) всех видов сложного трудак простому (см.Редукция труда).В результате сложный труд выступает как умноженный простой труд, и каждый час сложного труда в обмене приравнивается к большему количеству простого труда.Начало теории трудовойСтоимостибыло положено У.Петти,А.Смитоми Д.Рикардо. Но эта теория была научно обоснована, наиболее последовательно и всесторонне, со всеми вытекающими социальными и классовыми выводами разработана К.Марксом.Буржуазная вульгарная политическая экономия пыталась и пытается опровергнуть теорию трудовойСтоимостьВ буржуазной экономической науке, например, широко распространена трактовка меновойСтоимостькак выражения потребительнойСтоимостьСогласно этой концепции, меновые пропорции товаров определяются не затраченным общественным трудом, а якобы потребительнойСтоимостьтовара (см.Предельной полезности теория).Другая, не менее распространённая теорияСтоимость— это теория, согласно которойСтоимостьявляется результатом действия трёх факторов производства — труда, капитала и земли (см.Производительности теории).В действительности количество общественно необходимого труда, затраченного на производство товара, определяет егоСтоимостьи те пропорции, в которых один товар обменивается на другой. «... Чем больше производительная сила труда, тем меньше рабочее время, необходимое для изготовления известного изделия, тем меньшекристаллизованнаяв нем масса труда, тем меньше его стоимость» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 49). Теория трудовойСтоимости, разработанная Марксом, послужила основой его теорииприбавочной стоимости. Ранней стадии обмена, когда он носил случайный характер, соответствовала простая, единичная, или случайная, формаСтоимости; товар, выражавший своюСтоимостьв др. товаре, выступал в относительной формеСтоимости, товар, который выражалСтоимостьдр. товара, находился в эквивалентной формеСтоимости, т. е. являлся эквивалентом первого товара. Относительная форма Стоимостиотражает прежде всего однородность обмениваемых товаров как продуктов человеческого абстрактного труда. На стадии случайного обмена роль эквивалента выполняет один, случайный товар. С первым крупным общественным разделением труда — отделением скотоводства от земледелия — обмен стал более регулярным, скот систематически обменивался на др. товары, которые выступали не как случайные, а как особенные эквиваленты, к которым он приравнивался. Этой стадии обмена соответствовала полная, или развёрнутая, формаСтоимости, при которой один товар выражал своюСтоимостьв целом ряде др. товаров. По мере того, как обмен становился регулярным, развёрнутая формаСтоимостипревращалась постепенно во всеобщую, когда из товарного мира стихийно выделился один товар, ставший эквивалентом всех др. товаров, т. е. всеобщим эквивалентом. Роль всеобщего эквивалента играл только один товар, в котором все товары выражали своюСтоимостьединообразно. Всеобщий эквивалент обладает свойством всеобщей обмениваемости. Функцию всеобщего эквивалента в зависимости от конкретных условий производства выполняли различные товары: скот, шкуры диких зверей, рыба и т.д.
Когда обмен вышел за рамки местного рынка, возникла необходимость в закреплении функции всеобщего эквивалента лишь за одним товаром, который сталденьгами.Этой стадии обмена соответствовала денежная формаСтоимости.Роль денег первоначально выполняли различные товары, но окончательно она закрепилась за одним товаром —золотом,которое в силу своих свойств наиболее подходит к выполнению роли денег. С возникновением денегСтоимостьвсех товаров выражается в деньгах, тем самым товары приобрелицену.На рынке под влияниемспроса и предложенияцена колеблется вокругСтоимость(см.закон стоимости).Стоимостьтовара выражаетСтоимость, созданную прошлым трудом и перенесённую конкретным трудом на данный товар с потребленных средств производства, и новую (вновь созданную) стоимость, присоединённую живым трудом к товару в данном производственном процессе.
С ростом технической оснащённости производства при общем сниженииСтоимостиединицы продукции доля в ней прошлого труда относительно возрастает, а доля вновь созданной стоимости уменьшается. В каждой общественно-экономической формации, где существует товарное производство, соотношение прошлой и вновь созданнойстоимостивыражает специфические для данной формации производственные отношения. В условиях капитализмастоимостьсостоит из: постоянного капитала (с), потребленного в процессе производства данного товара; переменного капитала (v) — часть вновь созданной стоимости, которая эквивалентна стоимости рабочей силы, потребленной в процессе производства; прибавочной стоимости (т)—часть вновь созданной стоимости, безвозмездно присваиваемой капиталистами.
Общественнаястоимостьтовара совпадает с действительными общественнымииздержками производства,но отличается от капиталистических издержек производства на величину прибавочнойстоимости.В условиях развитого капитализма в результате стихийного перераспределения прибавочной стоимости и выравниванияприбылив среднюю прибыльстоимостьтоваров превращается вцену производства.
Разделение труда,качественная дифференциация трудовой деятельности в процессе развития общества, приводящая к обособлению и сосуществованию различных её видов.Разделение труда существует в разных формах, соответствующих уровню развития производительных сил и характеру производственных отношений. ПроявлениемРазделение трудаявляется обмен деятельностью.СуществуетРазделение трудавнутри общества и внутри предприятия. Эти два основных видаРазделение трудавзаимосвязаны и взаимообусловлены. Разделение общественного производства на его крупные роды (такие, как земледелие, промышленность и др.) К. Маркс называл общимРазделение труда, разделение этих родов производства на виды и подвиды (например, промышленности на отдельные отрасли) — частнымРазделением трудаи, наконец,Разделение трудавнутри предприятия — единичнымРазделением труда.Общее, частное и единичное Разделение труданеотделимы от профессиональногоРазделения труда, специализации работников. Термин «Разделение труда» употребляется также для обозначения специализации производства в пределах одной страны и между странами — территориальное и международноеразделение труда.Платон видел вразделении трудаоснову для существования разных сословий, главную причину иерархического строения общества. Представители классической буржуазной политической экономии, особенно А.Смит(ему принадлежит сам термин «Разделение труда»), отмечали, чтоРазделение трудаприводит к величайшему прогрессу в развитии производительных сил, и указывали в то же время, что оно превращает работника в ограниченное существо. У Ж. Ж.Руссопротест против превращения людей в односторонних индивидов как следствияРазделение труда был одним из главных аргументов в его обличении цивилизации. Начало романтической критике капиталистическогоРазделение трудаположил Ф.Шиллер, который отмечал его глубокие противоречия и в то же время не видел пути для их устранения. В качестве идеала у него выступает «цельный и гармоничный человек» Древней Греции. Социалисты-утописты, признавая необходимость и пользуРазделение труда, вместе с тем искали пути ликвидации его вредных последствий для развития человека. А.Сен-Симонвыдвинул задачу организации координированной системы труда, которая требует тесной связи частей и зависимости их от целого. Ш.Фурьедля сохранения интереса к труду выдвинул идею перемены деятельности.Подлинно научную оценкуРазделение трудадал марксизм-ленинизм. Он отмечает его историческую неизбежность и прогрессивность, указывает на противоречия антагонистическогоРазделение трудав эксплуататорском обществе и раскрывает единственно правильные пути их устранения. На ранней ступени развития общества существовало естественноеРазделение труда— по полу и возрасту. С усложнением орудий производства, с расширением форм воздействия людей на природу их труд стал качественно дифференцироваться и определённые его виды обособляться друг от друга. Это диктовалось очевидной целесообразностью, посколькуРазделение трудавело к росту его производительности. В. И. Ленин писал: «Для того, чтобы повысилась производительность человеческого труда, направленного, например, на изготовление какой-нибудь частички всего продукта, необходимо, чтобы производство этой частички специализировалось, стало особым производством, имеющим дело с массовым продуктом и потому допускающим (и вызывающим) применение машин и т.п.». (Полное собрание соч., 5 изд., т. 1, с. 95). Отсюда Ленин делал вывод, что специализация общественного труда «... по самому существу своему, бесконечна — точно так же, как и развитие техники» (там же).Производство немыслимо без сотрудничества, кооперации людей, порождающей определённое распределение деятельности. «Очевидно само собой, — писал К. Маркс, — что эта необходимость распределения общественного труда в определенных пропорциях никоим образом не может быть уничтожена определенной формой общественного производства, — измениться может лишь форма ее проявления» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 32, с. 460—461). Формы распределения труда находят прямое выражение вРазделение труда, которое обусловливает и существование исторически определённых форм собственности. «Различные ступени в развитии разделения труда, — писали Маркс и Энгельс, — являются вместе с тем и различными формами собственности, т. е. каждая ступень разделения труда определяет также и отношения индивидов друг к другу соответственно их отношению к материалу, орудиям и продуктам труда» (там же, т. 3, с. 20).Процесс распределения людей в производстве, связанный с ростом специализации, совершается либо сознательно, планомерно, либо принимает стихийный и антагонистический характер. В первобытных общинах этот процесс носил планомерный характер. Орудия труда здесь были строго индивидуализированы, однако труд и пользование его результатами не могли тогда раздробляться — низкая производительность труда людей исключала их выделение изобщины.Так как во всю предшествующую историю человечества процесс производства заключался в том, что люди между собой и предметом труда вклинивали орудие производства, сами становясь непосредственным компонентом производственного процесса, то начиная с первобытной общины, индивидуализация орудий труда приводила к «прикреплению» людей к ним и определённым видам дифференцировавшейся деятельности. Но поскольку все члены общины имели общие интересы, такое «прикрепление» носило естественный характер, считалось оправданным и разумным.С развитием орудий производства возникли целесообразность и необходимость относительно обособленного труда индивидов, а более производительные орудия давали возможность обособленного существования отдельных семей. Так происходило превращение непосредственно общественного труда, каким он был в первобытных общинах, вчастный труд.Характеризуя сельскую общину как переходную форму к полной частной собственности, Маркс отмечал, что здесь труд индивидов приобрёл обособленный, частный характер, и это явилось причиной возникновения частной собственности. «Но самое существенное, — писал он, — это — парцеллярный труд как источник частного присвоения» (Маркс К., там же, т. 19, с. 419).В докапиталистических формациях, — писал Энгельс, — «средства труда — земля, земледельческие орудия, мастерские, ремесленные инструменты — были средствами труда отдельных лиц, рассчитанными лишь на единоличное употребление... Но потому-то они, как правило, и принадлежали самому производителю... Следовательно, право собственности на продукты покоилось на собственном труде» (там же, с. 211, 213).В результате раздробления труда, превращения его в частный труд и появления частной собственности возникли противоположность экономических интересов индивидов, социальное неравенство, общество развивалось в условиях стихийности. Оно вступило в антагонистический период своей истории. Люди стали закрепляться за определёнными орудиями труда и различными видами всё более дифференцировавшейся деятельности помимо их воли и сознания, в силу слепой необходимости развития производства. Эта главная особенность антагонистическогоРазделение труда— не извечное состояние, будто бы присущее самой природе людей, а исторически преходящее явление.Маркс указывал, что производительный труд должен стать одновременно и самоосуществлением субъекта. «В материальном производстве труд может приобрести подобный характер лишь тем путем, что: 1) дан его общественный характер и 2) что этот труд имеет научный характер, что он вместе с тем представляет собой всеобщий труд, является напряжением человека не как определенным образом выдрессированной силы природы, а как такого объекта, который выступает в процессе производства не в чисто природной, естественно сложившейся форме, а в виде деятельности, управляющей всеми силами природы» (там же, т. 46, ч. 2, с. 110). Разумеется, специализация трудовых процессов неизбежно будет продолжаться вместе с расширением воздействия людей на природу. Например, учёный-биолог всегда будет отличаться по объекту и роду деятельности от учёного-геолога. Однако оба они, как и все др. члены общества, будут заниматься свободно избранным творческим трудом. Все люди будут сотрудничать, дополняя друг друга и выступая как субъекты, разумно управляющие силами природы и общества, т. е. подлинными творцами.Сокращение рабочего дня и громадное увеличениесвободного временидадут возможность людям наряду с профессиональным творческим трудом постоянно заниматься любимыми видами деятельности: искусством, наукой, спортом и т.д. Так полностью будет преодолена односторонность, вызываемая антагонистическимРазделение труда, обеспечено всестороннее и свободное развитие всех людей.С. М. Ковалёв.