4) Многоотраслевой концерн – это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.
5) Пул – временное объединение предпринимателей, при котором прибыль поступает в общий фонд, а затем распределяется между участниками соглашения в соответствии с заранее оговоренными условиями.
6) Ринг – кратковременное соглашение предпринимателей о скупке товара в целях монополизации рынка при его продаже.
Необходимо сказать пару слов о таком способе монополизации, как корнер.
Корнер – способ, придуманный еще в XVI веке. Смысл этого метода прост: купцы или производители заключают тайное соглашение о скупке, о временном изъятии с рынка какого-либо товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен. После чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники «ринга» получают повышенный доход.
Например, в 1931 году участники Международного оловянного картеля организовали корнер по олову. Они скупили огромное количество олова и создали на него ажиотажный спрос, вызвавший, в свою очередь, резкий рост цен. Добившись этого, участники корнера спустя год распродали свои запасы металла с огромной прибылью.
В 60-х годах в США и некоторых странах капитала появились и начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.
2.2. Монопольная власть. Степень монополизации
При движении от совершенной конкуренции к монополистической конкуренции, затем к олигополии и, наконец, к монополии все ослабевает конкуренция и все сильнее проявляется монопольное начало.
Следует, таким образом, различать монополию и монопольную власть. Монопольная власть означает, что фирма может влиять на цену, изменяя объем выпуска товара. Такая фирма не обязательно является монополией, но может быть также олигополией или монопольно-конкурентной фирмой.
Обладание монопольной властью ведет к тому, что кривая спроса на продукт фирмы перестает быть горизонтальной (как у совершенно конкурентной фирмы), но имеет отрицательный наклон. Вспомним, что совершенно конкурентная фирма, занимая ничтожно малый объем рынка, принимает рыночную цену как заданную, не способна ее изменить, но может продать любое количество своей продукции по данной цене (тема 8, п. 1). Напротив, фирма, обладающая монопольной властью, может повысить (снизить) цену, но тогда она, скорее всего, столкнется со снижением (повышением) спроса на свой товар:
Чем круче наклон кривой спроса, тем меньше падает спрос при повышении цены фирмой, тем выше ее монопольная власть.
Для оценки степени монополизации отрасли используется ряд показателей, наиболее известный из которых – индекс Херфиндаля-Хиршмана (Н). Он рассчитывается по формуле:
гдеS1,S2 — выраженные в процентах доли продаж фирм в отрасли, определяемые как отношение объёма продаж фирмы к объёму всех продаж отрасли.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана реагирует на рыночную долю каждой фирмы в отрасли. Максимальное значение индекса, соответствующее ситуации чистой монополии, составляет 10000.
Индекс Херфиндаля не лишен недостатков. Тем не менее, он используется в США при решении вопроса о допустимости слияний фирм. Так, если индекс превышает 1800 пунктов, рынок считается высококонцентрированным, что затрудняет получение разрешения на слияние. Существует и дополнительное условие, согласно которому слияние не должно позволить укрупненной фирме захватить свыше 35% рынка. Последняя величина аналогична пороговой норме, установленной в России для включения фирмы в государственный реестр предприятий, обладающих монопольной властью.
Существуют следующие причины существования монопольной власти:
– Исключительные права, предоставленные органами власти. Только одна компания, например, имеет право заниматься данным видом деятельности; тем самым правительство или региональные власти создают монополию. Если же государство предоставляет исключительные права деятельности в данной сфере нескольким фирмам, то оно способствует возникновению олигополии. Неофициальное использование т.н. «административного ресурса» – важнейший источник монополизации современной российской экономики. Федеральные или местные власти опекают одну или несколько связанных с ними фирм, одновременно препятствуя деятельности других;
– Исключительная собственность на какой-либо производственный ресурс. Чтобы что-то производить, нужны ресурсы – труд, капитал, земля. Если только одна фирма обладает редким ресурсом, необходимым для производства данного продукта, она является монополистом. Например, алюминиевая компания контролирует добычу бокситов, киностудия обладает эксклюзивными правами на уникальный фильм, фирма имеет патент на новейшую техническую разработку, певец обладает собственностью на свой уникальный голос. Бывает так, что необходимым ресурсом обладают несколько фирм. В этом случае мы имеем олигополию на данном рынке;
– Возрастающая отдача от масштаба – случай естественной монополии. Возрастающая отдача от масштаба означает, напомним, что при увеличении всех факторов производства в n раз выпуск возрастает более чем в n раз.
– Таким образом, у естественной монополии выпуск растет быстрее, чем количество используемых ею ресурсов, т.е. по мере роста производства (соответственно – укрупнения фирмы) затраты на единицу продукции (долгосрочные средние затраты) падают. Отметим, что так бывает не всегда. Очень часто более крупная фирма несет и более высокие затраты на единицу выпуска в сравнении с относительно небольшим предприятием. Дело здесь в том, что крупный бизнес, как правило, является неповоротливым и забюрократизированным. Тем не менее, естественная монополия – это фирма, могущая удовлетворить любой рыночный спрос с меньшими долгосрочными средними затратами, чем те, которые сложились бы, если бы вместо нее на рынке действовали две или большее количество фирм:
Предположим, естественная монополия выбрала выпуск q1, при котором ее долгосрочные средние затраты составляют АС1. Если бы вместо одной монополии на рынке действовали две фирмы, на долю каждой из них при данной цене досталась бы примерно половина рыночного спроса ( ). Но тогда средние затраты у каждой фирмы оказались бы выше, чем у монополии – выросли до АС2.
В качестве примера возьмем систему коммунального водоснабжения. Обеспечивающая его компания является монополистом в масштабах города или района. Теоретически возможно провести в квартиры несколько труб с горячей и холодной водой, принадлежащих разным фирмам. Тогда потребитель сможет выбирать, услугами какой фирмы пользоваться, и конкуренция будет обеспечена. Так, однако, не делают, поскольку общие расходы на прокладку труб (постоянные затраты) возрастут ровно во столько раз, сколько фирм примут участие в проекте. Вырастут в результате и затраты на каждый литр воды. Конкуренция приведет, следовательно, к увеличению затрат, а потому будет неэффективной.
Бывает и так, что минимальные затраты на единицу выпуска достигаются в том случае, когда на рынке действует не одна, а несколько фирм. Это способствует возникновению естественной олигополии.
На уровне экономики в целом естественными монополиями являются нефтепроводы (если мы в порядке борьбы с монополией «Транснефти» проложим рядом второй нефтепровод, транспортировка каждой тонны нефти обойдется обществу дороже, чем прежде), линии электропередач, железнодорожные пути и т.д.
Таким образом, существование естественной монополии основано не на правительственных привилегиях и других в принципе устранимых факторах, а на преимуществах в затратах перед более мелкими фирмами. Следовательно, разукрупнение естественной монополии приведет к потере эффективности, а потому экономически не целесообразно; в отношении таких монополий применяются иные методы регулирования. Например, государственный контроль над ценами.
2.3. Государственное влияние в деятельности монополий
Важнейшим средством регулирования деятельности монополий является антимонопольное законодательство, основы которого заложены в законодательных актах Верховного Совета Российской Федерации.
Антимонопольное законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке.
Начало антимонопольному законодательству было положено в США и Канаде, что явилось реакцией на усиление власти союзов монополистов в экономике. В 1880 г. был принят первый закон – закон Шермана, который запрещал монополизацию рынка, признавал незаконными любые объединения и сговоры, направленные на ограничение производства и торговли. Позднее, в 1914 г., был принят еще один важный законодательный акт – закон Клейтона. Этот закон был направлен в первую очередь против различных видов монополистической практики. Он объявлял вне закона ценовую дискриминацию, запрещал исключительные или «принудительные» соглашения, формирование взаимопереплетающихся директоратов, приобретение акций конкурирующих корпораций. В 1914 г. была образована Федеральная торговая комиссия, предназначенная для борьбы с антиконкурентными слияниями компаний. В 1938 г. на эту комиссию была возложена дополнительная ответственность по защите общественности от вводящей в заблуждение или ложной рекламы. Акт Целлера–Кефовера 1950 г. дополнил закон Клейтона о слияниях запретом на слияние путем приобретения активов, результатом чего могло явиться ослабление конкуренции.