Смекни!
smekni.com

Институты рыночного хозяйства и их взаимодействие (стр. 5 из 6)

3.3 Количественная оценка выигрыша от вступления в ВТО

Индексы институционального развития страны INSТi,t измеряются десятью агрегированными переменными, представленными в базе данных Heritage Foиndation как институциональные факторы, оказывающие влияние на экономический рост. Каждая из десяти переменных изменяется от 1 до 5. Индекс, близкий к 1, свидетельствует о наиболее слабой степени государственного вмешательства в экономику, 5 говорит о наиболее слабой степени экономической свободы. Эти десять переменных составлены на основе 52 показателей. Для удобства каждая институциональная переменная пронумерована от 1 до 10.

INST 1 (торговая политика) рассчитана на основе уровня тарифных и нетарифных барьеров. Высокие тарифы либо большое количество нетарифных барьеров оказывают негативное влияние на торговлю. Кроме того, в случае высокой коррумпированности таможенных органов таможенная статистика может быть сильно искажена и не отражать реальных торговых ограничений, поэтому Heritage Foundation вводит также показатель, контролирующий уровень коррумпированности таможенных органов.

INST 2 (фискальное бремя) и INST 3 (государственное вмешателъство). Размер фискального бремени рассчитывается исходя из максимальной ставки подоходного налога, максимальной ставки на доходы корпораций и налоговой ставки для среднего налогоплательщика. В качестве индикаторов для измерения государственного вмешателъства в экономику взяты доля государственной собственности на хозяйственные объекты, доходы от государственных предприятий и государственной собственности в процентах к общим государственным доходам, а также государственное потребление в процентах к ВВП. Предполагается, что сильное налогообложение коммерческих сделок и большая степень проникновения государства в экономику снижают побуждение к торговле с зарубежными странами.

INST 4 (денежно-кредитная политика). Heritage Fоиndаtiоn измеряет эту переменную достаточно грубо через изменение темпов инфляции.

INST 5 (иностранные инвестиции) описывают совокупность условий, которые делают инвестиционный климат более благоприятным или более враждебным для иностранных компаний: наличие законодательства об иностранных инвестициях, ограничения на владение собственностью нерезидентами, включая собственность на землю, ограничения на деятельность иностранных компаний, а также их доступ к местным источникам финансирования. Общая ситуация, благоприятная для иностранного капитала, усиливает реэкспорт товаров, произведенных многонациональными корпорациями. Присутствие последних снижает риск, получаемый экспортером (и импортером) и косвенно поощряет торговые потоки.

INST 6 (6анковско-финансовый сектор) описывает качество кредитной инфраструктуры и удельный вес государства в банковском секторе, а именно: участие правительства в капитале банковской системы, ограничения на открытие филиалов иностранных банков, влияние правительства на распределение кредитных средств, свобода входа на рынок финансовых и страховых услуг и операций с ценными бумагами. Развитый банковско-финансовый сектор, свободный от жесткого государственного контроля, должен благоприятствовать экономическим сделкам и влиять на объем торговли.

INST 7 (регулирование цен и заработной платы). Представляет собой степень вмешательства государства в фиксирование цен и заработной платы. Измеряется на основе наличия законодательства о минимальном уровне заработной платы, возможности свободного ценообразования без участия государства, степени регулирования цен правительством и применения государственных производственных субсидий, оказывающих влияние на цены. Влияние этой переменной на торговлю не однозначно. Как и переменные INST 2 (фискалъное бремя) и INST 3 (гoсударственное вмешателъство), INST 7 (регулирование цен и заработной платы) - индикатор обратно пропорциональный удельному весу национальных либо зарубежных негосударственных сделок в экономике. Значимость данной переменной можно проиллюстрировать на следующем примере. ВТО требует от России упразднения ценового контроля, который поддерживает систему неявных субсидий в промышленность. Предполагается, что если рыночные отношения будут внедрены в субсидируемые сектора, заменив существующую систему неявных субсидий, экономический рост будет более интенсивным, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на торговлю.

INST 8 (права собственности). Данная переменная составлена на основе следующих показателей: степени государственного вмешательства в судебную систему, наличия коммерческого законодательства, определяющего условия контрактов, возможности обращения в иностранный арбитражный суд, риска экспроприации собственности правительством, степени коррумпированности судебной системы, а также легальности получения прав частной собственности и степени ее защиты. Несоблюдение прав собственности отрицательно сказывается на деятельности как национальных, так и иностранных предприятий. Защита прав собственности способствует экономическому росту во всех секторах экономики, начиная от негосударственного и вплоть до сделок с участием иностранных предприятий посредством притока иностранных капиталов.

INST 9 (регулирование). По сравнению с другими институциональными переменными, регулирование является наиболее неоднородной переменной. Она группирует элементы как оценки трудностей создания предприятия (требования для получения лицензии, коррумпированность чиновников), так и информацию по регулированию рынка труда, окружающей среды, здоровья потребителей, рабочих и служащих.

INST 10 (черный рынок) - контрабанда, интеллектуальное пиратство, нелегальная трудовая деятельность. Данная переменная была составлена на основе информации о степени развитости теневой экономики в различных отраслях (торговле, включая торговлю услугами, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте). Можно предположить, что данная переменная скоррелирована с другими институциональными переменными, представленными выше.

Каждая институциональная переменная введена в уравнение регрессии по отдельности, затем все статистически значимые были включены в уравнение регрессии одновременно [№2 с.30]. Кроме того, в уравнении присутствуют фиктивные переменные, которые равны единице, если торговля осуществляется соответственно: между СНГ[7] и странами ЦВЕ (CEEC-CIS), между ЕС и странами Центральной и Восточной Европы (CEEC-EU), между ЦВЕ и другими странами (CEEC-ROW) и, наконец, между СНГ и другими странами, включая ЕС (CIS-EU и CIS-ROW).

Заключение

"Чистые" экономические процессы, без институционального оформления, становятся причиной опустошения природной среды, социальной напряженности, бюрократизации и коррупции государственного аппарата. Поэтому только институциональные реформы, создавая нормативную базу рыночной экономики, институты права, системы информации, консалтинга и экспертизы, а также квалифицированный аппарат управления и контроля могут гарантировать экономическую, социальную и правовую эффективность всего общества.

Эффективная институциональная структура рыночного хозяйства выступает формирующей основой экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста.

Институциональные преобразования включают разработку рыночного законодательства и контроль за его применением; изменение отношений собственности, формирование новых хозяйствующих субъектов рыночного типа; создание новой системы управления народным хозяйством.

Торговый потенциал Росси неестественно занижен. В России достаточно низкий уровень формальных барьеров, тарифных в частности, поэтому переговоры об ее вступлении в ВТО касаются, главным образом, институциональной среды, а именно регулирования неявных субсидий в промышленность в виде заниженных цен на энергоносители и налоговых неплатежей. Следование принципам ВТО может положительно влиять на экономический рост, поскольку благоприятствует начатым реформам. Связь между принадлежностью к ВТО и интенсивностью торговых потоков скрывает в себе гораздо более глубокую зависимость между качеством институтов и интеграцией в мировую экономику.

Несмотря на значительные достижения, реформы в России проходят достаточно медленно. Вступление в ВТО позволило бы ускорить институциональные реформы, направленные на развитие рыночных институтов. В свою очередь, это позволит завершить реструктуризацию неэффективных предприятий, демонополизировать энергетический и банковский сектора, повысить конкурентоспособность российских предприятий, улучшить общий деловой климат (от защиты прав собственности до снижения коррупции) и, тем самым, будут способствовать достижению большей степени открытости экономики России.

Существует связь не только между вступлением России в ВТО и торговлей, но и между эффектом, который могли бы дать более продвинутые реформы, необходимые как для эффективного участия в ВТО, так и для более глубокой торговой интеграции между Россией и Европейским Союзом.

Список использованных источников

1. Абрамов А. Российский фондовый рынок в переходный период. - с.575-598.

2. Бабецкая-Кухарчук, О.А. Роль рыночных институтов в процессе интеграции России в мировую экономику // Экономический журнал ВШЭ. - 2004. - №2. - С. 197-225.

3. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М.: Начала, 1997.

4. Радыгин А., Симачев Ю. Банкротства. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России 1998-2002. - М.: Дело, 200З. - с.498-512.