Содержание
Введение
Либерализм, экономическая свобода и государство
Место ценностного измерения в функционировании сложных хозяйственных систем
Экономическая свобода и государство
Заключение
Использованы источники
Введение
Тема работы «Либерализм, экономическая свобода и государство».
В работе на основе трактовки экономической свободы как исторически сформированного способа функционирования сложных хозяйственных систем показана генетическаясвязь между либерализмом и государством, охарактеризована роль институтаэкономической свободы в реализации либерально-демократических перспектив социально-экономического развития Украины.
Статья В.Гейца"Либерально-демократические основы:курс намодернизацию Украины" анализирует фундаментальные вопросы становления и эволюции украинского общества сквозь призму актуальных задач и острых текущих проблем. Критический взгляд ученого на социально-экономическую действительность Украины парадоксальным образом приводит к позитивному пониманию современности и исторической перспективы страны: нам есть, что терять; мы видим, куда надо идти; мы знаем, что нужно делать.
Разделяя общий дух статьи, ее методологические установки и выводы, хотелось бы в то же время обратить внимание на некоторые институционально-ценностные аспекты и противоречия, позволяющие взглянуть на либерально-демократические перспективы социально-экономического развития нашего государства с позиций феномена экономической свободы.
Либерализм как экономический принцип является одной из исторических форм более общего явления — экономической свободы. Сама по себе она может быть охарактеризована как исторически сформировавшийся и развивающийся способ функционирования сложных хозяйственных систем. В чем же заключается хозяйственная и эволюционная миссия экономической свободы?
Либерализм, экономическая свобода и государство
Поскольку свобода как таковая относится к изначальным ценностям человеческого общества, то экономическая свобода придает функционированию и развитию хозяйственных систем ценностное измерение. Базисные формы социальности — религия, семья, государство — отвечают на вопрос "зачем?". Экономическая свобода отвечает на вопрос "как?". Экономическая свобода как институционально детерминированный тип организации хозяйственной деятельности субъектов формируется естественноисторическим путем и представляет собой особый способ организации общественного хозяйства, в основе которого лежит ведущая роль ценностей, потребностей и способностей человека, опосредующего свою социальную связь путем профессионально организованной деятельности.
Место ценностного измерения в функционировании сложных хозяйственных систем
Для псевдолиберальной модели экономики, о которой как о промежуточном результате украинских реформ говорит В. Геец характерно игнорирование ценностных оснований человеческой деятельности. Однако любая свобода, любой выбор начинаются с вопроса "зачем?". Ценности и смысл предшествуют осознанно деятельному отношению человека к себе, окружающему миру и своему месту в этом мире. Весьма характерна точка зрения Ф. фон Хайека, который считал рыночную систему воплощением определенных моральных принципов и традиций, а, соответственно, социалистическую систему - прямым отрицанием этих традиций, попыткой построить другую систему моральных координат. Социализм для ученого - это попытка "разделаться с этими традициями, заменив их рационально сконструированной системой морали".
Для Ф. фон Хайека любые экономические институты (в том числе и рыночные) выступают проявлением определенных этических принципов: "...Рас ширенный порядок человеческого сотрудничества сложился не в результате воплощения сознательного замысла или намерения человека, а спонтанно: он возник из непреднамеренного следования определенным традиционным и, главным образом, моральным практикам (practices)".
Вступая в определенную хозяйственную систему, люди неизбежно избирают и соответствующую систему моральных принципов и ограничений. Однако никакая экономическая система сама по себе не делает человека нравственным или безнравственным. Истокиморали находятся вне экономики. Они — в религии, семье, воспитании, искусстве. Экономика должна производить не моральные принципы, а нужные людям товары и услуги нормального качества, по доступным ценам.
Из этого вовсе не следует, что, находясь в сфере экономики, человек находится вне морали. Просто носителями морали выступают не экономические институты, а сам человек, с его нравственными убеждениями и определенной эти ческой позицией. Говорить о том, что рыночная экономика — это экономика все общего обмана и несправедливости, означает заранее снимать с человека всякую личную ответственность за свои действия и их последствия. Сегодняшний упадок нравственности — следствие не перехода к рынку, а переходного характера нашей эпохи вообще. Создание системы государственного социализма ("общества социальной справедливости") сопровождалось еще более глубокими потрясениями общественной морали. Достаточно вспомнить документальные свидетельства Г. Уэллса или П. Сорокина о России начала 20-х годов XX в.
Ф. фон Хайек считал, что изначальная приверженность людей ценностным критериям и ограничениям (моральным практикам, по выражению Ф. фон Хайека) придает их свободе позитивный характер. Принцип спонтанности не означает индетерминизма. Спонтанность человеческого поведения не тождественна хаосу броуновского движения лишь потому, что спонтанное поведение является ценностнодетерминированным. По сути дела, именно сила обычая, традиции и авторитета представляет собой субстанцию институционального поля социума, которое интегрирует разрозненную активность субъектов в русло бес сознательного, "автоматического" согласования и обеспечивает предсказуемость взаимного поведения людей. Этот институциональный фактор относится к наиболее важным исходным предпосылкам саморегулирующейся рыночной системы как таковой.
Непосредственное проявление экономической миссии свободы — рациональное использование ее субъектами ограниченных ресурсов. Тайна "невидимой руки рынка" А. Смита заключается в следующем: свобода субъектов дает упорядоченную хозяйственную структуру общества лишь благодаря тому, что с самого начала находится в определенных ценностных и институциональных рамках. Иначе эта свобода превращается во взаимный произвол, в "игру без правил", ведущую экономическую систему к хаосу. Ф. фон Хайек так охарактеризовал эту "не поддающуюся непосредственному восприятию структуру": "Все это становится возможным благодаря тому, что, подчиняясь определенным правилам поведения, мы вписываемся в гигантскую систему институтов и традиций: экономических, правовых, нравственных".
Государство как исторически сложившийся институт, воплощающий в себе ценностные основания социума, играет исключительно важную роль в возникновении и развитии феномена экономической свободы. Глубокое понимание институциональной диалектики свободы и государства мы встречаем у Гегеля: "...Институты составляют государственный строй,т. е. развитую и осуществленную разумность, в особенноми суть поэтому прочный базис государства, равно как и базис доверия и настроенности индивидов по отношению к нему; они также столпы публичной свободы, так как в них реализована и разумна особенная свобода, и тем самым в них самих налично в себесоединение свободы и необходимости".
Сегодня точка зрения, что государство есть "царство практической свободы", для нас достаточно экзотична, особенно с учетом отечественных социально-политических реалий. Однако в этом Гегель лишь продолжил античную традицию апологии государства как границы, отделяющей общество от хаоса первобытного тотального насилия.
Развитие и укрепление государственных институтов, если они происходят на исторически сложившихся ценностных основаниях социума, вовсе не обязательно являются альтернативами экономической свободе. Как показывает современный Китай, одной из предпосылок для возникновения гражданского общества как общества гражданявляется процесс постепенного погружения исторически сложившихся жестких государственных конструкций в недра общественного организма, в результате чего обществу как таковому становятся присущи государственные функции, а самому государству не нужно прикладывать каких-то сверхусилий для выполнения этих функций. Внутренняя ответственность китайцев в их труде и хозяйственной деятельности обнаруживает реальную экономическую свободу, хотя и в не привычной для нас форме. Труд — важнейшая сторона сущности человека. Для китайцев возможность трудиться во многом тождественна возможности быть свободными. Причина успехов китайской модели рыночного реформирования под жестким государственным контролем заключается в том, что за тысячелетнюю историю Китая китайское общество стало государственным на исключительно большую глубину. Такому обществу рыночные реформы в принципе не страшны.
Экономическая свобода является предпосылкой для позитивного снятия изначальной неопределенности хозяйственных решений. Никакая экономика не может существовать без неопределенности и риска. На позитив ном восприятии этой неопределенности построена рыночная система, на негативном - административно-командная. Эндогенная неопределенность отражает изначальное несовершенство ценностных и институциональных оснований человеческой деятельности. Экзогенная неопределенность выражает открытость хозяйственной системы внешним влияниям через при родную ресурсную зависимость.
Актуальная структура неопределенности деятельности субъектов любого уровня, включая и государство, складывается из нескольких относительно обособленных зон пространства принятия решений. Если обозначить общую не определенность хозяйственной системы как Q,то она может быть представлена как последовательно снимаемая: 1) институтами I; 2) рациональным выбором R;3) профессионализированным риском r;4) инновациямиі;5) плюс остаток неустраняемой неопределенности S(случайные процессы, ошибки, потери, экзогенныешоки):