Смекни!
smekni.com

Экономический рост в России: основные показатели и тенденции (стр. 3 из 5)

В пользу институциональной природы экономического роста также найдётся немало доводов. Так, последовавшие за дефолтом реформы оказали позитивное воздействие на экономику: понижение курса рубля чуть ли не в четыре раза резко повысило конкурентоспособность отечественной продукции, во всеобщей неопределённости отсеялись самые нежизнеспособные предприятия, коммерческие банки были освобождены от непосильных внешних финансовых обязательств.

Изменился характер предпринимательского сообщества. Российские предприниматели учатся вести бизнес легальными международно-признанными методами, некоторые олигархи всерьёз взялись за совершенствование своих компаний, стала зарождаться здоровая конкуренция, вытесняющая самых неумелых деятелей и откровенно убыточные предприятия, в частном секторе стали больше цениться квалификация и способности работников.

В кратчайшие сроки почти с нуля были созданы крупные торговые сети с оборотом более 1 млрд. долл. Супер- и гипермаркеты по набору товаров (но, к сожалению, не по уровню обслуживания и производительности труда) уже мало чем уступают зарубежным аналогам.

Стремительно растёт также рынок ценных бумаг, только-только зародившийся в 90х, у государства появляется реальный и эффективный инструмент регулирования экономики. Значительно выросли объёмы торговли на российских фондовых биржах. Капитализация российских компаний ощутимо увеличилась: индекс РТС с 1998 года вырос более чем на 4000%, некоторые фирмы дозрели до IPO за рубежом. Кредитный рейтинг России по оценкам S&P был повышен до "стабильного".

Заметно выросли количество, качество и ассортимент продукции целого ряда отраслей промышленности, в том числе и наукоёмких и относящихся к инвестиционному комплексу. Живо даже сельское хозяйство, которое вопреки десятилетиям отсутствия адекватной поддержки со стороны государства за постсоветский период сократилось лишь на 20-25%, а сейчас даже растёт. Учитывая, что основные фонды сократились процентов на 35, можно сделать выводы о большой составляющей интенсивного развития отечественной агрикультуры. С учётом всех обстоятельств иначе как чудом и не назовёшь.

Много приятных тенденций обнаруживает факторный анализ экономического роста России в 2000-2007 годах, проведённый Институтом Экономики Переходного Периода. Стабильно растут инвестиции в основной капитал, что привело к интенсификации процессов обновления основных фондов и сокращения степени их износа с 44% в 2002г до 37% в 2007. Увеличивается вклад капитала в темпы роста ВВП, причём повышение степени загрузки капитала определяет бóльшую часть темпов роста. В целом, рост выпуска в этот период был до 60% обусловлен совокупной факторной производительностью.

Вырисовывается радужная картина, если верить которой через пару-тройку лет России, наконец, удастся осуществить свою заветную мечту "догнать и перегнать". Но всё, как известно, познаётся в сравнении. После коллапса 90х сегодняшний statusquo может показаться раем на земле. Но если принять во внимание реальные потребности российской экономики и общества, если сравнить современные показатели даже не с самым удачным советским периодом, откроется множество насущных проблем, требующих скорейшего разрешения.

Уровень ВВП 1990 года всего лишь незначительно превзойдён, совокупная факторная производительность едва превысила дореформенный период, личное потребление большинства населения так и не достигло уровня 90го года, о чём говорит заметное сокращение душевого потребления товаров массового спроса.

Внешний государственный долг сократился, но зато внешние долги государственных компаний составляют уже около 280 млрд. долл. Банкротства банков, коммерческих организаций и частных лиц теперь могут сотрясти всю экономику. А если кризис в России совпадёт с мировым, вероятность чего не мала, то его негативные последствия будут колоссальными.

Всё более острой становится инфраструктурная проблема: недоразвитость путей сообщения и информационной сети ежегодно "съедает" до 3% ВВП. Было бы смешно, если бы не было так грустно: по протяжённости дорог с твёрдым покрытием Россия вдвое уступает Японии, не говоря уже о США, Франции и других развитых странах. Комментарии излишни.

Парадоксально, нефтегазовая отрасль, обеспечивающая приток средств в наши золотовалютные резервы и стабилизационный фонд, а также электроэнергетика на внутренних рынках переживают системный кризис. Помимо того, что уже существующие производственные мощности требуют модернизации, в российской глубинке порой и вовсе не достаётся ни газа, ни света.

О социальных трагедиях и вовсе страшно думать: социальное неравенство растёт не хуже ВВП, ожидаемая продолжительность жизни катастрофически падает, образование и медицина всё ещё в глубокой стагнации, социальное обеспечение направлено скорее против социума, чем на его пользу. Демографическая проблема далека от решения, утечка мозгов, более-менее адекватные меры против которой стали приниматься лишь в последние несколько лет, отбросила Россию ещё дальше назад, увеличив отставание от развитых стран до 50 лет. А ведь человеческий капитал – это ключевой элемент экономического роста!

Затраты на науку в России сегодня остаются неправомерно низкими – около 4,4% расходов федерального бюджета. Самой крупной строкой расходов федерального бюджета на науку являются прикладные научные исследования в области национальной обороны (2,2%), а расходы на НИОКР для национальной экономики составляют всего 1,03% всех расходов бюджета. Фундаментальные исследования практически не финансируются, в то время как увеличение ежегодных расходов на фундаментальную науку в 5-10 раз стабилизационный фонд даже не заметит. К сожалению, по развитию технологий многие страны нам не догнать уже никогда, но стоит хотя бы пытаться.

На НИОКР в России выделяется лишь 10% всего объема инвестиций, тогда как в европейских странах аналогичный показатель составляет от 50% и выше. Причём характерной чертой становится нарастающий "маркетинговый перекос" в технологических инновациях: акцент смещается с создания новых технологий на их продвижение на рынок и потребление.

Надо сказать, перекосы всевозможных мастей становятся лейтмотивом экономики России: во времена СССР все ресурсы отправлялись в тяжёлую промышленность, в 90е годы явные преимущества получила банковская сфера, сейчас процветают добывающие отрасли. Экономика приобретает черты несистемности, фрагментарности, фактически представляя собой не единый народно-хозяйственный комплекс, а множество отдельных компаний и корпораций, находящихся на разном уровне и имеющих разную скорость развития.

Разорвана "цепь" внутренних межотраслевых поставок, связывавшая воедино всю экономическую систему. Внутренний спрос на отечественную продукцию низок (как за счёт её недостаточного качества, так и за счёт агрессивной рекламы зарубежных товаров и негативного образа российских компаний, укоренившегося в умах потребителей), а межотраслевой баланс напоминает, скорее, дисбаланс, поскольку обмен между отраслями всё чаще идёт через зарубежные поставки.

Сохраняется и разрыв между макро- и микроуровнем экономики, выраженный в недостаточной развитости организационных отраслей, комплексов, территориальных экономических и научно-технологических центров. Этот разрыв является одной из основных причин малой эффективности применительно к российский экономике таких макрорегуляторов, как ставка процента, налог на прибыль и т.п..

И всё же, дабы не допустить перекоса в оценке современного состояния России, следует отдать должное достигнутым успехам: нашей стране за десятилетие удалось построить рыночную экономику, к которой большинство государств пришли в результате долгих последовательных преобразований в результате исторической экономической эволюции. В следующем параграфе будут проанализированы основные тренды российской экономики и на их основе дана оценка перспектив её дальнейшего развития.

2.2 Взгляд в будущее: тенденции и прогнозы

Выше уже были отмечены основные преобразования, произошедшие в российской экономике с момента её радикального преображения в начале 90х и до настоящего времени, указаны основные причины, создавшие базис для стремительного экономического роста на протяжении уже почти десятилетия.

Хотелось бы верить, что наблюдаемый экономический рост есть ничто иное, как устойчивая тенденция, изменения в которой не предвидятся. Однако, как известно, в России нет ничего необратимого и тем более постоянного: "Никогда в России не говори "никогда"!" Конечно, этот принцип в равной степени применим к любому государству (доказательством чему – последние события в экономической жизни США), но в условиях хрупкости и неустойчивости созданного относительного благополучия он звучит особенно настойчиво.

Итак, имеем следующие тенденции:

1. Рост цен на нефть

2. Снижение инфляции

3. Рост инвестиций (в том числе иностранных)

4. Сокрашение безработицы

Следствие? Экономический рост.

Рассмотрим каждую из данных тенденций в отдельности.

Последний год нефть то и дело берёт новые и новые ценовые высоты, десятилетие назад показавшиеся бы астрономическими – 100 долл. за баррель, 110, 113… И всё же довольно опасно делать ставку на то, что рост цен на нефть будет продолжаться вечно. Большинство экспертов сходятся во мнении, что предел всё-таки наступит, и не в столь отдалённом будущем. К тому же, если уж задаться построением долгосрочных перспектив (что, несомненно, входит в задачи правительства при проведении экономической политики), то необходимо учесть и конечность минеральных ресурсов, с которой столкнётся если не наше, то следующее поколение. Конечно, у нас есть специально на случай катаклизмов созданный стабилизационный фонд, аккумулировавший на сегодняшний день более 140 млрд.долл., но не надо быть экономистом, чтобы понять: лучше заранее отделаться от экспортно-сырьевой зависимости (как модно говорить сейчас – "слезть с нефтяной иглы"), чем потом судорожно принимать экстренные меры и реанимировать в очередной раз рухнувшую экономику. Надо сказать, стабилизационный фонд – это вообще больной вопрос, о котором будет сказано несколько слов позже.