В.О.Ключевский отмечал, что византийцы, вступая в торговые отношения с русскими купцами, предпочитали держать с ними ухо востро, так как зачастую "гости" с севера, отложив весы в сторону, доставали мечи и подвергали Царьград нещадному разграблению. И лишь после договора 907 года, заключенного Византией с князем Олегом, произошло некоторое упорядочение торговых отношений. Чтобы русские купцы, "входящие в град, не натворили пакостей", их, согласно договору, пропускали через специально отведенные городские ворота небольшими группами и без оружия, а жить им разрешалось только за пределами византийской столицы и только летом. В торговое межсезонье, зимой, "гости" должны были уезжать домой.
В Лаврентьевской летописи 945-969 годов рассказывается о товарообмене между Русью и Византией. Из Руси вывозили мед, рабов, меха. Из Византии на Русь шли вино, ткани, предметы роскоши. Купцы стали зачинателями последующих культурных достижений средневековой Руси.
Довольно высокий социальный статус русского купечества подтверждался статьями Русской Правды. Во многих русских городах довольно широкое распространение получило складничество, когда купцы совместно занимались реализацией определенного вида товара. После того как хлеб превратился в один из важнейших товаров внутреннего и внешнего рынков, основу экономики России стало составлять сельское хозяйство.
Складывающаяся специализация сельского хозяйства и мелкотоварного ремесленного производства дала широкий простор для развития рыночных связей. В это же время наметилось перерастание ремесла в мелкотоварное производство, что подготовило базу для появления мануфактур, крупных предприятий, основанных на разделении труда и ручной ремесленной технике.
Прежде чем говорить о женщине-предпринимателе XVII-XVIII веков нужно знать основные вехи истории развития женского предпринимательства с Древней Руси.
1.3 Основные исторические аспекты в развитии женского предпринимательства
Несмотря на фактическое бесправие женщин, несмотря на то, что взгляд на женщину в те века был как на существо зависимое и неравноправное с мужчиной, женщин все же выдвигали в качестве парламентеров и им поручали вести и выполнять дипломатические миссии.
Еще в XI веке Анна Всеволодовна - внучка Ярослава Мудрого, сестра Владимира Мономаха, дочь великого князя Всеволода, отличаясь своей просветительской деятельностью, оставила след в отечественной истории. В 1089 году она возглавила русское посольство в Византию.
Кроме этого, Анна Всеволодовна, основав в Киеве Андреевский монастырь, организовала при нем первую школу для девочек. В.Татищев писал, что Анна, "собравши младых девиц, неколико обучала писанию, тако же ремеслам, пению, швению и иным полезным им занятиям. Да от юности навыкнут разумети закон божий и трудолюбие...".
В XII-XIV веках в период расцвета ремесленного производства труд женщин играл в городах большую роль. В таких ремеслах, как ткачество, плетение кружев, бахромный, чулочный промысел, изделия кошельков и т.д., преобладал женский труд.
В средние века во всех сословиях основным производителем был мужчина. Женщины были зависимы в обществе, государстве, семье и браке. Составляя большинство населения, женщины вынуждены были сами искать себе пропитание и заработок. Жены работали вместе с мужьями. Участие женщины в производительном труде наравне с мужчиной создавало ей равные с ним возможности. Однако полными правами ремесленница не пользовалась. После смерти мужа жена хотя и получала в наследство мастерскую и право мастера, но новых учеников брать не могла. Единственным выходом для продолжения дела мужа - это надо было выйти замуж за подмастерья.
Статистика целого ряда городов XIII-XVI веков показывает, что на 1000 мужчин приходилось 1100-1250 женщин, в отдельных случаях даже больше. Это вызывалось тем, что мужчины были обычно отвлечены непрерывными войнами, во время которых женское население деревень вместе с детьми искало убежища в городе.
При ремесленном производстве женский труд получил такое широкое распространение, что даже цеховые уставы занимались регулировкой женского труда. Характерно, что вплоть до XIV века почти повсеместно в ученичество принимались как юноши, так и девушки.
Вследствие того, что горожанка-ремесленница принимала участие в общественно-полезном производственном труде, она пользовались правом распоряжаться своим заработком, принимала участие в веселых празднествах. Ремесленница находилась в более выгодном положении, чем ее современница-крестьянка или боярыня. Ремесленница участвовала в решении общественных вопросов,
Конец XIII и начало XIV века характерны тем, что увеличилось количество женских монастырей, которые были верными убежищами от нищеты. К концу средневековья появились и особые приюты для одиноких женщин, девушек и вдов, под названием "божьих домов". Они являлись как бы своеобразным общежитием тружениц, своеобразной разновидностью трудовой коммуны.
1.4 Женщина-предприниматель XVII-XVIII веков. Зарождение капитализма
На протяжении всех веков российские женщины сумели вопреки всем устоям и канонам реализовать себя.
Рядом с защищенным цеховыми уставами ремесленным производством постепенно стала появляться такая отрасль промышленности как кустарное производство, которое являлось переходной формой от ремесленного к наемному труду. При кустарничестве ремесленник-кустарь сбывал свой продукт через посредника-скупщика на рынке, что наряду с ростом производительных сил способствовало усилению эксплуатации труда, ускорению перехода к сдельной плате и наемному труду.
Кустарничество позволило не только бездомной женщине, но и крестьянке, не покидая дома и семьи, участвовать в общественном производстве. Если при ремесленном производстве в кругу своей семьи женщина была зависима только от мужа, то, как член цеха, как производитель, она обладала некоторым признанием и правами. Женщина-кустарь была лишена и этих последних привилегий. Ее многочасовой труд расценивался как дополнение к домоводству.
В городах происходило расслоение на представителей торгового капитала, городских богачей, и на ремесленников двух видов - "цеховых" и "кустарей". Рушился старый феодальный мир. Новый мир нарождающегося капитализма еще только создавался.
Капитализм втянул женщину в производительный труд, труд общественный, подготовил почву и сделал возможным борьбу за равноправие и раскрепощение женщины, которая должна была пройти еще одну ступень системы капиталистического хозяйства - ступень наемного труда.
В своем развитии капитализм прошел несколько стадий. Самая ранняя форма капиталистического производства, это - сосредоточение капитала в торговле и в мануфактуре. Постепенно к концу XVIII века мануфактуры превратились в фабрики, заводы. Промышленный капитал взял верх над торговым капиталом и стал играть господствующую роль в народном хозяйстве.
Начиная с XIV века по XVII век - период первоначального развития капитализма, стал тяжелым для малоимущих. Это годы жестоких гражданских войн между отживающим дворянством и восходящей буржуазией - годы развала прежней системы производства и мук нарождения новой системы хозяйств. Города и села были разорены. Число безработных достигало небывалых размеров. Возросло число женщин, выбрасываемых на рынок труда. Это были жены разорившихся ремесленников, и жены крестьян, бежавших от непосильных поборов помещика, и бесчисленные вдовы солдат. Наплыв дешевого женского труда в ремесла к концу XIV и к началу XV века достиг огромных размеров. Цеховые организации, напуганные женской конкуренцией, стали закрывать женщинам доступ в ремесла, проводя ряд ограничительных постановлений. Безысходность заставляла женщину искать всевозможные обходы этих законов, тем самым обесценивая свой труд, что значительно ухудшило положение трудящейся женщины.
Согласно новому законодательству XV-XVI веков женщина рассматривалась как существо, зависимое от мужчины, отца и мужа. По сравнению с обычным правом средневековья, в века "Возрождения", положение женщины значительно изменилось в худшую сторону.
XVII век явился рубежом подрыва феодализма и начала роста капиталистических отношений, связанных с формированием всероссийского рынка.
В условиях России XVII века торговый капитал был вынужден приспосабливаться к существующему экономическому режиму и использовать в своих целях крепостнические отношения. Капитализм нес с собой новый вид бесправия и эксплуатации, какой еще на знала женщина за все века истории. Увеличилось число бедных кустарниц, зависимых перед работодателем, скупщиком или посредником.
В то же время в века перелома, при переходе к капитализму женщина стала пользоваться некоторой свободой и личным признанием. Ей стали доступны сокровищницы мысли и науки. Она стала совершенствовать свои знания общением с передовыми мыслителями того времени, оказывать прямое и косвенное влияние на политику.
Ярким примером этого стала царевна Софья, сестра Петра Великого, - которая являлась душой заговора стрельцов, защитников отмиравшей власти бояр.
В годы Петровских реформ был сделан большой скачок в развитии производительных сил страны. За 1695-1725 годы было построено не менее двухсот мануфактур разного профиля, в десять раз больше, чем их было в XVII веке, при еще более впечатляющем увеличении объемов производства. Государство впервые в столь широких масштабах предъявило спрос на предпринимательскую деятельность.
Петром I впервые в истории России была предпринята попытка создания государственной "регулярной" экономики. Он стремился сосредоточить в руках государства продажу основных предметов торговли, таких как соль, хлеба, смолы, льна, воска, железа, пеньки, дерева, икры. Цель его заключалась в том, чтобы получить максимальную прибыль с самых ходовых товаров для решения государственных задач.