Смекни!
smekni.com

Власть (стр. 1 из 3)

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ : ВЛАСТЬ

Власть это центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало политики; одна из важнейших и наиболее древних проблем политического знания, литературного и изобразитель­ного творчества; проблема культуры общества и конкретной жизни человека. Исследования власти как общественного явления и политической власти в особенности позволили понять многие ее проблемы. Тем не менее они далеки от завершения. Немало толкований власти остались спорны­ми, некоторые ее аспекты еще ждут объяснения. Однако уже есть основание построить отно­сительно целостное учение о власти и осветить ее важнейшие стороны. Среди них исходная для теории власти проблема - ее отношения к политике, с которой ее нередко отождествляют. Дейст­вительно, власть и политика нераздельны и взаимообусловленны. В политической науке и филосо-фии нередко возникают споры о первичности одного из этих явлений, связанных рядом отно­шений. Власть несомненно представляет собой средство осуществления политики. Борьба за власть, за овладение ею (в мирном демократическом процессе выборов или назначений, либо путем ее завоевания или захвата) и за ее удержание - один из основных аспектов политической жизни общества. Власть поэтому не самоцель для социальных сил, стремящихся к реализация тех или иных целей, т.е. политики и тем более "батькой политики", а не простого удовлетворе­ния чьего-либо властолюбия. Но пришедшие к власти политические силы формируют ее конкрет­ные материализованные структуры всевозможных масштабов (правительство, парламент, мо­нарх, президент, и т.д. и т.п.), которые во имя осуществления той самой политики и в своих интересах сами вырабатывают и осуществляют собственную политику, которая становится средством этой власти. Иначе говоря, политика оказывается причиной власти, власть - причиной политики. Поэтому вернее будет считать, что политика и власть связаны круговой причинно-следственной зависимостью. Вопрос этот важен для анализа не только теоретических проблем власти, но и конкретных по­литических ситуаций, ибо за всеми вопросами политики стоят так или иначе и со всей необ­ходимостью вопросы власти, а проблемы власти означают и проблемы политики, как бы мелка она ни была: само порождение или завоевание власти уже есть политика со всеми ее атрибутами - про­ектом, постановкой задач, выбором целей и средств и т.п. Если даже политика представляет собой ведущее организационное и регулятивно-контроль­ное универсальное начало жизни общества, проникающее во все сферы жизнедеятельности, где она утрачивает свои чисто политические функции и становится "неполитической" (экономи­ческой, школьной, семейной, социальной и т.п., напр., политика отца в семье по отношению к сыну), то мы должны признать политику всеобщим общественным началом, автономной об­щественной сущностью высшего порядка. Но и власть представляет собой такую же автономную сущность такого же порядка. В этом убеждает существование множества универсальных непо­литических форм власти во всех типах общественных и межличностных отношений; сама власть и выступает как элемент или фактор, сущность связей, объединяющих людей, собирающих их в обществе и управляющих ими. Существуют универсальные свойства власти: ее всеобщность (функционирование во всех сферах общественных отношений и политических процессах), способность проникать во все виды дея­тельности (т.н. инклюзивность от лат.includere - включать), связывать людей, общественные группы и противопоставлять их. Понятие власти включает понятие отношения, основанного на наличии субъекта и объекта (или второго, пассивного субъекта), особого волевого отношения субъекта к объекту этого от­ношения. Оно состоит в побуждении к действию, которое второй субъект, должен совершить по желанию первого. Поэтому понятие "Власть", как и сама власть, возникает в отношениях между людьми или группами людей, общественными группами, обществом и его частями, т.е. субъектами, наделенными сознанием (индивидуальным или коллективным) и волей, способнос­тью к деятельности. Власть - идеальное, волевое или эмоциональное и иное отношение и не может сама произво­дить какое-либо действие; это действие производят две стороны этого отношения, одна - по­буждающая к действию, другая - производящая его. Поэтому понятие власти как влияния, побуж­дения, строго говоря, не может распространяться на отношения между субъектом, наделенным сознанием - человеком, группой и предметным миром, миром вещей и миром духовным, т.е. объектами, не способными воплотить какое-либо побуждение в действие, как и власть вещей или чувств, мыслей, сознания над человеком. Однако такие толкования власти - как обладания "силы вещей" и т.п. очень часты.Однако это не более, чем метафоры, олицетворения (одушевление) вещей, принятые в обиходе ("власть денег", власть как обладание - власть над природой и т.д.). Подобное словоупотребление - не понимание и не истолкование феномена власти, а лишь обозначение какого-либо вида зависимости. Оно облегчается тем, что помимо обыденной или художественной метафоры возможно реальное объективирование власти, существование ее предмет­ных ("опредмеченных") и символических форм, материализованных в документах (приказ, ко­декс законов, инструкция, статья, программа и пр. виды "политического письма"), в символике В. (эмблемах, знаках различий и т.п.), в политических учреждениях, системах и т.д. Отсюда их персонифи­кация - "правительство решило", "съезд пожелал" и т.п. Такой же смысл имеют метафоры власти типа "иметь власть над собой, своими чувствами" ("самообладание") и вообще обозначение всякого владения чем-либо. Активный субъект такой власти сам же и способен реагировать на внешние воздействия и реализовать их. Это означает возможность субъекта и объекта власти совмещаться в одном лице или коллективе, т.е. минимальное отношение власти может сводиться к одной стороне этого отношения ("Учитесь властвовать собой"). Этот тип интериоризированной (от лат. interior - внутренний), погруженной внутрь субъекта власти имеет особое политическое значение для формирования саморегулирующихся и самоуправляющихся, самоорганизующихся процессов в обществе (самодисцилина, самостоятельность, самодеятельность, самоуправление и т.п.). Отношения власти, как и политические отношения, характеризуются их универсальностью (присутствием во всех видах отношений в обществе) и включенностью, инклюзивностыо, способностью проникать во все сферы деятельности и жизни. "Поле власти" может быть предельно малым (личность самого человека, семья и т.п. - власть отца, напр.) и предельно большим, таким, как государственная власть и выходящим за рамки государственно-территориального пространства, например, власть идеологий, религий, политических явлений и т.д. Обобщенная картина власти в обществе и за его пределами представляется системой пространств ("полей") власти разного содержания, разных масштабов и форм, типов и видов. Совокупность всех проявлений власти, ее универсальный, всепроникающий характер позволяют рассматривать ее как такое же всеобщее начало жизни общества и человека, как и политика, как автономную (но обусловленную обществом, историей, культурой, т.е. относительно само­стоятельную) общественную сущность, организующую общество со всеми его согласованными и конфликтными отношениями. Присутствующая в обществе как целостное начало, способное выступать во множестве проявлений с единой функцией - служить организационным и регулятивно-контрольным средством или способом существования политики, власть наделена и единым принципом деятельности - командованием в различных его формах (распоряжение, приказание, убеждение и т.п.). Общественное бытие власти определяется этим инструментальным, функциональным ее назначением, ее свойством служить средством осуществления замысла, намерения, плана, быть отношением между субъектами политики, связывать их. Выраженная в законах, нормах, правилах, запретах, предписаниях, волевых и эмоциональных воздействиях, власть существует в двух формах - потенциальной и реальной. Потенциальная, непроявившаяся власть не менее существенна, чем актуальная, реализованная. Сознание наличной, хотя и не проявившейся власти оказывает на ее потенциальные объекты (человек, группа, общество) сильное дисциплинирую­щее и организующее воздействие, в некотором отношении не менее сильное, чем реально действующая власть. В потенциале власти уже заложен ответ на вопрос, осуществляется ли она и в каком приближении к общественно необходимым целям, принятым нормам, избранным человеком и обществом идеалам. Она обладает авторитетом, в ней заложен желаемый результат политики. Общие организационные, регулятивные и контрольные функции власти конкретизируются в политике во множестве видов политической деятельности: управлении, принятии решений, выборе целей, определении задач исполнителей, их подборе ("подбор и расстановка кадров"), ориентация в политических и неполитических ситуациях, создание собственной структурной организации и многое другое. Власть складывается как система функций из моделирования собственной деятельности; анализа политической и общественной обстановки и конкретных ситуаций; определения своей стратегии и частных тактических задач; надзора и пресечения (репрессивная функция) отклоняющегося от норм поведения; присвоения и распоряжения необходимыми ресурсами (материальными и духовными - волевыми, интеллектуальными, солидарностью и поддержкой сторонников и т.д.); распределения ресурсов политики - мер доверия, соглашений, обмена уступками и преимуществами, наградами и вознаграждениями и т.д.; преобразования политического и общественного (социального, экономического, правового, культурного, морального) окружения власти в ее интересах и в интересах ее политики. Власть существует и функционирует не только в разных сферах общества, но и на трех уровнях его социальной структуры: общественном, охватывающем наиболее сложные социальные и политические отношения; публичном или ассоциативном, объединяющим коллективы, и отношения в них (общественные организации, союзы, производственные и иные коллективы) и личном (частном, приватном), в малых группах и т.п. На всех этих уровнях власть институционализируется, оформляется в специализированных учреждениях (аппаратах власти) и должностях, в иерархиях правящих сил и лиц (лидеров, работников управления, органов власти). Все эти уровни могут (в зависимости от типа общества, государственного строя и т.д.) разделяться на две формы: легальные, официальные, формализованные структуры и нелегализованные, неформальные, неофициальные (например, влия­тельные лица и группы, приближенные властвующей особы, группы давления, лидеры кланов и т.п.). Эта форма может стать и теневой, подпольной, принимать мафиозный, противоправный характер. Чем более выражен процесс институционализации В., тем более развиты разнообразные формы ее внешнего материализованного выражения: учреждения, организации, устная и печатная продукция В. - документы, законы, инструкции, нормы, правила, приказы и т.п. Совокупность всех этих уровней и форм В. образует общую структуру В., которая получает пирамидальное строение. В ее основании - общество в целом, ближе к основанию -господствующие силы (классы, партии и т.п. либо просто группы единомышленников), определяющие политику и формирующие В. На вершине - реальная или формальная В. -правительство, президент, парламент (руководство меньших рангов). В истории В. борьба вокруг нее сосредоточивалась на проблеме ее политической ориентации. Лишь в XVII в. политико-философская мысль пришла к идее такой ее структурной реорганизации, которая должна была ее демократизировать, подчинить закону и сделать более эффективной, полагаясь более на объективный механизм ее организации и функционирования, чем на добрую волю правителей. Этой цели служил проект разделения единой власти на несколько независимых, но взаимосвязанных властей, которые могли бы сотрудничать и контролировать друг друга. Первый проект такого рода принадлежал Дж. Локку (сер. XVII в.) с делением власти на законодательную, исполнительную (она же и судебная) и федеративную, ведающую международными отношениями, т.е. по функциональному признаку, а не по соображениям престижа, приоритета какой-либо из них. Впоследствии Ш.Монтескье уже в XVIII в. создал теорию разделения властей в ее современном виде: на законодательную (парламент, местные органы самоуправления), исполнительную (правительство и его учреждения, исполнительные учреждения на местах - префектуры и т.п.) и судебную (конституционный и верховный суды, судебная система, органы надзора и т.п.). В этой схеме недоставало еще одного субъекта высшей власти, который мог бы выступать координатором и ар­битром в их конфликтах. Поэтому схема Монтескье обычно дополняется центральной легитимирующей фигурой - В. монарха, президента или руководства правящей партии (особенно в странах с однопартийной системой). Роль их различна - от чисто номинальной до решающей (при деспотически правящем монархе или диктаторе, президентском правлении, берущем на себя исполнительные и законодательные функции). Особая и чрезвычайно важная роль высшего арбитра в отношениях между властью и обществом отводится конституционному суду. Он призван определять отношение всех инстанций власти, общества и его членов к праву, закону и его центральному звену - конституции. Отношения между разделенными властями. регулируются соответствующими законами, положениями конституции (если они сформулированы в ней и существует сама конституционная форма правления), традициями политической культуры общества, но нередко складываются отнюдь не гармонично. Число и формы взаимодействующих и конкурирующих властей не ограничивается классической триадой, структура эта открыта для новых видов властей Демократизация властей и ее разделения связаны с действием ее социального контроля, критики и поддержки властей обществом, получившего для этого специальный инструмент - прессу, который в XX в. развился в т.н. средства массовой информации - "четвертую власть", реально действующую в условиях свободы слова.