Смекни!
smekni.com

Разработка модели эффективного управления женской занятостью в муниципальном образовании "Нижнекамский муниципальный район" (стр. 11 из 20)

2.3 Анализ проблем программно-целевого управления на основе опроса безработного населения г. Нижнекамска

С целью выяснения социальных проблем, безработного населения г. Нижнекамска было проведено социологическое исследование среди женщин, состоящих на учете свыше шести месяцев, результаты которого представлены ниже.

Исследование было направлено на изучение скрытых социальных причин хронической безработицы, а также на выявление социально-психологических характеристик женщин, длительное время не имеющих работу.

В исследовании участвовали 72 женщины в возрасте от 20 до 55 лет. Оказалось, что среди респонденток преобладают женщины от 45 до 55 лет, при этом доля молодых женщин от 20 до 30 лет составила лишь 12 % по отношению ко всем опрошенным.

Причинами увольнения для 90 % женщин послужили либо сокращение штата, либо ликвидация предприятия. По собственному желанию уволилось лишь 4 % опрошенных.

Большинство женщин были удовлетворены своим прежним рабочим местом: в соответствии с полученным образованием работали 67 % респонденток, своим социальным статусом были полностью удовлетворены 64 % опрошенных, возможность карьерного роста имели 52 %, удобный режим работы был у 79 % женщин, также 39 % женщин были полностью довольны своими доходами.

Это лишний раз доказывает вынужденность поиска новой работы для большинства респонденток. Причем поиск работы связан не со стремлением найти более выгодную или престижную работу, а с ухудшением материального состояния семей. Ведь для значительного количества семей просто нереально поддерживать достойный уровень жизни без женского труда. Вклад безработных женщин в семейный доход (до потери работы) составлял в среднем 30–50 %, а 3, 9 % женщин полностью обеспечивали свои семьи. При этом пособие по безработице, снижающееся по мере продолжительности безработицы, не решает материальных проблем семьи.

Система пособий на сегодняшний день устроена так, что для некоторых клиентов службы занятости невыгодно идти работать, так как пособие по безработице превышает заработную плату на потенциальном рабочем месте.

Такая ситуация характерна для некоторых безработных в первые месяцы безработицы. Клиенты, состоящие на учете более одного года, не получают пособий по безработице вообще. Это понижает эффективность работы служб занятости. Большинство женщин, оставшихся без работы, имеют достаточно высокий уровень квалификации: 43 % имеют среднетехническое образование, 26 % опрошенных имеют высшее образование.

Большинство из этих женщин ранее работали на государственных предприятиях в традиционных сферах: образование – около 10 % респонденток, ИТР – около 43 %, рабочие специальности – около 43 %.

Женщины менее склонны к профессиональной мобильности, поэтому им сложнее сменить сферу своей деятельности, не только из-за объективных причин, но также из-за субъективных факторов – привязанность к коллективу, близость предприятия к дому, удобный график работы и т.п.

Из опрошенных женщин лишь 18 % согласны на любую работу, и поэтому они чаще, чем мужчины рассчитывают на трудоустройство через службу занятости. Ограничения профессиональной мобильности во многом обусловливаются семейным положением женщин, среди опрошенных 76 % замужем.

Кроме того, семейные женщины предъявляют некоторые специфические требования к потенциальному месту работы, такие как возможность совмещать семейные обязанности с работой, а также близость работы к дому.

Многие из этих женщин ценят надежность и гарантированность рабочего места, наряду с этим 31 % женщин отмечают как важный фактор трудоустройства удобный режим работы. Это подтверждает тот факт, что для 49 % респонденток положительные моменты безработицы связаны с высвобождением свободного времени для дома и для семьи.

Тем не менее, две трети опрошенных женщин согласны на работу не по специальности, имеющую достаточно высокий доход и удобный режим работы, при этом соответствие полученному образованию важно лишь для 11 % респонденток. Часть опрошенных отмечают вынужденность поиска работы. 36 % ориентируются при поиске работы главным образом на высокую оплату. В связи с этим можно констатировать достаточную мобильность женщин в современных рыночных отношениях.

На основе данного исследования можно составить достаточно четкий социально-психологический портрет женщин, испытывающих хроническую безработицу и потенциально относящихся к этой группе. Прежде всего, в эту группу входят женщины старше 40 лет, составившие наибольшую часть опрошенных. Большинство из них состоят в браке и имеют несовершеннолетних детей, что дополнительно сказывается на ограничении их трудовой мобильности. Важно отметить, что чаще в группу хронических безработных попадают женщины, имеющие достаточно высокую квалификацию, уволенные в основном с государственных предприятий и состоящие на учете в службе занятости более 6 месяцев. Для этой группы характерно увольнение в связи с ликвидацией предприятия либо увольнение в связи с сокращением штата.

Следует также отметить акцентуацию этих женщин на семью и пассивную позицию на рынке труда. Значительная часть респонденток при поиске работы полностью ориентирована на трудоустройство через службу занятости. В ходе данного исследования была вскрыта и такая неочевидная причина хронической безработицы, как акцентуация самой женщины на семью, что в значительной мере объясняет эмоциональную стабильность безработных женщин. Для женщин характерна также меньшая, чем у мужчин, эмоциональная напряженность в связи с отсутствием работы, только 9 % респонденток отмечают у себя наличие психологических проблем. Частично это объясняется двойной занятостью женщин – дома и на работе.

Поэтому, теряя работу, женщина, тем не менее остается частично занятой. Для некоторых безработица является своего рода передышкой, позволяющей урегулировать домашние проблемы. Для большинства женщин характерно преобладание семейных интересов над профессиональными, а занимаемая должность зачастую не соответствует полученному образованию: к 10 годам брака около 1/4 женщин работают не по специальности. Для многих доминирование семейных отношений определяет пассивную позицию на рынке труда. Среди опрошенных нами женщин 48 % отметили в качестве положительного момента своей временной незанятости освободившееся время для выполнения семейных обязанностей, и лишь 7 % респонденток отметили переобучение или возможность повышения квалификации в качестве положительного момента своей временной незанятости. Большинство женщин неохотно соглашаются на переобучение, так как оно не гарантирует последующего трудоустройства. Кроме того, 46 % опрошенных полагают, что женщина должна работать лишь по материальным обстоятельствам. Ориентированных на карьеру оказалось 2, 8 %. Пассивная позиция на рынке труда значительной доли опрошенных, подтверждается ориентацией лишь 31 % женщин на самостоятельный поиск работы. На самозанятость ориентированы 6 % опрошенных, на поиск работы через службу занятости рассчитывают 26 %, на нелегальный способ заработка рассчитывают 4 %.

Кроме того, среди женщин, состоящих на учете в службе занятости от одного до двух лет, только 10 % имеют возможность подработать. В ходе данного исследования было также выяснено, что 51, 4 % опрошенных женщин испытывают при найме на работу дискриминацию по возрастному признаку, 58, 3 % отмечают завышенные требования работодателей. Такая тенденция стала особенно заметна в последние годы. Важно отметить, что государство также несет убытки в связи с незанятостью высококвалифицированных кадров, на обучение которых были затрачены значительные средства. Среди безработных специалистов большинство имеют продолжительный опыт работы по своей специальности и являются ценными специалистами, невостребованность которых также является неблагоприятным для общества фактором. Это подтверждается иерархией жизненных ценностей данной категории безработных, у которых она расположена следующим образом:

1) здоровье (78 %);

2) материальное благополучие (76, 6 %);

3) семейное благополучие (63, 8 %);

4) интересная работа (34, 0 %).

На основе приведенных данных можно сделать вывод о крайне низком жизненном уровне безработных женщин и их семей, поэтому для значительной части респонденток вопрос трудоустройства крайне актуален. Тем не менее, пассивная позиция на рынке труда, недостаток квалификации или же неэффективность работы служб занятости затрудняют трудоустройство. Выявлены следующие особенности женского рынка труда в муниципальном образовании «Нижнекамский муниципальный район»

1. По полу: практически половина опрошенных женщин (47,1%) заявили, что они «никогда» не испытывали ничего подобного, при этом не вполне осознавая собственное ущемленное положение на рынке труда. По мнению каждой четвертой респондентки, лишь «иногда» им приходилось сталкиваться с дискриминацией. Случаи неравного отношения к мужчине и женщине в ситуации поиска работы отметили лишь 10% женщин, затруднялись ответить на этот вопрос около 18% женщин.

2. По возрасту: более половины женщин в возрасте до 24 лет (62,5%) и 25-29 лет (63,2%) утверждают, что «никогда» не испытывали на себе какой-либо дискриминации. Третья часть респонденток в возрасте от 30 до 44 лет испытывают дискриминацию при трудоустройстве. Наиболее ущемленными в ситуации поиска работы ощущают себя женщины в возрастной группе от 45 и более лет - 64,2%. Данная категория женщин испытывает по отношению к себе и «сексизм» и «эйджизм» одновременно, двойную дискриминацию и по признаку пола и по признаку возраста.

3. По национальности: существует значительная разница в представлении о дискриминации по признаку пола в трудовой сфере у русских и татарских женщин. Так, более половины русских женщин (59,8%) утверждают, что очень часто в трудовой сфере они бывают лишены равных прав с мужчинами, татарских женщин оказалось вдвое меньше (30,1%). Подобную ситуацию можно объяснить тем, что в этих этнических группах существуют разные представления о равноправии.