Смекни!
smekni.com

Разработка модели эффективного управления женской занятостью в муниципальном образовании "Нижнекамский муниципальный район" (стр. 7 из 20)

Эффект от реализации целевых программ может быть оценен в трех плоскостях. Во-первых, такие программы могут быть полезны на индивидуальном уровне, возвращая конкретного безработного к занятости или через поддержку его контакта с рынком труда. Однако индивидуальная польза может касаться ограниченного круга лиц, не оказывая существенного воздействия на рынок труда или рабочую силу в целом. Поэтому важно, во-вторых, обеспечить реализацию программ, эффект от которых сказывался бы на рабочей силе в целом. Вместе с тем, такой эффект может достигаться разной ценой. Программы способны иметь равный результат по отношению к безработным или их группам, однако расходы на них могут различаться существенно. По этой причине, и это в-третьих, любые действия должны быть оправданы с точки зрения общественных затрат на них.

Практика показывает, что целевые программы могут быть эффективно использованы для управления социально-экономическим процессами в регионах. Данный метод предоставляет возможность достижения целей, предусматривающих коренные сдвиги в развитии экономики и социальной сферы, переход к новым состояниям экономических систем, которые не могут быть достигнуты в процессе реализации частных целей развития каких-либо отдельных производственных, инфраструктурных или иных элементов хозяйственных региональных систем.

Основные направления государственной политики занятости исходят из ряда объективно существующих обстоятельств, в том числе:

- существенная роль женщины в материальном обеспечении семьи (примерно 40% совокупных семейных доходов), обуславливающая потребность ее в оплаченном профессиональном труде, которая хотя и будет в России снижаться (в том числе с помощью соответствующей социальной политики, замещающей отсутствующий или низкий заработок женщины с маленьким ребенком, ребенком-инвалидом, в предпенсионном возрасте и т.п.), в основном сохранится; на сегодня, судя по мировой практике, нет оснований говорить о массовом уходе женщин с рынка груда в домашнее хозяйство,

- сложившийся характер женского труда и предыстория вопроса свидетельствуют о наличии специфического по полу рынка труда в нашей стране, во многом повторяющею общемировые на данной стадии развития параметры (суженный спрос, низкая цена рабочей сипы из-за отставания по квалификации и перерывов на материнство, повышенная потребность ч охране туда, социальных льготах и пр.);

- специфика самой женской рабочей силы (малая мобильность ориентация на благоприятные для двойной занятости режимы рабочего времени. на близость рабочего места к дому, господство традиционных и подставлен и о женских профессиях как продолжении домашнего разделения обязанностей, меньшая зависимость от индустриально организованных форм коллективного труда и возможности ремесленные занятий без использования сложных технических средств производства);

- особая необходимость в государственной социальной защите в связи с неизбежным преобладанием а рыночном хозяйстве женщин среди безработных, явных и скрытых, на всех стадиях экономическою движения, осложненного у нас распределением кризисных сфер, затронувших в большей мере сферы женской занятости (инженерно-технические и управленческие профессии, конверсионное машиностроение и химия, не имеющая сырья текстильная промышленность, задавленные конкуренцией фармацевтическая и легкая отрасли, разрушенная сфера социального и бытового обслуживания на селе, в основном женская бюджетная сфера, за счет которой осуществляется режим экономии госрасходов и пр.);

- актуальность пересмотра подходов к сложившейся системе социальных прав работниц по материнству (иначе - угроза быть вытисненной с рынка вообще или оказаться в полумаргинальном его секторе); часть этих прав уже сейчас переводится в разряд родительских льгот для граждан с семейными обязанностями обоего попа, а часть должны быть отменены как неработающие (запрещение ночного груда, командировок, сверхурочных, пересмотр списка запрещенных профессий); однако гарантии, признанные законом (прием, увольнение, перерывы по беременности, социальные пособий), должны контролироваться государством повсеместно, в том числе и а нередко нарушающей их коммерческой сфере;

- комплексность проблемы женскойзанятости, ее связь с рушением нетрудовых аспектов жизни общества - демографических, здоровья нации. воспитания подрастающего поколения, реализации социальных прав и свобод человека, в том числе проблем гендерного равенстваи пр.

Несмотря на столь значительное разнообразие перечисленных целей, приоритетная задача государственной политики женской занятости на современном этапе может быть определена достаточно точно обеспечение условий для повышения конкурентоспособности женской рабочей силы. скорейшая и менее болезненная адаптация к новым экономическим отношениям.

Подобная социально защитная роль государственного регулирования на рынке труда в настоящей ситуации позволяет расширить свободу выбора жизненного пути и самореализации личности женщины, способствует усилению равенства возможностей по признаку пола, как к тому стремится осе цивилизованное мировое сообщество.


2. Анализ программно-целевого управления в сфере занятости женщин в Российской Федерации и Республике Татарстан

2.1 Анализ региональных исследований по проблемам женской занятости

Сегодня число работающих женщин выше, чем когда-либо. Однако при этом продолжает сохраняться их неравенство с мужчинами в статусе, гарантиях занятости, заработной плате и образовании, что приводит к увеличению числа женщин среди "работающих бедных". Такие данные содержатся в новом докладе Международного бюро труда, подготовленного к Международному женскому дню. А кратком обзоре результатов исследования "Глобальные тенденции в сфере занятости женщин - 2007" отмечается, что сегодня на рынке действует (т.е. работает либо активно ищет работу) самое большое число женщин, чем когда-либо. По оценкам МОТ, в 2006 году из общего числа работников (2,9 млрд.) 1,2 млрд. составляли женщины. В то же время, утверждают эксперты МОТ, в мире сегодня насчитывается беспрецедентно высокое число безработных женщин (81,8 млн.), женщин, занятых малопроизводительным трудом в сельском хозяйстве и сфере услуг, а также женщин, получающих более низкую оплату, чем мужчины, за равный труд. Кроме того, перестала расти, а в некоторых регионах снизилась доля женщин трудоспособного возраста, которые работают либо ищут работу, отмечается в исследовании. Это объясняется отчасти тем, что многие молодые женщины учатся, а не работают.

Профессиональная структура занятости в российской экономике в настоящий момент отличается доминированием профессий преимущественно физического труда. По данным Росстата, в 2007 году им было занято около 42% работников хотя по наблюдается тенденция роста доли работников, занятых преимущественно умственным трудом. Налицо также наличие гендерно-доминируемых профессиональных групп: так, 19% занятых в экономике мужчин сосредоточено в профессиях водителей и машинистов подвижного оборудования; более 12% женщин имеют профессии продавцов и демонстраторов товаров. Согласно официальной статистке, значительная доля мужчин работает также по профессиям рабочих металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности (11,35%) и на руководящих должностях (9%). Женщины же широко представлены в профессиях прочих специалистов высшего уровня квалификации (около 9% всех занятых женщин). При этом занятость в профессиях, популярных у представителей другого пола, ни среди мужчин, ни среди женщин практически не распространена. Исключением является группа профессий неквалифицированных рабочих, общих для всех отраслей экономики, которая достаточно популярна у обеих гендерных групп: в ней занято около 8% всех мужчин и более 9% женщин. Если говорить об изменениях в профессиональной структуре занятости, произошедших за период с 1991 по 2007 год, то они затронули несколько профессиональных групп, удельный вес занятых в которых относительно высок. Например, доля занятых на руководящих должностях и в органах власти выросла с 5,43% до 7,44. Этот рост был обеспечен увеличением доли имеющих соответствующие профессии среди обеих гендерных групп, хотя темпы прироста у мужчин были заметно выше, чем у женщин.

Практически исключительно за счет роста доли женщин, имеющих профессии продавцов и демонстраторов товаров, увеличился процент занятых в этих профессиях в общей численности занятых (с 5,81% в 1998 году до 7,39% в 2007 году). То же можно сказать и о профессиях сферы индивидуальных услуг и защиты граждан и собственности, где удельная занятость выросла почти на 2%, составив 6,11% в 2007 году.