Смекни!
smekni.com

"Русская правда": решение пестелем аграрного вопроса (стр. 3 из 10)

Политическую концепцию Пестеля выделяет то, что вопрос крестьянский и вопрос земельный в общем плане ликвидации крепостничества в России он рассматривал в их органическом сочетании, в их единстве. Для Пестеля вопрос об условиях освобождения крестьян от крепостной зависимости был прежде всего вопросом о наделении крестьян землей. Именно поэтому в условиях первой четверти XIX века его взгляды на крестьянский вопрос в России оказывались наиболее революционными. Эту сторону революционной концепции Пестеля правильно подметил еще Герцен, когда он в уста Пестеля вложил следующие слова: «Тщетно провозглашать республику... это будет только перемена названия. Нужно коснуться земельной собственности. Надо, во что бы то ни стало, дать землю крестьянам, только тогда совершена будет революция»14. В приведенных словах весьма удачно схвачена основная тенденция мысли Пестеля. В то время как Никита Муравьев исходным положением в своих суждениях по крестьянскому вопросу брал незыблемое право помещика на землю и на этой позиции оставался до конца своей революционной деятельности; в то время как Николай Тургенев склонен был примириться с мыслью о безземельном освобождении личности крестьянина, — Пестель стремился юридическую свободу крестьянина подкрепить и экономической независимостью его. Таково во всяком случае было его субъективное намерение. Острая постановка в порядок дня русской революции вопроса о земельной собственности вообще, вопроса о дворянском землевладении в частности означала подкоп под самую основу крепостнических отношений в России. В этом выражалась важнейшая сторона njq радикальной тенденции, которая пробивалась среди других, более умеренных направлений декабристской мысли и оказывала на декабристов революционизирующее воздействие. Однако в рассматриваемом нами кардинальнейшем вопросе русской революции идущая вперед мысль Пестеля не успела получить своего завершения. В нашем распоряжении имеется лишь ряд документов, фиксирующих по крестьянско-земельному вопросу основные вехи эволюции его идей. Проследить эту эволюцию, определить ее характер и направление, а также установить тот предел, на котором она оказалась оборванной, — таков круг задач, который может бить поставлен и разрешен на базе имеющихся у нас источников.

Переработанные Пестелем первая, вторая и большая часть третий главы характериауются внутренней стройностью и большой логической последовательностью в развитии темы. В границах этих трех глав нетрудно заметить и то единое логическое основание, которое определяло все важнейшие линии рационалистических конструкций Пестеля при разрешении конкретных задач проектировавшейся им революции в России. Раз признав единство общества и государства всеопределяющим основанием безопасности и благоденствия России, Пестель с настойчивой последовательностью кладет это единство в основание всех своих конструктивных суждений. Так он утверждает принцип государственного единства — в первой главе «Русской Правды», принцип «народного» (национального) единства — во второй главе и, наконец, принцип гражданского единства — в третьей главе. При разрешении вопросов, связанных с первыми двумя единствами, Пестель руководствуется преимущественно соображениями внешней безопасности. При утверждении третьего, гражданского, единства Пестель исходит главным образом из соображений внутреннего благосостояния России в его, Пестеля, понимании. Цель гражданского общества, говорит автор «Русской Правды», заключается в «благоденствии всего общества вообще и каждого из членов оного в особенности»15. Однако на таком широком, лишенном необходимой конкретности И обычном для передовой публицистики Европы XVIII и начала XIX века определении мысль Пестеля не остановилась. Выводя свое общество и государство из потребностей самой природы человека, пользуясь при этом в своих суждениях категориями естественного права, Пестель, однако, основной акцент делает на материальных условиях обеспечения естественных прав человека. «Первоначальная обязанность человека, — говорит Пестель, — которая всем прочим обязанностям служит источником и порождением, состоит в сохранении своего бытия. Кроме естественного разума сие доказывается и словами евангельскими, заключающими весь закон христианский: люби бога и люби ближнего как самого себя (подчеркнуто в подлиннике.— Ред.), — словами, вмещающими и любовь к самому себе, как необходимое условие природы человеческой, закон естественный, следственно обязанность нашу. От сей обязанности происходит право пользоваться для пищи плодами и прочими произведениями природы16. Человек имеет сие последнее право только потому, что он обязан сохранять своебытие»17.

Приведенное положение имеет первостепенное значение для понимания той отправной мысли, которая привела Пестеля к его аграрному проекту. Именно это положение служит, так сказать, философским основанием его «фаворитной идеи» о всеобщем наделении землей. В аграрной программе «Русской Правды» центральное место занимает идея разделения земель. Эта идея является стержневой во всей «Русской Правде», в обеих ее редакциях. Сущность ее подробно изложена Пестелем в четвертой главе, т.е. в непереработанной, оставшейся в черновой редакции части «Русской Правды», где трактуется «О народе в политическом отношении».

В своей исходной позиции Пестель делает попытку примирить и свести к единой исходной формуле два противостоявших друг другу в современной ему публицистике мнения: одно — утверждающее общественную и отвергающее частную собственность на землю; другое, наоборот, — утверждающее справедливость и экономическую целесообразность частной собственности на землю. «Сии два мнения, — говорит Пестель, — совершенно друг другу противоречат, между тем как каждое из них много истинного и справедли- вого содержит»18. Из сопоставления аргументов в пользу той и другой точки

зрения Пестель делает решающие для всей его концепции по аграрному вопросу выводы: «1) Человек может только на земле жить и только от земли пропитание получать, следовательно, земля есть собственность всего рода человеческого и никто не должен быть от сего обладания ни прямым, ни косвенным образом исключен... 2) С учреждением гражданских обществ сделались сношения между людьми многообразнее и возникло понятие о собственности. Охранение сего права собственности есть главная цель гражданского быта и священная обязанность правительства... 4) Наперед надобно помышлять о доставлении всем людям необходимого для жития, а потом уже о приобретении изобилия. На первое каждый человек имеет неоспоримое право, потому что он человек; на второе имеет право только тот, который сам оное приобрести, успеет... 5) Установив возможность для каждого человека пользоваться необходимым для его жития, не подвергая его, для приобретения оного, зависимости от других, надлежит только дать обеспечение и совершенную свободу приобретению и сохранению изобилия»19.

Таковы исходные принципы Пестеля. Реализация их мыслилась Пестелем путем разделения земель каждой волости на две равные половины. «Одна половина получит наименование земли общественной, другая земли частной. Земля общественная будет всему волостному обществу совокупно принадлежать и неприкосновенную его собственность составлять; она ни продана, ни заложена быть не может. Она будет предназначена для доставления необходимого всем гражданам без изъятия и будет подлежать обладанию всех и каждого. Земли частные будут принадлежать казне или частным лицам, обладающим оными с полною свободою и право имеющим делать из оной, что им угодно. Сии земли, будучи предназначены для образования частной собственности, служить будут к доставлению изобилия»20.

Общественные земли подлежали делению на участки. Пестель по понятным причинам нигде не указывает размеров этих участков, но в полном соответствии со своим основным замыслом подчеркивает, что величина каждого участка должна быть достаточной для доставления необходимого средней семье, состоящей из мужа, жены и трех детей. Эти участки подлежат раздаче не в собственность, а в пользование членам волостного общества.

Таковы основные положения плана разделения земли в проекте Пестеля. Любопытны еще некоторые правила, регламентирующие порядок раздачи общественных участков и предусматривающие возможные при этом конфликты. Каждый член волостного общества имеет право требовать для себя столько участков, сколько ему угодно. При наличии свободных участков все такие требования подлежат удовлетворению. При ограниченности же количества свободных участков предпочтение отдается гражданам, не имеющим частной земли и занимающимся только земледелием. «Одним словом, —

заключает Пестель, — предпочитается тот, который беднее». В случае же наличия излишка общественных участков после удовлетворения всех требований членов волостного общества такие излишние участки «могут отдаваться в откуп посторонним лицам». Таким образом, при известных условиях и общественные участки могут служить базой для «приобретения изобилия». При каждой волости Пестель проектировал организацию волостного банка, из коего «получать будут граждане нужное число денег на первоначальное обзаведение своего хозяйства, когда в земледельческое состояние

поступать будут»21. Той же цели должны будут служить и волостные страховые учреждения.

Пестель предвидит многообразные выгоды, к которым поведет, по его мнению, осуществление его аграрной программы. При всей утопичности отдельных суждений Пестеля они представляют большой интерес. В них выпукло обнаруживается общая социальная направленность его мысли, его стремление возвысить нравственный облик русского народа, воспитать в людях высокие гражданские качества, Среди которых любовь к отечеству, преданность родине аанимают первенствующее место.