ОГЛАВЛЕНИЕ:
1. ВВЕДЕНИЕ
2. ДВА СПОСОБА ПРИВЕДЕНИЯ В ЖИЗНЬ АГРАРНОГО
ВОПРОСА У ПЕСТЕЛЯ (Русская правда)
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4. ПРИМЕЧАНИЯ
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Пестель (Павел Иванович) - декабрист (1792 - 1826), сын предыдущего. Воспитывался в Дрездене, потом в пажеском корпусе. Участвуя в Отечественной войне, он был ранен под Вильной (1812); по выздоровлении поступил в адъютанты к графу Витгенштейну, отличился в сражениях при Лейпциге, при Бар-сюр-Обе и при Труа; позже вместе с графом Витгенштейном проживал в Тульчине, откуда ездил в Бессарабию для собирания сведений о возмущении греков против турок и для переговоров с господарем Молдавии (1821). В 1822 году он был переведен полковником в совершенно расстроенный вятский полк и в течение года привел его в порядок. Сам Александр I , осматривая его в сентябре 1823 года, выразился: "превосходно, точно гвардия", и пожаловал П. 3000 десятин земли. Участвуя еще с 1816 года в масонских ложах, П. был одним из учредителей "Союза Благоденствия" (1817), составил даже для него устав, но вскоре перенес свою деятельность в южное тайное общество. Обладая большим умом, разносторонними познаниями и даром слова (о чем единогласно свидетельствуют почти все его современники), П. скоро стал во главе общества. Силой своего красноречия он убедил в 1825 году и петербургское общество действовать в духе южного. Выражением его взглядов была составленная им "Русская Правда"; этот проект, написанный в духе республиканском, можно считать, вместе с проектом Н. Муравьева главными выражениями идей тайного общества, хотя ни тот, ни другой не имели никакой обязательности для членов общества. Сам П., по словам Якушкина, при составлении "Русской Правды" имел в виду только приготовиться к деятельности в земской думе. Важнейшей стороной "Русской Правды" являлись размышления П. о внутреннем устройстве России, политическом и экономическом, которые Н.И. Тургенев называл "социалистическими теориями". Следственная комиссия построила свои обвинения против П. и некоторых других именно на "Русской Правде". Из сохранившихся писем П. видно, что он отличался нежной заботливостью по отношению к родителям. Вскоре после 14 декабря он был арестован на дороге в Тульчин и, после 6-ти месячного заключения в Петропавловской крепости, приговорен (см. XII, 119) к четвертованию, замененному повешением, что и было исполнено 13 июля 1826 года. Довольно сочувственный отзыв о П. см. в "Записках" графа П.Д. Киселева (П., 1823). Еще теплее отзыв графа Витгенштейна ("Русский Архив", 1870). В. Р-в.
"Русская правда" выражала революционный характер преобразований. Она предусматривала уничтожение самодержавия, крепостничества, сословий. Предполагалось создание республики с разделением властей: законодательной (Народное вече), исполнительной (Державная дума) и "блюстительная" (Верховный Собор — наблюдательный орган в отношении Веча и Думы). Пестель видел государство единым, централизованным. Крестьяне освобождались от крепостной зависимости с наделением землей.
А теперь попытаюсь решить поставленную мной задачу.
ДВА СПОСОБА ПРИВЕДЕНИЯ ВЖИЗНЬ АГРАРНОГО ВОПРОСА У ПЕСТЕЛЯ
В истории русской общественной мысли первому поколению дворянских революционеров, декабристам, принадлежит весьма важное место. В их революционной идеологии, несмотря на ее дворянскую ограниченность, получила свое выражение передовая творческая мысль лучших людей России первой четверти XIX века. Их смелые идеи и мужественное революционное выступление стали заветом борьбы против царизма и крепостничества для последующих поколений русских революционеров.
Декабристы не были подражателями западных идеологов. Их вдохновляла горячая любовь к родине, приниженной и придавленной крепостничеством и аракчеевским произволом. В историческую эпоху ломки феодальных отношений они внесли свою революционную активность и оригинальные творческие идеи, соответствовавшие условиям освободительной борьбы в России.
Задача всестороннего исследования подлинного, документального наследия декабристов остается невыполненной до сих пор. Только этим можно объяснить тот факт, что до настоящего времени социально-экономические взгляды наиболее выдающегося идеолога декабристского движения — П.И. Пестеля характеризуются на основании ошибочно приписываемых его авторству «Практических начал политической экономии»; что до настоящего времени в нашей литературе сохраняются унаследованные в основном от П.Е. Щеголева и В.И. Семевского неправильные толкования важнейших положений «Русской Правды». Отсутствие до сих пор научного, тщательно выверенного издания текста «Русской Правды» и пользование неисправным, в настоящее время — устаревшим изданием, выполненным в 1906 г. П.Е. Щеголевым по списку Н.Ф. Дубровина1 лишь закрепляет ошибочные толкования важнейших положений этого оригинального программного творения южных декабристов, сыгравшего выдающуюся роль в развитии идейного содержания декабристского движения в целом.
На одном из таких важнейших программных элементов «Русской Правды», а именно на аграрном вопросе, мы и имеем в виду остановиться в настоящей статье. Для правильного чтения и толкования «Русской Правды» необходимо прежде всего учитывать процесс формирования этого документа, определивший его сложный внутренний состав.
В одном из вопросов следственной комиссии от 1 апреля указывается, что, по словам Поджио, Янтальцева и Лихарева, Пестель работал над своим планом конституции более семи лет. В своем ответе Пестель не отрицал этого, но только добавил, что «название же Русской Правды дал я моему плану конституции в 1824 году»2. Другим своим ответом, от 9 апреля, Пестель дает основание утверждать, что над планами конституции он размышлял уже с 1816 г.3 Таким образом, сам Пестель периодом своей работы над «Русской Правдой» считал все время своего
участия в деятельности тайных обществ, т.е. и тот ранний период своей идейной эволюции, от которого сохранились отрывки из его ранних сочинений, служивших материалом при его последующей работе над собственно «Русской Правдой».
Действительно в «Русской Правде» мы встречаемся со многими проблемами, уже нашедшими свое отражение в ранних произведениях Пестеля. Но в «Русской Правде» эти проблемы представляются автором в новом свете, наполняются новым содержанием и при своем разрешении получают большую революционную остроту. В 1822 г. на совещании руководящих членов Южного общества во время «контрактов»4 («контрактами» в то время назывались армейские ярмарки, на которых производились полковые закупки) в Киеве Пестель изложил главные черты разрабатывавшегося им проекта, который на совещании в следующем, 1823 г. был признан программой Южного общества декабристов.
В своем ответе на вопросы от 1 апреля Пестель заявляет: «Прежде еще приезда моего [в Петербург в 1824 г. — С.Ф.] был Никита Муравьев принужден сжечь свою конституцию, и он же спорил наиболее против моей, особенно против избирательной системы и разделения земель. Трубецкой спорил преимущественно против временного правления. Русская Правда не была тогда еще начата, и я тут вознамерился ее написать, к чему особенно меня приглашал кн. Оболенский и Матвей Муравьев. Тогда же и начал я краткие ее начертания»5. Это не была случайная оговорка Пестеля. В другом месте
того же показания Пестель говорит: «Я некоторые статьи и краткие начертания написал во время моего пребывания в Петербурге в 1824 году и, когда поехал обратно к полку, взял эти бумаги с собою»6. В своем автобиографическом показании на следствии Пестель также относит свою интенсивную работу над «Русской Правдой» именно к 1824 г., отмечая ослабление этой работы только в 1825 г.7. Наконец, в самой «Русской Правде» мы находим одно место, ориентирующее нас в хронологии документа. Излагая в «беловой» редакции «Русской Правды» необходимые преобразования в отношении мещанства, Пестель
пишет: «Непременно уничтожить вышедшее в конце 1824 года постановление, известное под названием гильдейского...»8. Эта, к сожалению, единственная дате, упоминаемая в самой «Русской Правде», указывает на работу Пестеля над ней после конца 1824 г.
В настоящей статье мы не можем остановиться на сложном вопросе о том, что именно начал писать Пестель в Петербурге. Отчасти тот вопрос станет яснее в дальнейшем изложении. Отметим сейчас только, что второй ряд фактов не противоречит первому, а существенно дополняет его. Все эти факты фиксируют лишь различные этапы формирования программного документа Южного общества декабристов. Они с бесспорностью устанавливают, что 1824 г. и частью 1825 г. были временем продолжавшейся работы над «Русской Правдой». Этот вывод подтверждается и теми сложными отношениями, которые установились в эти годы как между членами Южного общества, так и в особенности между Южным обществом, с одной стороны, и Северным — с другой.
«Русская Правда», таким образом, явилась итогом творческой работы Пестеля на протяжении всей его революционной деятельности. У истоков этой работы (1816 г.) Пестель еще стоял на монархических позициях; с 1820 г. он Прочно стал на позиции республиканские, причем его республиканские идеи продолжали развиваться, получая на различных этапах этого
развития все более глубокое революционное содержание9.
Такой длительный процесс формирования «Русской Правды», протекавший в условиях усиливавшейся правительственной реакции и роста массовых движений в стране и в армии, был неминуемо связан с эволюцией взглядов декабристов, с борьбой различных идейных направлений в тайном обществе. Серьезные сдвиги, характерные для идейной эволюции не только Пестеля и его ближайших соратников, но и для декабризма в целом, получали свое последовательное отражение во внутренней структуре и в содержании дошедшей до нас «Русской Правды».