Отметим, что, как и в случае с формированием цен импортером, торговая организация в настоящее время вправе применять оптовую надбавку с учетом конъюнктуры рынка на любые товары, перечисленные в Перечне № 183, независимо от того, предназначены ли они для производства или для непосредственного потребления гражданами.
В Инструкции также предусмотрено, что поставка товаров, приобретаемых у нерезидентов Республики Беларусь на территории нашей страны (за исключением случаев приобретения продавцом-нерезидентом товаров иностранного происхождения у резидента), осуществляется по ценам, определяемым продавцом, с добавлением оптовой надбавки в размере, не превышающем 20%, независимо от количества участвующих посредников.
В соответствии с п. 22 Инструкции организации оптовой торговли, производящие фасовку продовольственных товаров в одноразовые упаковочные материалы, использование которых допускается техническими нормативными правовыми актами, взимают оптовую надбавку в размере, не превышающем 20% к отпускной цене, увеличенной на сумму расходов по фасовке (стоимость упаковочных материалов по цене приобретения, заработная плата рабочих, производящих фасовку, амортизация оборудования).
При доработке непродовольственных товаров, направленной на улучшение и (или) придание им дополнительных потребительских свойств, оптовая надбавка взимается к отпускной цене товара, увеличенной на сумму этих расходов.
Определение цен в розничной торговле
Не остались без внимания разработчиков Инструкции и торговые организации, осуществляющие розничную торговлю. На первый взгляд (как и при формировании цен импортером или взимании оптовых надбавок) торговая надбавка сохранила свой предельный размер на уровне 30%, как было предусмотрено Положением № 43. Однако это только кажется, потому что достаточно существенно изменены порядок и случаи применения такой надбавки.
В частности, в соответствии с п. 25 Инструкции розничные цены на товары, реализуемые субъектами предпринимательской деятельности, осуществляющими розничную торговлю, определяются путем суммирования:
- отпускных (закупочных) цен;
- торговой надбавки, взимаемой к отпускной (закупочной) цене, в размере, не превышающем 30% (кроме товаров, указанных в ч. 2 п. 25). При приобретении товаров на территории Республики Беларусь у торговой организации, осуществляющей оптовую торговлю, торговая надбавка взимается с учетом оптовой надбавки.
В свою очередь, ч. 2 п. 25 Инструкции установлено, что торговые надбавки к отпускным ценам применяются:
- на социально значимые товары и иные отдельные группы товаров в размерах, устанавливаемых Министерством экономики Республики Беларусь, областными и Минским городским исполнительными комитетами;
- на товары по Перечню № 183 в размерах, определяемых субъектами предпринимательской деятельности с учетом конъюнктуры рынка.
Как видим, в данном случае торговые надбавки, как и оптовые, также применяются с учетом конъюнктуры рынка только на ограниченный ("закрытый") перечень товаров.
Таким образом, основное изменение коснулось опять-таки перечня товаров, на которые торговая надбавка применяется с учетом конъюнктуры рынка (он существенно сужен).
Применение новых правил ценообразования
во времени
Большое количество споров и вопросов вызвала норма Постановления № 183, определяющая момент вступления его в силу. В частности, в соответствии с п. 3 комментируемого нормативного акта новые правила, изложенные в Инструкции, вступают в силу с 14 сентября 2008 г. и не распространяется на цены на товары, отгруженные и (или) оплаченные на территории Республики Беларусь на дату вступления в силу данного постановления, а также на определенные в установленном порядке до указанной даты розничные цены на товары, находящиеся в объектах розничной торговли.
Отдельными специалистами даются разъяснения, согласно которым отгруженными признаются только те товары, которые были переданы покупателю вместе с накладными с указанием в них сформированной цены, либо которые находятся на складе при условии, что на них также уже выписаны накладные с указанием цены.
В то же время следует признать, что отгруженными не могут не считаться и те товары, которые отгружены без оформления накладной. Ее отсутствие является нарушением, но не может исключать сам факт отгрузки, ибо тогда необходимо сделать вывод об отсутствии нарушения: нет накладной, но нет и отгрузки (!), соответственно - нет и нарушения.
Кроме того, в п. 3 Постановления № 183 и не говорится об отгрузке с указанием цены в накладной, а упоминается лишь сам факт совершения отгрузки.
В рассматриваемой норме использовано словосочетание "отгруженные и (или) оплаченные". С учетом этого необходимо признать, что данное условие будет считаться выполненным, если: 1) товар отгружен, но не оплачен; 2) оплачен, но не отгружен; или 3) оплачен и отгружен. Причем, на наш взгляд, оплата может быть как полной, так и частичной, и ее форма также не имеет значения (произведена она наличными средствами или в безналичном порядке). Более того, по нашему мнению, под оплатой следует понимать не только "прямую" оплату денежными средствами, но и любое прекращение обязательства по оплате товара, поскольку прекращено оно может быть не только путем непосредственного исполнения денежного обязательства.
Вопросы может вызвать и формулировка "отгруженные и (или) оплаченные на такую-то дату". В частности, можно ли считать удовлетворяющими этому признаку товары, отгруженные непосредственно 14 сентября 2008 г.? По-видимому, нет, хотя данный вопрос достаточно спорен.
Но основные проблемы возникают даже не с этими ситуациями, а с распространением действия Постановления № 183 на прошедший период.
Основной целью "появления" п. 3 в Постановлении № 183 является исключение возможности придания обратной силы положениям данного нормативного акта.
Как известно, ст. 104 Конституции Республики Беларусь гласит, что закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан. Данная норма получила более развернутое толкование в ст. 67 Закона Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" (далее - Закон о правовых актах), согласно которой нормативный правовой акт не имеет обратной силы, т.е. не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу.
Кроме того, в Законе о правовых актах указано, что придание обратной силы нормативному правовому акту не допускается, если он предусматривает введение или усиление ответственности граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц за действия, которые на момент их совершения не влекли указанную ответственность или влекли более мягкую ответственность. Нормативные правовые акты, иным образом ухудшающие положение граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц (возлагающие дополнительные (увеличенные) по сравнению с ранее существовавшими обязанности или ограничивающие в правах либо лишающие имеющихся прав), не имеют обратной силы, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.
В связи с этим следует отметить, что в Постановлении № 183 использован несколько иной подход, в результате чего действие Инструкции в определенной степени было распространено на правоотношения, возникшие до ее вступления в силу. А с учетом того что постановление не является законодательным актом, такой подход считается неправомерным.
В частности, п. 3 Постановления № 183 предусмотрено, что оно не распространяется на цены на товары, отгруженные и (или) оплаченные на территории Республики Беларусь на дату вступления в силу данного постановления, а также на определенные в установленном порядке до указанной даты розничные цены на товары, находящиеся в объектах розничной торговли. Это означает, что возможны ситуации, когда импортеры будут лишены возможности продавать (отгружать) уже приобретенные (оплаченные) или отгруженные в их адрес товары, цены на которые они сформировали с применением надбавки, определенной с учетом конъюнктуры рынка, причем до вступления в силу Инструкции.
Отметим, что гражданское законодательство не исключает возможности продажи товаров, которые будут приобретены продавцом в будущем. Более того, в сфере торговли как раз данные сделки и получают все большее распространение. Таким образом, может иметь место ситуация, когда стороны заключенного до вступления в силу Постановления № 183 договора предусмотрели в нем цену товара, которую импортер, разумеется, определил без учета новых правил (он их просто не мог знать!), т.е. применил надбавку с учетом конъюнктуры рынка, так как правила, действовавшие на момент определения цены допускали это. В этом случае возложение на стороны договора обязанности изменить его цену необходимо рассматривать именно как придание Постановлению № 183 обратной силы, что, на наш взгляд, недопустимо.
Некоторые специалисты считают, что в данном случае нормативному акту вроде как и не придается обратная сила, но при этом сам вопрос, необходимо ли "переоценивать" товары, содержит в себе ответ. Ведь если импортер определил цену на товары в период применения Положения № 43, то изменение цены в соответствии с требованиями Инструкции будет ни чем иным, как приданием ее нормам обратной силы, так как они распространяются на уже имевшие место правоотношения - определение цены в прошедшем периоде.