Победа • под Орлом еще больше усилила чувства горячей симпатии к Советскому Союзу народов стран антифашистской коалиции, укрепила их солидарность с советским народом в борьбе против общего врага. После освобождения Орла завязалась дружественная переписка его жителей с гражданами английского города Гампстэд. В приветственном послании Комитета помощи Советскому Союзу отмечалось: «Приветствуем вас, граждане Орла. В суровой войне, которую ведут оба наших великих народа, наша дружба навеки спаяна кровью наших сынов, несущих гибель фашизму.
Наконец-то мы видим перед собой надежду на победу. Мы разделяем тяготы войны — мы также разделим прекрасные дары мира, гордые тем, что мы оба принадлежим к Непобедимым Армиям Свободы» ^.
6 августа Ставка Верховного Главнокомандования поставила Брянскому фронту задачу сосредоточить усилия на овладении Хотынцем и Карачевом. Командующий Центральным фронтом получил приказ, используя 2-ю и 3-ю гвардейскую танковые армии для удара в направлении Шаблыкино, во .взаимодействии с войсками правого крыла Брянского фронта уничтожить противника, отходящего от Орла на запад. Авиация
IKTB/OKW,Bd.Ill, S. 891. ^Цит. по: «За рубежом», 1970, № 19, стр. 5, 6.
^ Цит. по: Орловская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Сборник документов и материалов. Орел, 1960, стр. 428.
обоих фронтов должна была оказать активную помощь наступавшим войскам ^.
Отходившие немецко-фашистские соединения, сократив линию фронта, уплотнили свои боевые порядки и оказывали сильное сопротивление. Однако положение группировки противника западнее Орла крайне осложнилось после того как 7 августа перешли в наступление войска Западного, а затем Калининского фронта. Теперь над орловской группировкой нависла еще угроза с севера. Командованию вермахта пришлось снять 13 дивизий с брянского направления и перебросить их на смоленско-рос-лавльское.
9 августа 11-я гвардейская и 4-я танковая армии развернули бои на подступах к Хотынцу. К концу дня они охватили город с трех сторон и перерезали дороги, связывающие Хотынец с Брянском. Утром 10 августа Хотынец был освобожден. Немецкие соединения несли тяжелые потери как от ударов сухопутных войск, так и от советской авиации, господствовавшей в воздухе.
Над орловским плацдармом высокое летное мастерство продемонстрировал старший лейтенант А. П. Маресьев. Вернувшись на фронт после тяжелого ранения, повлекшего ампутацию ступней ног, этот мужественный человек сбил три самолета противника. За образцовое выполнение заданий командования А. П. Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.
Вместе с советскими летчиками воевали летчики французской эскадрильи «Нормандия», отличавшиеся отвагой, высоким мастерством и решительностью в борьбе с врагом. Только в июльско-августовских боях они сбили 33 самолета врага. Но понесла потери и эскадрилья — погибли первый командир эскадрильи майор Жан Луи Тюлян, его заместитель капитан Альберт Литольф, лейтенанты НозльКастелэн,АндриэнБер-навон,ФирминВермей.
Развивая наступление, войска Центрального фронта 12 августа освободили Дмитровск-Орловский. В боях за город массовый героизм проявили воины 18-го стрелкового корпуса 65-й армии генерала П. И. Бато-ва. Их смелые и решительные действия определили успех на этом направлении. Продолжая наступление, соединения Брянского фронта вышли к городу Карачев — важному опорному пункту противника. Немецко-фашистские войска получили приказ во что бы то ни стало удержать этот последний крупный узел на пути к Брянску. Бои на подступах к городу носили ожесточенный характер. Однако гитлеровцы были блокированы с востока, севера и юга. Опасаясь окружения, они начали спешно отходить на запад. 15 августа в Карачев вошли советские войска. За мужество и отвагу, проявленные в боях за город, четыре соединения 11-й гвардейской и 11-й армий получили почетное наименование Карачевских. С освобождением города, по существу, был ликвидирован орловский плацдарм. Мощная группировка немецко-фашистских войск, нацеленная на Курск с севера, потерпела сокрушительное поражение. К 18 августа советские войска подошли к заранее подготовленному противником рубежу обороны «Хаген».
Контрнаступление советских войск против орловской группировки продолжалось 37 дней. Преодолевая оборонительные рубежи, они продвинулись в западном направлении до 150 км и разгромили 15 вражеских дивизий.
За время Орловской операции фронтовая авиация и авиация дальнего действия совершили 60 995 самолето-вылетов. Немецкая авиация потеряла за это время более 1400 самолетов, из которых свыше 1320 были уничто-
1 Архив МО, ф.132а, оп. 2642, д. 34, л. 182,
169
жены в воздушных боях и 80—на аэродромах. Советские ВВС прочно удерживали господство в воздухе ^
С ликвидацией орловского плацдарма резко изменилась обстановка на центральном участке советско-германского фронта. Открывались широкие возможности для развития наступления на брянском направлении и выхода Советской Армии в районы Восточной Белоруссии.
В начале августа стратегическая обстановка, сложившаяся на юго-западном крыле советско-германского фронта, благоприятствовала переходу советских войск в контрнаступление на белгородско-харьковском направлении (операция «Полководец Румянцев»).
Группировка немецких сил, оборонявшихся на этом направлении, была ослаблена, так как командование вермахта во второй половине июля вынуждено было изъять из нее часть войск для переброски в Донбасс и на орловское направление. Если в первой половине июля в нее входило в общей сложности около 21 дивизии, в том числе 9 танковых и моторизованных, то к началу августа было только 18, из них 4 танковые дивизии. Многие дивизии не восполнили потерь, понесенных при наступлении на Курск. К 3 августа белгородско-харьковская группировка насчитывала до 300 тыс. человек, свыше 3 тыс. орудий и минометов и до 600 танков и штурмовых орудий. С воздуха ее поддерживал 4-й воздушный флот, имевший в своем составе более 1 тыс. самолетов.
Немецко-фашистские войска опирались на хорошо развитую, заблаговременно подготовленную оборону. Ее тактическая зона, состоявшая из двух полос, достигала глубины 15—"18 км. В оперативной зоне были подготовлены промежуточные оборонительные рубежи, а населенные пункты превращены в мощные узлы сопротивления с круговой обороной. Особенно сильно гитлеровцы укрепили Харьков, Белгород, Сумы, Ах-тырку, Лебедин, Богодухов,Чугуев. На подступах к Харькову было оборудовано пять последовательно расположенных полос обороны. Помимо этого город опоясывали два кольцевых обвода. Всего на белгородско-харьковском направлении находилось семь оборонительных рубежей, достигавших глубины до 90 км.
Стремление гитлеровцев удержать белгородско-харьковский плацдарм объяснялось тем, что он прикрывал с севера донбасскую группировку и рассматривался нацистским руководством как ворота, запиравшие выход на Украину. Все это требовало от советских войск тщательной подготовки прорыва.
В отличие от контрнаступления на орловском направлении Белгород-ско-Харьковская операция планировалась и готовилась в ходе оборонительного сражения. Советское командование считало, что после срыва немецко-фашистского наступления последует ответный удар Советской Армии, но, когда и где он будет нанесен, ставилось в зависимость от исхода оборонительного сражения. Войска Воронежского и Степного фронтов, выйдя 23 июля к переднему краю немецкой обороны, не могли сразу перейти в контрнаступление. Нужно было пополнить запасы горючего, снарядов и других видов материально-технического обеспечения, организовать взаимодействие всех родов войск, тщательную разведку, произвести некоторую перегруппировку войск.
В конце июля основные силы Воронежского и Степного фронтов сосредоточились на белгородско-харьковском направлении. Это создавало наиболее выгодные условия для нанесения глубокого фронтального удара в ст^дк ослабленных предшествующими боями 4-й танковой армии и оперативной группы «Кемпф». Учитывая сложившуюся группировку
^ Советские Военно-Воздушные Силы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., стр. 194.
170
войск, Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение нанести рассекающий удар смежными крыльями Воронежского и Степного фронтов из района северо-западнее Белгорода в общем направлении на Богодухов, Валки, Новая Водолага с целью раскола белгородско-харьковской группировки и последующего охвата и разгрома вражеских соединений в районе Харькова. С решением этой задачи для советских войск открывались возможности продвижения к Днепру, а также создавалась угроза тылу и коммуникациям донбасской группировки противника.