Таким образом, значительный объем культурно-досуговых услуг формируется за счет предпринимательской активности организаций культуры и досуга. Чем более деятельность конкретной организации досуга носит коммерческий характер, тем в меньшей степени ее персонал рассчитывает на финансовую помощь извне, но большей ориентируется на потребительский спрос.
2. Сущность взаимодействия коммерческой и творческой деятельности в учреждениях СКС
2.1 Теоретические аспекты взаимодействия коммерческой и творческой деятельности в учреждениях СКС
Коммерческая и творческая деятельность учреждений СКС между собой взаимосвязаны, так как творческая деятельность учреждения СКС зависит от умения введения коммерческой деятельности, так как деятельность предприятия культуры в условиях рынка направлена на:
· производство художественного продукта для удовлетворения соответствующих потребностей индивидуумов, отдельных групп населения и общества в целом;
· всемерное расширение реальной аудитории различных видов культуры и искусства и освоение свободного времени культурным обслуживанием населения;
· обеспечение представительства всех возрастных групп и социальных слоев общества в аудитории различных видов художественного продукта сферы культуры;
· сохранение и развитие национальных культурных традиций народов Российской Федерации, взаимообогащение национальных культур;
· создание и распространение высокохудожественных ценностей, имеющих нравственное значение и отвечающих задачам собственного развития культуры и искусства.(14.С.23)
Предприятие культуры на основе данных учредителя, имеющихся творческих и экономических ресурсов, запросов населения и заказов юридических и физических лиц самостоятельно разрабатывает и утверждает план своей деятельности. В соответствии с «Положением об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства» (2002 г.), план включает в себя
· мероприятия, направленные на реализацию творческо-производственной и самостоятельной хозяйственной деятельности, укрепление материально-технической базы и социальное развитие организации культуры;
· объемы основной деятельности, определяемые спецификой организации культуры и региональными условиями;
· объем финансовых средств и направления их использования в соответствии с уставом (положением);
· единовременные бюджетные ассигнования для выполнения целевых социально-творческих заказов учредителя на проведение отдельных мероприятий (работ, услуг).(7.С. 52)
Услуги творческих предприятий как результат их культурной деятельности весьма неоднородны и специфичны, порой – уникальны. Но воспроизводство ресурсов социально-культурного обслуживания представляет собой схожее с природой других предприятий движение общественного труда: подготовка сценария, производство спектакля, репетиционная работа, премьерный показ и т.д. Живой труд овеществляется при этом не в каком-либо предмете, а в творческом акте, он переходит в форму прошлого труда в измененных способностях человека.
Учреждения культуры, с одной стороны, являются юридическими лицами и хозяйствующими субъектами существующих рыночных отношений, с другой стороны, сферой потребления бесплатных, льготных и платных услуг. Независимо от формы конечной реализации результатов своей деятельности, учреждения и организации социально-культурной сферы, прежде всего, выступают покупателями материальных условий своего существования. Приобретение оргтехники, компьютеров, печатной продукции, музыкальных инструментов, звукозаписывающей и усилительной аппаратуры, радио – и видеоаппаратуры, аренда помещений и т.п. становится все более ощутимой по своему удельному весу частью внутреннего и отчасти внешнего рынка страны. Широко используются предприятиями продажа результатов своего труда в форме либо услуг, либо пригодных для продажи товаров, существующих, по давнему наблюдению К. Маркса, «отдельно от художественной деятельности создающего их художника». Технические возможности реализации результатов художественного творчества в виде товара, существую его отдельно от творца, приводят к созданию и развитию предприятии фото- и видеозаписи, репродукции картин, проката фильмов, производства видеокассет и т.д.
Общесоциальная полезность художественного продукта отражается в целевом бюджетном финансировании, обеспечивающем регулярную деятельность творческих коллективов в социально-культурной сфере, оплату государственного или иного творческого заказа, субсидирование гастролей в определенном регионе и другие формы культурного обслуживания населения.
· Общественное переустройство немыслимо без признания основополагающей роли социально-культурной деятельности в духовном обществе людей, обмене производственным опытом, достижениями науки и художественного творчества, в освоении продуктов духовного производства. Социально-культурные факторы содействуют развитию и самореализации личности, гуманизации общества, развитию демократии, социально-экономического прогресса, укреплению целостности Российской Федерации на основе межнационального культурного сотрудничества и интеграции отечественной культуры в мировую культуру на основе законов рынка. (14.С.23)
Рыночная форма связи и свойственные ей условия внешней среды координации культурной деятельности часто не позволяют реализовать целевую функцию организации культуры и она ищет выход во внерыночной среде, или ограничении рыночной среды, хотя полностью освободиться от рыночных методов ей не удается. Однако доля нерыночных форм регулирования деятельности организации культуры остается достаточно высокой. Складывающиеся условия хозяйственной деятельности организации определяют основные принципы хозяйственного механизма, стремящегося сочетать внутренние закономерности с факторами внешней среды, вызывают к жизни особые методы управления, принятия решения, способ производства и реализации своих услуг.
Хозяйственная деятельность организаций культуры таким образом не может регулироваться исключительно рыночными механизмами. Нерыночные методы выделения ресурсов, утилизации результатов деятельности организации культуры ведут к необходимости обращения организации культуры к другим не преследующим чисто рыночные цели или преследующие их опосредованно участникам экономических процессов (государство, общественные организации и т.д.).
В свою очередь нерыночные методы регулирования экономических отношений диктуют реализацию в другом типе хозяйственной деятельности, ограничивают конкурентные отношения и ведут к монополизации культурной деятельности, стремятся оказать влияние на содержательную составляющую культурного процесса.
Характер творческих процессов в сфере культуры в силу внутренней логики развития обусловливает стремление преодолеть реальные отношения внешней среды, выйти за их рамки, что порождает поиск особых условий хозяйствования и организационно-экономических и правовых форм деятельности. При этом корпоративные интересы организации культуры могут оказаться безучастными к конечному потребителю результатов своего труда. Однако они вынуждены считаться с интересами непосредственных заказчиков, финансирующих их деятельность (государственных, политических, коммерческих и других органов). В этом случае интересы непосредственного потребителя, а именно населения, могут оказаться ущемленными. (9.С.57) Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения то, что рыночная экономика предлагает многообразие субъектов хозяйственной деятельности, и в сфере культуры и досуга хозяйственное пространство делится между частными, государственными и некоммерческими учреждениями. Однако главная трудность, с которой сталкиваются исследователи, заключается в том, чтобы определить, какие именно отрасли и направления культурной деятельности требуют государственного финансирования, а какие могут существовать самостоятельно. Ее решение, очевидно, лежит в плоскости изучения специфики производства и потребления услуг в сфере культуры и досуга, которая на сегодняшний день еще мало изучена.
Социально-экономический анализ специфики рынка услуг в социокультурной сфере обнаруживает действие факторов несовершенства рынка, которые в экономической теории получили название ошибок рынка, характерных для социокультурной сферы. Так, в социокультурной сфере нередко возникает так называемая естественная монополия, ликвидация которой в принципе невозможна без резкого увеличения затрат на единицу продукции. В основе ее формирования лежат, как правило, локальный характер рынков, нетранспортабельность услуг и преимущества концентраций. Например, в небольшом населенном пункте спрос на развлечения удовлетворяется одним-единственным клубом, который, по сути, является естественной монополией. Однако необходимо иметь в виду особенность конкуренции в сфере культуры и досуга, которая осуществляется не столько между потреблением товаров определенной группы в рамках одного вида деятельности, сколько за «место» в структуре досуга, т.е. между предложениями по развертыванию разных типов досуговой деятельности. В небольшом населенном пункте конкурентами клубу могут быть различные формы домашнего досуга, спортивные учреждения, отдых на природе, на улице.(20.С.27)