Готовность стран мира к сетевой экономике и позиции России
Невозможно представить современное общество без влияния информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), компьютеризация охватила практически все сферы человеческой деятельности и помогла расширить информационное пространство. Поэтому абсолютно логичным стало появление такого термина как сетевая (новая) экономика.
Сетевая экономика - это хозяйственная деятельность, осуществляемая с помощью электронных сетей (цифровых телекоммуникаций). Технологически сетевая экономика представляет собой среду, в которой юридические и физические лица могут контактировать между собой по поводу совместной деятельности [1]. В научный обиход термин «сетевая экономика» был введен в середине 1990-х годов. В основе появления нового типа экономики лежат масштабные изменения в экономических процессах, вызванных повсеместным применением ИКТ, возможностью передачи больших объемов информации на любые расстояния довольно быстро и дешево (в том числе аудио- и видеоматериалы). Одной из самых важных черт ИКТ является возможность создания глобального масштаба для деятельности всех экономических агентов мировой экономики.
В последние годы исследований, посвященных проблемам сетевой экономики, появлялось много, но отдельно следует выделить работы известного социолога М. Кастельса, в которых характеризуется влияние информационно-технологического пространства на экономику, политику, культуру и общество в целом. В одном из его исследований ("Информационная эра: экономика, общество и культура") представлен развернутый анализ современных тенденций, приводящих к формированию основ общества, которое было названо "сетевым". Исходя из постулата, что информация по своей природе является таким ресурсом, который легче других проникает через всяческие преграды и границы, автор рассматривает информационную эру как эпоху глобализации. Характерными чертами сетевой экономики принято считать: изменение характера товаропроводящих сетей и систем доставки; изобретение новых механизмов торговли (виртуальные торговые площадки, аукционы, сетевые он-лайн биржи); глобальный характер (за счет развития коммуникаций географические границы передачи информации стираются); использование ИКТ для повышения производительности труда, увеличения темпов экономического роста, сохранения на низком уровне инфляции и безработицы; изменения в финансовой сфере (электронные деньги, интернет-банкинг и инетернет-трейдинг); изменения на макроуровне (а именно бизнес-процессов внутри компаний, изменения в маркетинговых стратегиях, во взаимоотношениях компаний друг с другом и покупателями) и т.д.
Так же Кевин Келли в работе «Новые правила для новой экономики» сформулировал ряд особенностей сетевой экономики. К важнейшим из них необходимо отнести следующие закономерности:
- в сетевой экономике ценность продуктов труда вытекает из их множественности, что противоречит двум фундаментальным аксиомам эпохи индустриальной экономики – ценность продукта связана с редкостью, а изобилие вещей снижает их ценность;
- ценность участия в сетевой экономике растет экспоненциально числу участников совместной хозяйственной деятельности, и этот рост включает в сетевую экономику все новых и новых участников;
- присущие сетевой экономике низкие постоянные затраты и быстрое распространение продукции уменьшают временной интервал до начала быстрого роста по сравнению с индустриальной экономикой;
- в сетевой экономике увеличение отдачи от результатов выполняемой работы обеспечивается всей сетью и распределяется в ней между всеми участниками процесса, в то время как в условиях индустриальной экономики рост отдачи является результатом значительных усилий отдельных компаний;
- в сетевой экономике все объекты, которые можно скопировать, адаптируются к закону инверсионного (обратного) ценообразования и становятся дешевле по мере их совершенствования, что способствует росту нововведений;
- в условиях развития сетевой экономики ценность производимой продукции растет пропорционально их умножению, росту потребностей при снижении их стоимости;
- механизмы сетевой экономики приводят к росту заинтересованности участников совместной деятельности в использовании «открытых систем»; центр интересов перемещается с максимизации собственной внутренней прибыли на максимизацию эффективности инфраструктуры в целом;
- разнообразная, интерактивная и в высшей степени гибкая сетевая экономика объективно создает предпосылки для постоянного видоизменения организации системы (подобно биосистеме), чтобы не оказаться в положении «лучшего в области отмирающей технологии»;
- в условиях сетевой экономики происходит интенсивное замещение «тяжелых и материальных» субстанций «легкими и информационными» при интенсивном росте «интеллектуальной составляющей» производимой продукции.
По нашему глубокому утверждению, именно сетевая экономика предоставляет возможность странам, в особенности, странам с переходной экономикой улучшить свое положение в глобализирующемся мире. И здесь нельзя не отметить такой важный фактор, как уровень информатизации общества, который является важнейшим показателем конкурентоспособности в современной глобальной экономике. Существует несколько возможностей измерения уровня участия стран в сетевой экономике. Одним из способов сравнения стран по уровню информатизации является составление индексов участия в сетевой экономике. Большой популярностью в мире пользуется сводный интеллектуальный портал Всемирного банка [2], позволяющий в интерактивном режиме анализировать и сравнивать экономики 100 стран по любой выборке из показателей, имеющихся в базе данных. Также, например, был выведен «Индекс Информатизации Общества» (InformationalSosietyIndex, ISI), который начиная с 1996 года рассчитывают и публикуют совместно две организации WorldTimes и IDC (Корпорация международных данных). Показатели агрегируют в четыре фактора (таблица 1) .
С помощью расчетов данных показателей ежегодно составляется рейтинг стран, который делиться на три класса (лидеры информатизации, средний класс и «спринтеры»). Следует заметить, что тесная связь между информационно-коммуникационными технологиями и финансовым процветанием была впервые выявлена на Всемирном экономическом форуме 2001 года и описана в первом Глобальном отчете по информационным технологиям (GlobalInformationTechnologyReport) [4]. В данном документе, который ежегодно с 2002 года публикуется Всемирным экономическим форумом и школой бизнеса INSEAD, все страны ранжируются по «Индексу Сетевой Готовности» («NetworkedReadinessIndex» - NRI), который измеряет уровень развития информационных технологий по 67 параметрам [5].
Мы решили изучить NRI более подробно, поскольку на сегодняшний день он наиболее четко отражает уровень готовности общества к получению преимуществ от развития информационных компьютерных технологий. Он составляется под девизом "Эффективность во все больше и больше связанном мире" (EfficiencyinanIncreasinglyConnectedWorld).
Таблица 1 Показатели информатизации общества [3]
Фактически, NRI составлен на основе расчета трех разных индексов: 1) наличие сетевой инфраструктуры; 2) готовность к ее использованию в гражданском обществе, деловой среде и государственных структурах; 3) реальный уровень использования ИКТ [6]. При расчете всех трех индексов учитывается большое количество реальных индикаторов. Фактически индекс представляет собой оценку способностей страны использовать возможности ИКТ, это можно увидеть по схеме составляющих NRI (рис. 1).
Такой индекс, во-первых, информирует бизнес-лидеров и политиков об основных факторах, влияющих на развитие ИКТ, с целью учета в государственной политике этих факторов. Во-вторых, в долгосрочном плане такая информация будет способствовать вовлечению в сетевую экономику большего числа людей, организаций и сообществ. Индекс не только оценивает готовность той или иной страны к участию в информационном мире, но и показывает, что лежит в основе различий между странами.
Рис. 1. Схема агрегирования показателей (у дуг представлены веса критериев) [3]
Для индекса NRI используются два типа источников данных: 1) данные официальных организаций, таких как: Всемирный Банк (WB), Международный союз телекоммуникаций (ITU), FreedomHouse, Альянс в области коммерческого ПО (BusinessSoftwareAlliance); 2) ответы на анкеты, полученные от более чем 4500 деятелей бизнеса и государственных структур в 75 странах. Мнения руководителей (GlobalExecutiveOpinionSurvey) собираются при подготовке глобального отчета о конкурентоспособности в сетевой экономике к Всемирному экономическому форуму [8].
Начиная с 2002 лидирующую позицию по показателю «Индекса Сетевой Готовности» («NetworkedReadinessIndex») занимали США вплоть до 2005 года, когда произошло их резкое падение с первой строчки рейтинга сразу на четыре позиции вниз. Новым лидером в своей истории стал Сингапур. Эта азиатская страна вышла на первое место в мире сразу по нескольким показателям: по качеству образования в области математики и наук, по доступности тарифов на телефонную связь, а также по степени приоритета ИКТ и внедрению технологий со стороны правительства. Кроме того, Сингапур имел чрезвычайно высокие показатели по доступность Интернета [9]. На сегодняшний день лидером является Дания, начиная с 2002 года, она постоянно поднималась в списке все выше и выше, пока, наконец, в 2007 году не вышла на первое место (таблица 4). На наш взгляд, столь высокое положение скандинавских стран в табеле о ранге по индексу NRI предопределено высоким качеством информационно-коммуникационной инфраструктуры в сочетании с благоприятным политическим и законодательным климатом в этих странах. Высокое место скандинавских стран в списке NRI определяется широким распространением Интернета и конвергентных услуг.