Смекни!
smekni.com

История экономики (стр. 1 из 9)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС

ТЕМА: ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ

ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ

ГРУППЫ: Мн 2010-03

Иванов А.С.

Г. Екатеринбург 2011 г.

Тема 1. История экономики как науки

1. История экономики – наука относительно молодая. Она зародилась в середине 19 в., выделившись из политической экономики. Доктор экономических наук, профессор О.Д.Кузнецова и кандидат экономических наук, доцент Л.И.Пермякова и другие считают историю экономики как науки, изучающую экономическую жизнь людей во всем ее многообразии, с древнейших времен до наших дней. Объектом анализа являются экономические модели (типы), в которые организуется хозяйственная деятельность человека, механизма функционирования, взаимодействия и взаимовлияния этих систем. На мой взгляд, такой подход позволяет сохранить преемственность исторического процесса и показать многовариантность его развития.

Конотопов М.В. и Сметанин считают, что экономическое развитие составляет основу развития человечества, а экономическая история – основу всей его истории.

История экономики начинается с появления товара и рыночных отношений, с выделения групп людей, занимающих разное положение в процессе производства и обмена, в частности, с появлением людей, которые уже сами не занимаются материальным производством, короче говоря, с появлением экономических отношений.

Древние говорили: «История – учительница жизни». Современные авторы утверждают, что история экономики – не только основа истории человечества, но и важнейшая часть его экономической теории, в состав которой включается политическая экономия как совокупность наиболее устоявшихся экономических доктрин и история развития экономической мысли (история экономических учений).

2. Для чего следует изучать историю экономики? Что ценного для истории экономики дает «модель Шпенглера» («Эпохи родственные по духу, не синхронны») и теория «жизненного порыва» («вызовов» и «ответов») Арнольда Дж. Тойнби?

Историю экономики необходимо изучать для того чтобы расширить кругозор, сформировать экономическую культуру будущего экономиста. Он должен осознавать, что история уже провела множество хозяйственных экспериментов. История экономики независимо от того можно ли ее использовать для непосредственной проверки экономических законов или выработки экономической политики, представляет собой коллективную память и является источником мудрости.

История экономики учит экономиста, менеджера, что любое хозяйственное решение имеет не только стоимостное выражение, но и конкретную политическую и моральную цену.

На конкретных примерах помогает усваивать экономическую терминологию; формирует экономическое мышление, придает ему реализм, историзм и масштабность.

Что касается модели Шпенглера «эпохи родственные по духу, не синхронны», то следует сказать, что жизнь – это первичная реальность, дальше целостный процесс, непрерывного творческого становления «живого». Цивилизации имеют свои судьбы, возникая, развиваясь и разрушаясь соответственно циклам времени. Каждая цивилизация имеет свои ценности, и эти ценности меняются.

Арнольд Тойнби рассматривает цивилизации как проходящие одинаковые фазы развития: рождения, роста, крушения, разложения и гибели.

3. Какая из существующих периодизаций экономической истории человечества наиболее приемлема?

Наиболее приемлема, на мой взгляд, периодизация экономической истории Д.Белла, А.Турена (доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество).

Цивилизации – это прогрессивное движение общества, движение от простого к сложному, а формации – ступени цивилизаций, которые со временем изжив себя, требуют замены.

В начале 20 в. А.Пенти впервые определил будущее человечества как индустриальную цивилизацию. В 50-70-е годы 20 в. в западной социологии оформилась теория постиндустриального общества, разделившая историю человечества на доиндустриальное (аграрное), индустриальное и постиндустриальное общество. Согласно Д.Беллу индустриальное общество отличается от доиндустриального и постиндустриального по доминирующему типу ресурсов, методу их использования, технологии, основанной на капитале, труде или знаниях, по характеру отношения человека к окружающему миру и другим людям.

4. Проанализировать известное высказывание Ф.Броделя: «Внизу – многообразные формы самодостаточной материальной жизни, выше – более сложные проявления экономики, тяготеющей к рыночным отношениям с присущей им свободной конкуренцией и, наконец, венчает «сооружение» капиталистическая деятельность». К какому периоду истории человечества относится это высказывание, чем оно ценно для истории экономики?

В современной западной литературе цивилизованный фактор рассматривается не как историческая данность, а как важнейшее обстоятельство, определяющее развитие.

Французский историк Ф.Бродель представляет мировую экономическую историю как чередование высокоразвитых «миров-экономик», задающих ритм жизни всему человечеству.

Тема 2. Становление центрально-управляемого типа хозяйства в странах Древнего Востока

1. Какой тип хозяйства зарождался в недрах экономики древневосточных государств? Какое конкретное воздействие на своеобразие типа хозяйства оказывали ирригация, командно-распределительная система, рабство, изобретение пороха и компаса, развитие металлургии?

Производством материальных благ занимались люди свободные. Земля на Востоке находилась в государственной или государственно-общинной собственности. Государство на Востоке имело форму «восточной деспотии», т.е. полного бесправия жителей перед лицом государства.

Итак, следствие сочетания государственной собственности на землю и государственного управления общественными работами стала собственность государства на все хозяйство страны. Иными словами, сложилась централизованная государственная система хозяйства.

На Востоке из-за оросительных систем сохранялась община. Оросительные системы и земля были собственностью государства. А общинная трудовая повинность превратилась в государственную. Таким образом, государство подчинило себе общинников-земледельцев и последние перестали быть свободными. В отличие от от обычных рабов, это была даровая рабочая сила, из не надо было покупать, кормить, одевать. Огромная трудовая армия использовалась централизованно на общественных государственных работах большого масштаба. Древние общины там, где они продолжали существовать, составляли основу самой грубой государственной формы восточного деспотизма.

2. Основные черты азиатского способа производства. Причины устойчивости и длительности существования этого способа в последующие эпохи.

Экономическое развитие восточных стран почти остановилось – это принято называть восточной стагнацией. Главная причина стагнации была в том, что интересы личности подчинялись общественным интересам общины, касты, государства. Общинно-государственная собственность на землю препятствовала развитию личной предприимчивости.

Общинные порядки по природе консервативны, община – это законсервированные на века традиции, когда каждое действие предопределено обычаями.

Оказывается, совсем не слияние в единую общую массу обеспечивает свободу и прогресс, а независимость личности, возможность распоряжаться собой и своим имуществом, возможность выбирать собственный путь, возможность иметь свое мнение и защищать свои взгляды. Ничего этого не было в общине при деспотическом государстве.

3. Изучить памятники истории Древнего Востока – «Законы из Эшнуны», «Законы Хаммурапи, царя Вавилона», «Законы Ману». Выписать из указанных работ статьи, подтверждающие или отвергающие мнение о том, что экономическая жизнь общества полностью зависела от произвола властей. Дать оценку роли монарха в экономике стран Древнего Востока.

Небольшие по числу жителей города были одновременно государствами с неограниченной властью царя и разработанной правовой регламентацией, как, например, законы Хаммурапи. Правитель города-государства нередко носил титул «лугаль» («большой человек»), так обычно называли царя.

В крупных царских и храмовых хозяйствах сосредотачивалась древняя культура: именно здесь планировалось строительство зданий и ирригационных сооружений, велись необходимые расчеты и все это на основе письменности.

Письменность, соответственно, служила целям государственного и культурного характера.

4. Какое влияние на экономику оказывали взаимоотношения экономики с другими сферами человеческой деятельности – политикой, правом, религией и т.д.

Государство, объединив людей, сохранило общинную обязанность вести общее хозяйство, превратив ее в государственную трудовую повинность. Посредством общественных работ восточные правители подчинили себе свободных общинников. Труд рабов носил «домашний характер». Рабы исполняли в основном обязанности слуг.

В Древнем Египте регулярно проводились переписи населения и хозяйства, в основном для распределения трудовой повинности.

Все древневосточные государства вели строительство грандиозных культовых и светских сооружений – пирамид в Египте, башен-зиккуратов и висячих садов в Месопотамии и т.д.

Каждый крестьянин должен был определенную часть года отработать на государственных работах – на полях фараонов и храмов, строительстве оросительных систем, пирамид и храмов. Трудовые повинности в пользу фараонов имели огромное значение для экономики Древнего Египта. Существовало даже «ведомство поставщика людей»с тюрьмой для уклонявшихся от повинностей. Существовало ведомство по сбору налогов, обусловился особый тип бюрократии. Для стран Востока характерна высокая степень централизации экономики, общества с жесткой иерархией. На вершине пирамиды находился фараон. Его абсолютная, деспотичная власть освящалась религией. Ремесло носило централизованный характер. Росла торговля.