Смекни!
smekni.com

"Зеленые", как субъект мировой политики (стр. 9 из 17)

Результаты были катастрофическими. В Шри-Ланке, где в результате применения ДДТ заболеваемость малярией сократилась с 2,800,000 случаев в 1948 году до 17 в 1964, она вернулась к 2,500,000 в 1969, пять лет спустя после того, как использование ДДТ было прекращено в результате "кампании международной общественности". Аналогичная ситуация наблюдалась в странах Африки. Сейчас от малярии ежегодно умирает 1-2 миллиона людей, что особенно трагично с учетом того, что существовала возможность вообще стереть болезнь с лица Земли. По различным оценкам, за прошедшие годы в результате запрета ДДТ на планете погибло от 30 до 50 миллионов человек.

За тридцать последующих лет стало очевидно, что ДДТ не является ни канцерогеном для человека, ни мутагеном для животных, не приводит к сокращению популяций птиц, что до остальных случаев ущерба окружающей среде, то они были исключительно локальными и объяснялись сильной передозировкой. Ближайший аналог ДДТ - малатион стоит в два раза дороже и требует в два раза более частого применения. Дельтаметрин, еще один инсектицид - в три раза дороже, а высокоэффективный пропоксур, почитаемый как замена ДДТ - в двадцать три раза. Для бедных стран со скромными бюджетами такие цены оказываются просто недоступными.

Несмотря на все это, в 1995 году Программа по защите окружающей среды ООН (United Nations Environment Programme) предложила внести ДДТ в список 12 всемирно запрещенных препаратов-загрязнителей, правда, под нажимом ВОЗ к 2000 году от этой идеи пришлось отказаться.

С запрещения ДДТ в 1972 году по сути началось восхождение энвайронменталистов во власть в США. Именно в этот момент на Агентство по защите окружающей среды, основанное за два года до этого, стали смотреть как на организацию с большими возможностями.

Об озоновой дыре впервые заговорили в 1957 году, во время международного геофизического года, когда английские ученые провели измерения количество озона над Антарктикой и обнаружили значительные колебания толщины озонового слоя. Действительно, в конце полярной зимы и в начале полярной весны количество озона сокращается на десяток, два десятка, а то, бывает, и три десятка процентов, но потом, по мере наступления полярного лета, количество озона увеличивается и снова выходит на прежнюю норму. То есть происходит колебательный процесс. Сейчас известно, что в течение двух месяцев наблюдается утончение слоя, и в эти месяцы возрастает количество ультрафиолетового света, вредного для всего живого, потому что этот свет уничтожает бактериальную форму существования. Применительно к человеку, считается, что утончение озонового слоя приводит увеличению заболеваемостью меланомой и другими формами рака кожи.

В разрушении озонового слоя были обвинены так называемые "фреоны", химические вещества, используемые в качестве хладогенов в холодильниках, вспенивающих агентах, а также при производстве аэрозольных баллончиков. Доминирующая на сегодняшний день научная теория гласит, что в результате процессов атмосферной конвекции они поднимаются в верхние слои атмосферы, скапливаются над полюсами, где и вступают в химическую реакцию с озоном, тем самым разрушая его. В результате, большинство стран мира приняло решение на государственном уровне отказаться от производства фреонов. 23 января 1978 года Швеция стала первой страной, запретившей аэрозольные баллончики из-за якобы исходившей от них угрозы. 16 сентября 1987 года был подписан так называемый "Монреальский протокол" (вступил в силу в январе 1989 года), страны-участники которого, в том числе и СССР, обязались постепенно отказаться от производства и использования фреонов. На сегодняшний день к этому протоколу присоединились 183 страны. К 1996 году все развитые страны прекратили использование фреонов.

Как уже отмечалось ранее, любые меры, принятые на межгосударственном уровне, содержащие негативные эффекты для отдельных стран будут оставаться предметом серьезных разногласий. Всегда будут сохраняться споры о том, является ли научное понимание проблемы достаточным для принятия столько жестких превентивных мер. В этой связи стоит заметить, что подписание Монреальского протокола столь большим числом стран связано с тем, что считалось, что фреоны можно заменить с относительно небольшими издержками для экономики.

Опасения по поводу "глобального потепления" впервые возникли в конце 70-х годов прошлого века, когда стало очевидно, что национальная энергетическая политика администрации Картера не приносит нации никакой пользы.

По словам ученых, причина глобального потепления - так называемый "парниковый эффект": Земля получает энергию от Солнца, в основном, в видимой части спектра, а сама излучает в космическое пространство, главным образом, инфракрасные лучи. Однако многие содержащиеся в ее атмосфере газы - водяной пар, двуокись углерода (СО2), метан, закись азота и т. д. - прозрачны для видимых лучей, но активно поглощают инфракрасные, удерживая тем самым в атмосфере часть тепла. Парниковый эффект является естественным и необходимым для жизни на Земле. Однако, в последние десятилетия содержание "парниковых газов" в атмосфере очень сильно выросло: СО2 - более чем на треть, метана - в 2,5 раза. Появились и новые, ранее просто не существовавшие вещества с "парниковым" спектром поглощения - прежде всего фторуглеводороды. Причина быстрого роста количества парниковых газов очевидна, - человечество сейчас сжигает за день столько ископаемого топлива, сколько его образовывалось за тысячи лет в период образования месторождений нефти, угля и газа. Согласно прогнозам, в течении следующих 100 лет количество CO2 в атмосфере в результате человеческой активности удвоится.

Основное решение, предлагаемое энвайронменталистами и государственными чиновниками многих стран - принудительное ограничение выбросов CO2 и других "парниковых газов" в атмосферу. Такиемерыпредусматриваютсятакназываемым"Киотскимпротоколом".

ВСШАосновнойоппозициейКиотскомупротоколуявляется "Коалицияхолодныхголов" (Cooler Heads Coalition), котораявключаетвсебяболее 60 общественныхорганизаций, втомчисле: Alexis de Tocqueville Institution, American Legislative Exchange Council, American Policy Center, Americans for Tax Reform, Association of Concerned Taxpayers, Center for Security Policy, Citizens for a Sound Economy, Committee for a Constructive Tomorrow, Competitive Enterprise Institute, Consumer Alert, Defenders of Property Rights, Frontiers of Freedom, George Marshall Institute, Heartland Institute, Heritage Foundation, National Center for Policy Analysis, National Center for Public Policy Research, Pacific Research Institute, Seniors Coalition, Small Business Survival Committee, The Advancement of Sound Science Coalition, The Independent Institute.

Отказавшись от подписания Киотского протокола, представители США и Австралии заявили, что собираются регулировать эмиссию CO2 собственными способами. Некоторые штаты в США уже приняли весьма строгие ограничения на этот счет.

Некоторые компании, например British Petroleum - Amoco, добровольно или под давлением "зеленой" общественности приняли на себя обязательства по сокращению выбросов "парниковых газов". Вместе с тем, часть из них пытается пролоббировать введение обязательных требований для остальных компаний отрасли, чтобы компенсировать потерю конкурентоспособности.

Общественные группы, представляющие интересы большей части заинтересованных предпринимателей, заявляют о том, что незначительное потепление (если оно есть) не представляет никакой угрозы, а если и представляет, то рыночные механизмы лучше справятся с проблемой, чем государственное вмешательство.

Загрязняющие вещества, поступающие в окружающую среду на территории одного государства, в результате процессов переноса могут пересекать национальные границы и загрязнять территории других государств. Основную роль в трансграничном загрязнении практически повсеместно играют атмосферные выбросы. Это связано с тем, что именно в этом случае наиболее часто реализуются возможности дальнего, в том числе трансграничного, переноса загрязняющих веществ. В ряде районов проблема трансграничного атмосферного переноса загрязняющих веществ носят весьма острый характер. Это связано с непосредственной близостью к границе отдельных предприятий, выбрасывающих в атмосферу значительные количества загрязняющих веществ.

Отсутствие разграничения прав собственности на мировой океан и атмосферу привели к тому, что в 50-е годы началось международное движение за подписание различного рода соглашений о регулировании загрязнения. В 70-х годах оно начало оформляться в международные договора. В 1973 году была подписана Конверция Марпол (MARPOL)по предотвращению загрязнения с судов (в 1978 году изменена специальным протоколом). Международные аспекты загрязнения воздуха в Европе в настоящее время регулируются Конвенцией "О трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния", подписанной в рамках Европейской экономической комиссии ООН в 1979 году. К этому международному соглашению в настоящее время присоединились 49 государств, в числе которых и Россия. Конвенция направлена на разработку общей политики и стратегии в сфере борьбы с загрязнением воздуха, что достигается путем внедрения "сопоставимых процедур для проведения мониторинга, разработка совместной программы мониторинга окружающей среды на основе существующих национальных и международных программ, а также осуществление обмена национальными данными о состоянии атмосферы".

Наряду с основным текстом конвенции существует ряд протоколов по отдельным видам загрязнения воздуха. Один из последних протоколов был подписан 24 июня 1998 года в Орхусе (Дания) и ограничивает страны-участники протокола по выбросам "тяжелых металлов, которые подвергаются трансграничному атмосферному переносу на большие расстояния и, по всей вероятности, могут оказывать значительное вредное воздействие на здоровье человека или окружающую среду" (выделение автора).

2.4 Международные организации зеленых движений

Greenpeace была основана в 1976 в Ванкувере (Канада) американcкими гражданами, бежавшими туда от призыва. Сейчас это практически глобальная организация с офисами в 24 странах и штаб-квартирой в Амстердаме. Несмотря на рождение в Канада, Greenpeace намного более популярен в Европе. Одна из причин этого в том, что в Европе не существует строгих законов о раскрытии информации по отношению к общественным организациям: поэтому точные источники финансирования Greenpeace известны только в США.