Смекни!
smekni.com

Особенности внешнеэкономической деятельности российских предприятий на примере ООО "Портал" (стр. 5 из 20)

Некоторые свободные торговые зоны предоставляют скидки по НДС, однако, опять же, не стоит брать их в расчет в долгосрочной перспективе. Из 17% НДС, 12,5% подлежит зачислению в центральный бюджет страны, оставшаяся часть остается в распоряжении местного правительства. Ситуация, когда местные власти предлагают возврат вам этой части налога, осуждается Пекином, и эти суммы могут быть взысканы позднее, если Центральное Правительство запретит такую практику[8].

Доля Китая на мировом рынке стремительно увеличивается.

Заместитель министра торговли КНР Чжон Шан 27 декабря 2010 года объявлял, что его страна продолжит наращивать свою долю в мировом экспорте. Данные, опубликованные 11 января 2011 года, свидетельствуют, что объем китайского экспорта в декабре был выше, чем год назад. В целом за год спад экспорта составил в КНР 17%, однако для других стран этот показатель еще выше. В результате Китай обогнал Германию, став ведущим мировым экспортером, и его доля в мировом экспорте увеличилась почти до 10% по сравнению с 3% в 1999 году.

Китай удерживает и значительную долю американского рынка. В первые десять месяцев 2010 года США импортировали из Китая на 15% меньше товаров, чем за аналогичный период 2009 года, однако их импорт из других стран упал на целых 33%, что позволило увеличить долю КНР на рынке США до 19%. И хотя дефицит США в торговле с Китаем снизился, на нее по-прежнему приходится почти половина общего дефицита США, что выше доли в одну треть за 2009 год.

Большая часть иностранных экспертов утверждают, что главной причиной, по которой доля Китая в мировом экспорте растет, является то, что Пекин сознательно поддерживает слабый юань. Но есть и еще несколько причин, почему в то время, как его конкуренты страдают от рецессии, Китай наращивает свой экспорт. Снижение доходов заставляет потребителей обратить свой взор на более дешевые товары, а отмена в январе 2010 года международных квот на рынке текстиля позволила китайцам увеличить свою долю на нём.

За десять лет до 2009 года экспорт Китая возрастал на 23% ежегодно в долларовом исчислении, темпами в два раза более высокими, чем мировая торговля в целом. Если развитие и дальше продолжится такими шагами, то в течении 10 лет Китай захватит четверть всего мирового экспорта. Это превысит пиковую долю США в этом сегменте, которая пришлась на 50-е годы и равнялась 18%, а потом упала до 8%.

Следует отметить, что велика вероятность того, что следующем десятилетии экспорт Китая будет расти более медленно, поскольку спрос в странах с развитой экономикой падает. Однако, скорее всего, доля Китая на мировом рынке продолжит расширяться. По прогнозам МВФ к 2014 году доля Китая в мировом экспорте достигнет 12%.

Доля Китая в настоящее время соответствует пиковому значению доли Японии в мировой торговле, которое было достигнуто в 1986 году. Однако затем эта доля упала менее, чем до 5%. По японским экспортерам ударил курс йены, взлетевший более, чем на 100% по отношению к доллару в период 1985–1988 гг. Многие тогда перенесли производства за рубеж, прежде всего, в Китай. Общая доля на экспортном рынке четырех восточноазиатских стран (Гонконга, Сингапура, Южной Кореи и Тайваня) также достигла 10%, прежде чем снизиться[9].

В аналитических материалах МВФ, опубликованных в 2010 году, подсчитано, что если Китай сохранит свою зависимость от экспорта в ближайшие годы и при этом будет поддерживать годовой рост ВВП на нынешнем уровне в 8%, то к 2020 году его доля в мировом экспорте достигнет 17%. Рассчитывая возможность такого варианта, авторы анализируют глобальные возможности абсорбции товаров для трех экспортных областей – сталелитейной промышленности, судостроения и машиностроения.

Эксперты заключают, что для достижения таких показателей роста экспорта Китай должен будет значительно снизить цены – как за счёт повышения производительности, так и ужимания прибылей. А это всё трудно осуществить. Уже сейчас во многих экспортных отраслях маржа крайне узка.

Однако будущий экспорт Китая будет развиваться не только на основе уже существующих отраслей, но также и на базе высокотехнологичной продукции – такой, как компьютерные чипы или автомобили.

Японский экспорт, в свое время, также развивался по пути увеличения доли добавленной стоимости. Однако этого оказалось недостаточно, чтобы удержать свою долю мирового рынка.

Китай же имеет инструменты контроля за движением капиталов, и это дает возможность избежать резкого взлета курса национальной валюты, что и произошло в Японии 80-х. Если Китай однажды и решится на укрепление юаня, то он будет это делать постепенно.

Еще одна характерная особенность экономики Китая – ее обширность и многоуровневость. Экономика Китая – это, собственно, несколько разных экономик с различным уровнем заработной платы.

В свое время Япония, начав экспортировать товары с более высокой добавленной стоимостью, одновременно повысила производительность труда вкупе с ростом заработной платы. В результате тот же японский текстиль оказался неконкурентоспособным.

Китаю это не грозит. Здесь в более богатых восточных районах сосредоточено производство высокотехнологичных товаров, в то время как производство других, например, одежды и обуви, может быть перенесено во внутренние районы, где зарплаты, а значит, и расходы – меньше. В результате Китай может оставаться конкурентоспособным еще долгое время и во многих областях.

Многие на Западе, в том числе и экономисты, считают свои страны жертвами китайского «протекционистского меркантилизма» и призывают оградиться от него также протекционистскими мерами. Однако иностранцы смотрят лишь на одну сторону медали. Импорт Китая рос более динамично (на 27% в ноябре) в то время, как экспорт продолжал падать. Рост экспорта США в Китай (это третий по значению экспортный рынок для США) вырос на 13% в то время, как экспорт в Канаду и Мексику (первый и второй по значению экспортные рынки США) упал на 14%.

Многие аналитики, например, в МВФ, ожидают в 2011 году активного сальдо торгового баланса КНР в том случае, если правительство решится на более серьезные шаги, в том числе – и ревальвацию юаня. В то же время многие аналитики считают, что Китай делает больше для восстановления глобального баланса, чем Запад. Восстановление баланса сегодня требует, чтобы Китай больше тратил, а США больше сберегали. И Китай сегодня делает значительно больше для увеличения внутреннего спроса (например, льготы при покупке автомобилей и товаров длительного спроса, увеличение расходов на здравоохранение), чем США для увеличения накоплений. Их уровень сегодня составляет лишь 10% ВВП – наполовину меньше того, что был десятилетие назад.

Итак, можно сделать вывод об успешности экономической стратегии Китая. Это подтверждают как базовые показатели развития страны (ВВП, объем и темпы роста экспорта, изменение производственной структуры, повышение эффективности промышленных предприятий и др.), так и анализ отраслевой структуры производства и экспорта Китая.

Следует отметить, что в последнее время центр тяжести экономического роста переносится на северные провинции Китая, а главной движущей силой экономического развития стала тяжелая промышленность.

Также замечено, что добавленная стоимость, произведенная на промышленных акционерных предприятиях со смешанным типом собственности, составила около 50% всей добавленной стоимости в промышленности, что говорит об увеличивающейся экономической роли таких предприятий.

Китайские экономисты в ближайшие полвека ожидают следующих тенденций:

· Доминирование в экономике информационного и интеллектуального труда, и, следовательно, высокое влияние ИТ;

· Усиление процесса мировой экономической интеграции. Темпы роста мировой торговли превысят темпы роста мировой экономики;

· Обострение экологических проблем и многократный рост интенсивности использования природных ресурсов;

· Усложнение мировых политических и экономических отношений, с вероятным перемещением центра мировой цивилизации в восточную Азию.

Из этого делаются выводы, что первая половина XXI века станет для Китая решающей. Если за это время страна не завершит индустриализацию народного хозяйства, не наладит массовое производство высоких технологий и не сформирует информационную экономику, то разрыв между Китаем и развитыми странами будет только возрастать.

Аналитики КНР предсказывают следующие процессы:

· Продолжение стабильного и высокого экономического роста, чтоприведёт к сильному повышению рейтинга КНР в мире. В первую половину XXI века Китай войдёт в тройку мировых лидеров (вместе с США и ЕС).

· Многоуровневая система потребительского спроса сформирует многоотраслевую производственную структуру. Разница в доходах, получаемых на различных рабочих местах, возрастёт.

· Ключевыми отраслями экономики станут сферы применения высоких технологий. При этом будет происходить снижение объема традиционных форм производства, таких как текстильная, сталелитейная и цементная промышленность.

· Проблемы занятости в аграрном секторе ещё более обострятся.

· Увеличится разрыв между уровнем развитости восточных и центрально-западных регионов.

· Обострится проблема баланса экономики и экологии.

· Интеграция Китая в мировую экономику многократно усилится[10].

Таким образом, в ближайшие двадцать лет, а может быть и раньше, Китай превратится в страну с самой развитой экономикой.