Рис. 1.16
Субсидия заработной платы (рис. 1.16г) в отличие от пособий по поддержке благосостояния усиливает мотивацию к труду. Она может выплачиваться либо как фиксированная доплата, либо как процентная надбавка к основной ставке заработной платы. Стимулирующий эффект при этом заключается в том, что если индивидуум не работает, субсидия не выплачивается, однако если он начинает работать, его доход с учетом субсидии возрастает больше, чем если бы он получал только рыночную заработную плату.
Субсидирование заработной платы меняет наклон линии бюджетных ограничений, т. е. возникает как эффект замещения, так и эффект дохода, действующие в противоположном направлении. Их совокупное действие будет зависеть от того, какой эффект по абсолютному значению больше (так как теоретически это предсказать нельзя, то на рисунке новая точка ЕS, максимизирующая полезность, условно показана не меняющей количество часов работы).
Уровень участия в рабочей силе реагирует на уровень безработицы. Возможны два случая. Первый, когда в периоды высокой безработицы часть людей разочаровывается в поиске работы и выходит из рабочей силы, возвращаясь к ведению домашнего хозяйства, учебе или досрочно выходит на пенсию. Такое явление в экономике называется эффектом отчаявшегося работника. Второй, когда в периоды безработицы часть людей вступает на рынок труда, чтобы поддержать доход семьи, который мог уменьшиться из-за потери работы основным работником в семье. Такое явление получило название эффекта дополнительного работника.
Рис. 1.17
Изменение уровня безработицы влияет на изменения ожидаемой заработной платы и других доходов, поэтому эффекты отчаявшегося и дополнительного работника могут в краткосрочном периоде рассматриваться аналогично эффектам замещения и дохода в предложении труда.
Высокий уровень безработицы означает, что с большой степенью вероятности при потере работы основным работником в семье доход семьи временно сокращается и дополнительные члены семьи будут стремиться выйти на рынок труда, чтобы компенсировать потери дохода. Возникает эффект дохода, который приводит к эффекту дополнительного работника. Он представлен на рис. 1.17а. Первоначально второй член семьи (жена) не работает и имеет уровень нетрудового дохода V0, обеспечиваемый ей в том числе заработной платой основного работника в семье (мужа). После того, как в результате безработицы муж теряет работу и получает только пособие по безработице, уровень нетрудового дохода становится V1. При данной рыночной ставке заработной платы для жены w она примет положительное решение о предложении труда, которое составит H1, а общий доход будет равен Y1.
С другой стороны, если уровень безработицы высок, то избыточное предложение на рынке труда будет оказывать давление на заработную плату, заработная плата испытывает тенденцию к снижению, цена досуга (альтернативные издержки или упущенный доход от неучастия в рабочей силе) временно сокращается и, следовательно, люди стремятся заменить досугом деятельность на рынке труда. Аналогичный результат может быть получен и тогда, когда заработная плата не снижается, но сокращается ожидаемая заработная плата при поиске работы за счет того, что вероятность найти рабочее место с приемлемой заработной платой из-за высокого уровня безработицы становится существенно меньше. Возникает эффект замещения, который приводит к эффекту отчаявшегося работника. Он представлен на рис. 1.17б. Первоначально для второго работника в семье (жены) предложение труда составляло H0 при нетрудовом доходе V0. Безработица привела к снижению ставки заработной платы от w0 к w1. Новая ставка заработной платы стала меньше резервной заработной платы жены, и она принимает решение не работать.
Эффекты дополнительного и отчаявшегося работника действуют в противоположном направлении, их совокупное воздействие будет зависеть от абсолютной величины этих эффектов. Как правило, эффект дополнительного работника уступает эффекту отчаявшегося работника, так как тенденция увеличения участия в рабочей силе сокращает возможное число дополнительных работников, снижение же ожидаемой реальной заработной платы и уменьшение количества рабочих мест может затронуть практически все семьи.
Ситуация, аналогичная эффекту отчаявшегося работника, может возникнуть при определенном типе пособия по безработице, когда право на получение пособия ставится в зависимость от уровня доходов семьи (рис. 1.18). Первоначально при условии занятости основного работника и при данной ставке заработной платы w второй работник в семье (жена) имеет предложение труда, равное H0. При потере работы мужем и снижении нетрудового дохода с V0 до V1 предложение труда жены возросло бы до H1. Но мужу выплачивается пособие по безработице Ви при условии, что доход семьи не превышает V2, если суммарный доход превышает V2, то пособие по безработице сокращается на величину превышения. Тогда жене выгодно не работать вообще, перейдя на кривую безразличия I2, соответствующую более высокому уровню полезности.
Рис. 1.18
Выделяются три модели семейных решений о предложении труда:
«шовинистические», в которых доминирующий член семьи принимает решение о предложении труда независимо от других членов семьи, а остальные члены семьи принимают свои решения, рассматривая его заработную плату как часть нетрудового дохода;
предполагающие максимизацию общей семейной функции полезности при наличии семейных бюджетных ограничений;
предполагающие максимизацию индивидуальной полезности при наличии семейных бюджетных ограничений.
В «шовинистических» моделях семейных решений о предложении труда глава семьи независимо от других членов семьи максимизирует свою функцию полезности и находит оптимальное количество часов работы Нm*:
H*m = H*m (wm/p, Vm/p).
Этому количеству часов работы соответствует доход от трудовой деятельности Y*m:
Y*m = (wm/p) H*m.
Когда H* и Y* определены, другой супруг максимизирует свою функцию полезности Uf = Uf (Cf, Lf), исходя из решения главы семьи, при этом его бюджетные ограничения будут включать как собственные доходы, так и нетрудовой доход, в который входит собственно нетрудовой доход семьи Vh и заработок главы семьи:
(wf/p) Hf + [(Vh)+Ym) ³Cf.
В моделях, предполагающих максимизацию семейной функции полезности при наличии семейных бюджетных ограничений, функция полезности имеет вид:
Uh = Uh (C1, C2, . . , Ck, L1, L2, . . , Ln), т. е. максимизируется потребление k различных благ n членами семьи. Если цены на блага остаются в неизменной пропорции, то набор благ можно представить в качестве сложного агрегированного блага СЛ, и функция полезности примет вид:
Uh = Uh (Ch, L1, . . , Ln).
Семейные бюджетные ограничения будут иметь вид:
или с учетом сведения набора потребительских благ в единое агрегированное благо Ch:
(wi / р) Hi + (Vh /p) ³Ch, при Hi = Т-Li.Решением этой модели будет множество оптимальных часов работы для каждого члена семьи:
H*i = H*i (w1/р, w2/р, . . , Vh/p).
Таким образом, количество часов работы каждого члена семьи зависит от ставки реальной заработной платы других членов семьи, цены потребительских благ и нетрудового дохода семьи.