Смекни!
smekni.com

Авторские и смежные права в шоу-бизнесе (стр. 20 из 22)

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) сделала решительную заявку на управление процессом. Она инициировала ряд важных исследований по масштабным новым направлениям, таким как репрография, кабельное телевидение, частное копирование, компьютерное программное обеспечение, прокат и представление фоно- и видеоматериалов и спутниковые передающие системы. За этими проектами последовали дальнейшие серии исследований по восьми категориям продукции в 1986-1987 гг.: печатной продукции, аудиовизуальной продукции, фонограммам, визуальному искусству, архитектуре, прикладному искусству, драматическому, хореографическому и музыкальному искусству. Генеральный директор ВОИС назвал это переоценкой, переучетом и дальнейшим планированием практически всего спектра авторских прав».

Другой, не менее важной сферой деятельности ВОИС является предоставление помощи в разработке нового законодательства для стран, где оно отсутствует, и по пересмотру существующего законодательства, которое перестало отвечать реальным потребностям тех или иных государств и значительно устарело.

Однако, принятие нового законодательства в данном конкретном государстве еще не означает завершение деятельности ВОИС. Для того, чтобы он начал действовать необходимы соответствующий административный механизм и правовые процедуры.

Российский закон об авторском праве отнюдь не лишен недостатков. Так, в работе уже указывалось на отсутствие правомочия автора на опубликование произведения и права следования во втором пункте ст. 16 Закона, а также неудачность введения права на защиту репутации взамен правомочия на неприкосновенность ( ст. 15 Закона). Вместе с тем ряд его положений нуждается в конкретизации. Часть исследователей в этой связи полагают, что ряд объектов авторского права осталось вне его регламентации, в связи с чем прослеживается тенденция к разработке законов об отдельных объектах авторских прав. Действующий закон однако отвечает основным требованиям действующих международных конвенций и получил положительное заключение Всемирной организации интеллектуальной собственности. Таким образом, проблемой номер один на сегодняшний день является возможность применения нового закона, а также создание соответствующей системы, обеспечивающий практическую реализацию авторских прав.

Существенному улучшению состояния дел в области защиты авторских прав, может способствовать введение в дополнение к закону уголовных и административных санкций.

В то же время, учитывая растущую значимость интеллектуальной собственности в мировой торговле, ряд развитых в экономическом плане государств выступает за параллельное использование регулирования торговой политики с помощью методов, разработанных Всемирной торговой организацией (ВТО). Это можно проиллюстрировать подписанным во время уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ (ВТО) Соглашением об относящихся к торговле аспектам прав интеллектуальной собственности.

Текст документа содержит многочисленные полностью независимые один от другого элементы. Они связаны в единое целое идеей об «общем компромиссе».

Открывающиеся для России перспективы широкого выхода на международный рынок предполагают необходимость ознакомления с уже существующими способами защиты авторских прав, основными направлениями дискуссии за рубежом, а также ее участия в решениях возникающих проблем.

Заключение

В результате выполненного дипломного исследования можно сделать следующие выводы и заключение.

Последние десять лет в России активно и успешно развивается новая отрасль индустрии развлечений - музыкальный шоу-бизнес, одной из существенных составляющих которого является гастрольно-концертная деятельность. Однако данный факт не получил необходимого признания на государственном уровне и в настоящее время правовое регулирование в данной области практически отсутствует.

При этом существует насущная необходимость законодательного регулирования взаимоотношений между государством и участниками рынка, непосредственно занимающимися данным видом деятельности, а также между самими участниками рынка, что признает большинство профессионалов, много лет успешно и плодотворно работающих в этой области, а также общественность, представляющая интересы потребителей этого вида услуг.

Таким образом назрела необходимость принятия Федерального закона в сфере шоу-бизнеса.

Целями разработки настоящего проекта Федерального закона о правовом регулировании авторских прав в сфере шоу-бизнеса должны стать:

1. Создание благоприятных условий для развития гастрольно-концертной деятельности в области музыкального шоу-бизнеса в Российской Федерации.

2. Защита населения от некачественных и вредных по своему содержанию концертно-зрелищных мероприятий, содержащих призывы к экстремизму, насилию, применению наркотиков и пр.

3. Создание условий, необходимых для устранения возможности проведения различного рода махинаций и мошенничества при проведении концертно-зрелищных мероприятий в области музыкального шоу-бизнеса.

4. Упорядочение деятельности физических и юридических лиц, участвующих в гастрольно-концертной деятельности в области музыкального шоу-бизнеса.

5. Установление ответственности организаций, осуществляющих гастрольно-концертную деятельность в области музыкального шоу-бизнеса при проведении концертно-зрелищных мероприятий.

6. Увеличение налоговых поступлений, рост доходов федерального бюджета и бюджетов иных уровней за счет упорядочения гастрольно-концертной деятельности в области музыкального шоу-бизнеса.

7. Создание условий для борьбы с незаконным оборотом контрафактной («пиратской») аудиовизуальной продукции.

Хорошо известно огромное влияние на массовое сознание концертной деятельности и различных шоу-мероприятий. Зачастую высказывания и призывы молодежных музыкальных кумиров, звучащие со сцены, несут в себе немалую долю агрессивности. В связи с этим нельзя недооценивать возможность резко отрицательного влияния таких шоу-концертов на молодежь, нельзя не думать об идеологии подрастающего поколения, которое является основным потребителем продукта шоу-бизнеса на таких мероприятиях.

Большую обеспокоенность вызывает то, что в случаях проявления агрессивности со сцены, создающей реальную угрозу жизни и здоровью зрителей, пришедших на концерт (в основном молодого поколения), ответственность за возможные негативные последствия возложить не на кого. То есть, при наступлении неблагоприятных правовых последствий (нанесение физических и психических увечий гражданам, имущественного вреда концертным площадкам и пр.) лица, задействованные в проведении данных мероприятий, стараются возложить ответственность за причиненный вред друг на друга, т.е. органы правопорядка указывают на музыкальный коллектив, музыкальный коллектив на организаторов концерта, на администрацию города на продюсерскую группу и т.п. Принятие Закона, устанавливающего пределы ответственности каждого участника подобных правоотношений, существенно изменило бы существующую ситуацию.

Отсутствие правового регулирования в данной области создает благоприятную атмосферу для активизации различного рода мошенников, наживающихся на концертных мероприятиях. Хорошо известны факты, когда вывешиваются афиши, продаются билеты, после чего никаких концертных мероприятий не проводится, а «фирмы-однодневки», гарантировавшие проведение концертов, исчезают вместе с деньгами и найти их очень сложно. Либо концертные мероприятия проводятся, но состав исполнителей существенно отличается от декларированного фирмами-организаторами.

В случае принятия Федерального Закона, деятельность мошеннических фирм, фирм, проводящих некачественные или вредные зрелищные мероприятия была бы существенно затруднена, так как необходимым условием для организации концертно-зрелищных мероприятий стало бы наличие государственной аккредитации у той или иной организации.

Очень важным является возможность с введением государственной аккредитации борьбы с теневыми доходами в отрасли. Это был бы существенный добавок в приходную часть государственного бюджета.

Также правовое регулирование в сфере шоу-бизнеса способствует защите авторских и смежных прав. Организация, управляющая правами авторов на коллективной основе – Российское авторское общество сталкивается с серьезными проблемами в части получения авторами вознаграждения за публичное исполнение их произведений на концертных площадках, в связи с тем, что зачастую невозможно определить, кто является организатором мероприятия, т.е. лицом, в силу закона обязанным уплачивать данное вознаграждение. Предложенный в дипломном исследовании механизм подготовки и проведения мероприятий шоу-бизнеса исключил бы возможность ухода от перечисления вознаграждения авторам.

Следует особо подчеркнуть благоприятные экономические, политические, социальные, культурные и правовые последствия принятия законопроекта в сфере шоу-бизнеса.

Принятие законопроекта не потребует от государства каких-либо дополнительных затрат – материальных, финансовых или иных ресурсов для реализации его положений, так как он не предусматривает дополнительного бюджетного финансирования.

Принятие законопроекта вызовет необходимость разработки и принятия Правительством Российской Федерации ряда нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию положений данного законопроекта. Законопроект предусматривает регулирование данного рода деятельности не только со стороны государственных структур, но и со стороны самих профессиональных участников данного рынка услуг, предполагая создание объединений организаций, осуществляющих гастрольно-концертную деятельность в области музыкального шоу-бизнеса. Они безусловно будут заинтересованы осуществлять общественный контроль соблюдения законодательства организациями, реализующими гастрольно-концертную деятельность в области музыкального шоу-бизнеса в интересах своих членов.