Изложенные взгляды о примате личных прав над имущественными не могут быть признаны убедительными. Несмотря на индивидуальную окраску, произведение постепенно отделяется от личности его создателя и становится самостоятельным духовным достоянием.
В условиях рыночной экономики, когда произведение начинает выступать в качестве своеобразного товара, целью авторского права должно быть обеспечение оборачиваемости произведения и возможности его использования. Для автора же может быть важен как личностный, так и имущественный аспект (например, в случае нарушения, автор может отдавать предпочтение восстановлению тех или иных прав). Отсюда следует вывод о несоизмеримости авторских прав.
Довольно трудно согласиться с мнением отдельных юристов о том, что имущественные права возникают позже личных (например, в результате заключения договора), поскольку момент реализации имущественных прав они принимают за момент их возникновения, тогда как в действительности, «реализация права может иметь место иногда значительно позднее момента их возникновения». «Ошибочной является сама концепция выведения имущественных правомочий автора из его личных прав» -пишет В.И. Серебровский.
Как верно отмечает М.В. Гордон, оба вида таких правомочий занимают по существу одинаковое место в системе авторского права.
Признание приоритета за одним или другим из этих прав для обоснования единой природы авторских прав привело бы к искажению их сложного строения, но не смогло бы выявить их истинную правовую природу.
На этих же позициях стоит и гражданское законодательство, устанавливая, что личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения (ст. 15, п. 3 Закона).
Среди личных неимущественных правомочий автора, в том числе и создающего произведения в сфере шоу-бизнеса, можно выделить следующие: 1) право авторства; 2) право на имя; 3) право на обнародование; 4) право на защиту репутации автора; 5) право на отзыв; 6) право доступа. Закон содержит значительно более полный перечень личных неимущественных правомочий по сравнению с прежним советским законодательством, закреплявшим за автором право на опубликование, на авторское имя, на неприкосновенность произведения (ст.479 ГК РСФСР). Право авторства лишь подразумевалось, однако прямых указаний в отношении данного правомочия ГК 1964 г. не содержал.
1. Право авторства.
Право на авторство является правом создателя произведения считать себя его автором и требовать обозначения своего имени при использовании произведения. Оно является основным, поскольку все остальные правомочия могут принадлежать автору лишь в случае, если он имеет право авторства.
Право авторства неотделимо от личности создателя произведения, действует в течение всей его жизни и прекращается смертью. Оно возникает в силу самого факта создания произведения и не зависит от того является ли произведение обнародованным, используется ли оно кем-либо или нет. Опираясь на это право, создатель может требовать защиты своих интересов в случае присвоения авторства другим лицом (плагиат).
Плагиат - воспроизведение под своим именем содержания чужого произведения в целом или в части, без указания его автора и источника заимствования. Не всякое воспроизведение является плагиатом. Иногда авторам приходится опираться на труды предшественников. Но плагиат будет иметь место лишь тогда, когда полностью или частично воспроизводится содержание произведения.
Присвоение авторства наказуемо в уголовном порядке в соответствии со статьей 146 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), равно как и незаконное использование объектов авторского права, причинившее крупный ущерб. Присвоение авторства может состоять также в выпуске чужого произведения под своим псевдонимом, в выпуске произведения, созданного совместно с другими авторами, без указания фамилий соавторов, в использовании в своих трудах произведений без ссылки на автора и т.п. Плагиат рассматривается как умышленное преступление, поскольку плагиатор не может не сознавать, что приписывает себе чужое произведение.
Будучи абсолютным, право авторства выступает как элемент гражданского правоотношения, которому корреспондирует обязанность всех и каждого воздерживаться от его нарушения. Поэтому его защита должна осуществляться независимо от степени виновности нарушителя, достаточен уже сам факт нарушения. Вот одно из характерных дел. В 1944 году К., находящаяся в местах заключения, направила свой текст песни в редакцию журнала «Советская милиция», но его не опубликовали. В 1977 году К. обнаружила, что ее текст песни используется ансамблем Советской армии
К. обратилась в суд, требуя признать ее автором этого песенного произведения и выплатить ей гонорар за использование. Суд, проверив обстоятельства создания произведения, с помощью экспертизы убедился, что текст песни, обнаруженный в архиве начальника лагеря, в котором сидела К. и, видимо, присланный ему на разрешительную рецензию, не принадлежит перу начальника лагеря , в 1981 вынес решение о признании К. автором и обязал бывшего начальника лагеря выплатить ей вознаграждение за незаконное использование.
В судебной практике нередко встречаются требования, направленные на отрицание авторства. Так, трое научных работников потребовали исключить их из числа десяти соавторов опубликованной научной статьи на том основании, что они своего согласия на соавторство не давали, с изложением фактического материала и с некоторыми концепциями, содержащимися в статье, они не согласны. Отказ в удовлетворении подобной претензии может расцениваться как нарушение права авторства.
Право авторства на одно произведение литературы, науки и искусства может быть результатом деятельности двух или нескольких лиц. Возникают отношения соавторства, которые регулируются ст. 10 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах». В соответствии с ней авторское право на коллективные произведения принадлежит соавторам совместно, независимо от того, образует ли такое произведение одно целое или состоит из частей, которые могут быть использованы самостоятельно. Если отдельная часть может быть использована независимо от других, то она признается имеющей самостоятельное значение. Каждый из соавторов имеет право использовать созданную им часть, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению (если только иное не указано в соглашении).
В Законе также оговорены случаи, когда произведение образует неразрывное целое, и ни один из соавторов «не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения».
Наконец, завершая характеристику данного правомочия, нельзя не отметить, что оно может принадлежать только действительному создателю произведения, является неотчуждаемым и непередаваемым по какому-либо основанию, в том числе по договору или наследству. Однако наследники автора вправе осуществлять защиту указанного правомочия (статья 29 Закона). В случае присвоения авторства умершего автора третьим лицом они могут возбудить иск о его признании. Кроме того, наследники должны быть привлечены к рассмотрению любого спора, касающегося авторства умершего лица.
2. Право на авторское имя.
На основании Закона (ст. 15, п.1) автор имеет право «использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом, либо без обозначения имени, т.е. анонимно».
В случае отсутствия особых указаний произведение обозначается фамилией, именем и отчеством автора, либо его фамилией и инициалами. Если автор требует изменить их обозначение, такие его требования должны быть выполнены, ибо они являются проявлением права автора на псевдоним.
Выпуск в свет произведения под условным именем встречается нередко. Многие российские и зарубежные деятели шоу-искусства (Мадонна, Вера Сердючка) приобрели известность под своими вымышленными именами. Так, Чехов и Некрасов выступали в своих ранних произведениях под множеством псевдонимов.
Действительно, у автора могут быть весьма уважительные причины использования псевдонима, в частности, неблагозвучность его подлинной фамилии, ее совпадение с фамилией другого автора, служебное положение автора. Иногда это намерение вызвано нежеланием автора публиковать под своим именем произведение, не характерное для его творчества.
Право на псевдоним может быть ограничено в судебном порядке, если пользование этим правом нарушает интересы граждан, организаций или общества в целом. Так, если автор подписывается псевдонимом, совпадающим с именем другого автора, псевдонимом, производным от именования организации, или именем известного общественного деятеля, то по иску заинтересованных лиц суд вправе запретить пользование таким псевдонимом.
Право на авторское имя может быть реализовано путем опубликования произведения без указания имени создателя, т.е. анонимно. В данном случае воля автора направлена на то, чтобы не связывать созданное им произведение со своим именем. Иногда имя автора не указывается в связи со сложившимся порядком опубликования тех или иных произведений, например, статей в газетах и журналах, а также в и словарях справочниках. В этом случае гражданское имя автора должно быть известно издательству, в частности, для того, чтобы оно могло составить правильное мнение о возможностях автора создать произведение, представляющее собой определенную ценность. Кроме того, издательство не может платить гонорар анониму или лицу, которое ему неизвестно. Поэтому в заключенном с автором договоре указывается его подлинное имя, а в скобках - псевдоним .
Если личность автора, опубликовавшего свое произведение анонимно или под псевдонимом, находится под сомнением, то издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного, считается представителем автора в соответствии с законом. В этом качестве он имеет право защитить права автора и обеспечивать их исполнение. В Законе обозначено, что такое положение действует до тех пор, «пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве на произведение»(ст.9, п.З).